из опыта работы «Развитие интеллектуально – творческого потенциала у воспитанников, через инновационные технологии».

Автор: Сепливенко Елена Алексеевна

Процесс развития интеллектуально – творческого потенциала у детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Я считаю, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. И для этого необходимо создать условия. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных  инновационных технологий.

В своей работе с детьми подготовительной группы «Капитошки» по развитию интеллектуально – творческого потенциала у детей дошкольного возраста  я использую современные инновационные технологии. Понаблюдав за детьми я пришла к выводу, что в старшем дошкольном возрасте  преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.  И ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. То в образовательной деятельности по речевому развитию я стала использовать мнемотаблицы, которые учат детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, пересказывать литературные произведения.

Так же часто в своей работе использую технологию проектов. Проектная деятельность — способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Ведь именно в проектной деятельности происходит развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В течение учебного  периода были разработаны и внедрены следующие проекты с детьми дошкольного возраста: познавательный проект «Мое родное Ставрополье» (03.09. по 31.10. 2019 г), завершился проект литературным калейдоскопом  «Природные памятники села Александровского», изготовлением альбомов «Каменное ожерелье», «Растения Ставропольского края»,  «Александровское – капелька России».

Социально-познавательный проект «Мама – солнышко мое» (11.11. – по 26.11.2019г), по завершении проекта было проведено мероприятие, посвященное Дню матери «Мамочку родную очень я люблю».

         Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил, поэтому использую игровые технологии: Блоки Дьенеша, развивающие игры В. Воскобовича,   Б.П. Никитина, интеллектуальные игры  (на развитие познавательной  активности (ТРИЗ), на развитие логического мышления, социального интеллекта, креативности)

Наиболее эффективными средствами для интеллектуально – творческого развития  являются дидактические игры, интеллектуальные разминки, логико-поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера. Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается, что помогает развитию логического мышления.

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

×
×