Автор: Капустина Лариса Васильевна
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (ВЭГУ)
ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль): Начальное образование
Капустина Лариса Васильевна
КУРСОВАЯ РАБОТА
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Проверил:
Уфа 2022
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы здоровьесберегающих технологий на уроках математики
1.1 Значение здоровьесберегающих технологий в начальном звене школы…..4
1.2 Средства и методы здоровьесберегающих технологий, используемые в образовании………………………………………………………………………….6
1.3 Условия здоровьесбережения младших школьников…………………………….. 9
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Исследование факторов, влияющих на уровень здоровья учащихся начальных классов, на начальном этапе исследования…………………………………………………………………………………… 13
2.2 Педагогический проект на тему «Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе……………………………………………… 18
Заключение……………………………………………………………………………………….. 23
Список использованных источников………………………………………………….. 24
Введение
Актуальность исследования. Для начала определим понятие
«здоровье» – это состояние полного физического, социального, психического благополучия, а не только отсутствие болезней.
Здоровье играет огромную роль в жизни человека. Век информационных технологий не обходит строной ни одного человека. Начиная с маленького возраста дети уже познают современную технику. Идет постоянное обновление и совершенствование различных сервисов и приложений, которые снижают двигательную активность человека, что сказывается на работе организма. Поэтому уже с раннего возраста у детей проявляются проблемы со здоровьем.
Для того, чтобы решить эту проблему в системе образования и применяются здоровьесберегающие технологии.
Одной из важных задач в системе образования – Стремление к здоровому образу жизни.
Такие технологии оказывают огромное влияние на ребенка и на процесс обучения, так и происходит привитие «правильных» привычек. А для того, чтобы это произошло, учителю необходимо планировать урок, подбирая средства для реализации данных задач.
Цель исследования.
Изучение особенностей введения здоровьесберегающих технологий в обучающем процессе, определить уровни умений и навыков младших школьников
Объект исследования.
Процесс введения здоровьесберегающих технологий на уроках математики.
Предмет исследования.
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.
Гипотеза исследования.
Внедрение здоровьесберегающих технологий окажет эффективное
влияние на уровень математических умений и навыков младших школьников.
Задачи исследования:
— рассмотреть теоретические основы введения здоровьесберегающих технологий на уроках математики в начальной школе;
— провести опытно-экспериментальную работу по изучению уровня математических умений и навыков младших школьников;
— организовать эффективную работу по внедрению здоровьесберегающих технологий на уроках математики в начальной школе;
— определить выводы по исследуемой проблеме.
Методы исследования:
Теоретические:
Изучение психолого-педагогических трудов по проблеме исследования, анализ нормативной и методической документации;
Практические:
Педагогический эксперимент, беседа, наблюдение, обработка данных (графические, табличные), оценка результатов исследования.
Методики исследования.
1. Самостоятельная работа по программе «Петерсон» 2 класс.
Организация исследования:
Исследование проводилось на МОУ СОШ №13 г.Бугульма, РТ, в период с января 2021г. по май 2021г.
В исследовании принимали участие 20 учащихся начальной школы.
Структура работы:
Наша работа состоит из введения, двух глав работы, заключения, списка использованной литературы.
Значение здоровьесберегающих технологий в начальном звене школы.
Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как «состояние» полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов. [6, с. 28].
В 1904 году была заложена основа концепции здравоохранения в России. Съезд российских врачей обратил внимание на ряд «вредных последствий школьного здоровья и физического развития учащихся» и предложил ряд мер «по устранению» вредных последствий школьного здоровья и физического развития учащихся [9, с. 62].
В ФГОС поставлена приоритетная задача — формирование здорового и безопасного образа жизни. Более того, внимание уделяется не только физическому здоровью учащихся, но и работе преподавателя. Необходимо, чтобы учитель создавал благоприятную эмоциональную атмосферу в классе, а также заботился о психологическом комфорте своих учеников. [14, с.16].
Согласно нормам Федерального государственного образовательного стандарта, здоровье складывается из различных факторов. Это и физическое развитие, и социальный фактор, и душевное равновесие, и моральная часть. Такой многоуровневый подход приводит к максимальному сохранению здоровья каждого ученика.
В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно 85% всех неуспевающих учащихся имеют слабое здоровье, какое-то недомогание или болезнь, чаще всего совершенно незаметные и излечимые только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Велика роль учителя в формировании здорового образа жизни детей. «Учитель может многое, и если он сделает все возможное для укрепления здоровья школьников, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть — хорошими, умными и здоровыми” Известный советский гигиенист профессор С.М.. Громбах высоко оценивает роль учителя.
Статистика показывает, что здоровье детей в последние годы наблюдается резкое ухудшение.
Несбалансированное питание, сильная загруженность учебного процесса, отсутствие физической активности, не здоровые привычки во многих семьях, неблагоприятные условия окружающей среды являются основными причинами ухудшения здоровья детей.
Если проанализировать статистику, то видно, что количество детей с близорукостью увеличивается от первоклассников до выпускников с 3,9% до 12,3%. Во-первых, дети много времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не соблюдают правила визуальной гигиены, занимаются при плохом освещении — все это приводит к нарушениям зрения. Наша задача вместе с родителями — научить их заботиться о своем зрении.
Во-вторых, статистика медицинского освидетельствования детей также показывает нарушения осанки. Их число увеличивается к концу школы с 1,9% до 16,8%. Современные школьники ведут малоподвижный образ жизни, потому что мышечный аппарат не развивается, мышцы становятся дряблыми и с трудом удерживают позвоночник, осанка искривлена. Длительное сидение за письменным столом усугубляет ситуацию.
Если учитель использует здоровьесберегающие технологии на уроках начальной школы, усталость детей и статическая нагрузка уменьшатся. Также наблюдается рост числа нервно-психических расстройств среди детей. Они отмечаются у 5,6% первоклассников и увеличиваются до 16,4% выпускников. Учителям начальных классов нужно таким образом организовать обучение, чтобы сохранить здоровье учащихся. Использование технологий сберегающих здоровье, в образовательном процессе, поможет решить эту важнейшую на данный момент задачу.
Средства и методы здоровьесберегающих технологий, используемые в образовании.
Существует целый ряд средств, направленных для достижения целей, здоровьесберегающих образовательных технологий. К ним относятся:
— двигательные – это танцевальные движения, упражнения с предметом (мяч, скакалка, обруч…), несложные упражнения для рук, ног головы и корпуса, упражнения для глаз, физминутки, нейрогимнастика, дыхательные упражнения, музыкально-ритмические упражнения и игры, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, подвижные и образные игры, лечебная физкультура, самомассаж рук, спортивные соревнования, релаксация;
— оздоровительные – это занятия на пленэре, в парке, сквере, спортивной или игровой площадке площадке, с учетом погодных условий.
— гигиенические – это соблюдение санитарно-гигиенических требований (по СанПиНу), проветривание класса, влажная уборка с безопасным дезинфицирующим средством, личная гигиена учащихся, соблюдение режима отдыха, сбалансированное питание, ознакомление детей с принципами здорового образа жизни, изучение элементарных навыков первой медицинской помощи, дозированная учебная нагрузка, ознакомление с техникой безопасности.
Их необходимо использовать в системе и комплексно, на занятиях
использовать музыкальное сопровожнение, чередование занятий с низкой и высокой активностью, аудио и видео записи на занятиях, использовать минутки релаксации.
Пропагандировать здоровый образ жизни с помощью массовых мероприятий, спортивных эстафет и соревнований, совместного отдыха с родителями на природе, тематических праздниках здоровья, прогулок на природе, экскурсий по городу и лесу.
Здоровьесберегающие технологии образования делятся на специфические (применяются для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяются в воспитании и обучении) методы. Для оптимального решения задачи здоровьясбережения учащихся, очень важно использовать и те и другие методы.
У методов есть следующие приемы:
— стимулирующие (закаливание, физическая нагрузка, элементы психотерапии…);
— защитно-профилактические (это гигиена обучения, личная гигиена);
— компенсаторно- нейтрализующие (пальчиковая гимнастика, нейрогимнастика, физминутка, дыхательные упражнения, элементы игроритмики, релаксация;
— информационно- обучающие (памятки родителям, учащимся).
Для сформирования здоровьесберегающего пространства нужно много условий: личная заинтересованость учеников, родителей и педагога; материальные возможности, а также профессионализм педагога. Но при желании и правильной организации все получится.
Условия здоровьесбережения младших школьников
Какие же условия для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе?
Во-первых, обучение детей должно проходить в максимально комфортных условиях, требования от учителя, должны быть адекватны и посильны обучающимся.
Во-вторых, педагог должен использовать методы и приемы, которые соответствуют возрастным особенностям младших школьников.
В-третьих, процесс обучения необходимо организовать с учётом пола учащихся, и в соответствии с гигиеническими требованиями. И педагог соответственно не должен забывать учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
В-четвертых, чтобы дети быстро не утомлялись, все виды учебной и физической нагрузки нужно чередовать (обучение за партой и двигательную активность)
Сохранение и укрепление здоровья детей – это главная цель здоровьесберегающих технологий в современном образовании.
Главным требованием ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы является наличие у младших школьников, навыков здорового образа жизни, и знание техники безопасности. Многое зависит от учителя, если он использует приемы сохранения здоровья, то отмечается, что непосредственно у этих учащихся присутствует высокий уровень мотивации в обучении и непосредственно хорошие результаты. Мы все знаем, что лечением должен заниматься врач, но если учитель может организовать обучение таким образом, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребёнка, то в большинстве случаев врач ему уже не потребуется.
Есть ряд условий, при которых применяют здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе:[2 , с.15].
— Соответствие учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности.
— Использование разнообразных методов и форм обучения.
— Рациональное чередование двигательных и статических нагрузок.
— Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, возможность для детей работать самостоятельно и в малых группах.
— Разумное использование наглядности.
— Использование разнообразных форм подачи информации, включая современные информационно-коммуникативные технологии.
— Создание комфортной благоприятной атмосферы в классе для каждого обучающегося.
— Стимулирование положительной мотивации к обучению.
— Развитие у детей навыков, умений и основ знаний по вопросам сохранения здоровья.
Представим принципы организации здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе.
При использовании злоровьесберегающих технологий должны соблюдаться следующие принципы, выделенные Н. К. Смирновым: «Не навреди!» — каждый приём, метод или средство, которое применяется на уроке, не должно наносить вред здоровью детей, поэтому необходимо использовать только проверенные на практике элементы работы [7, с.60].
Главное приоритет заботы о здоровье обучающегося — каждый этап урока должен быть проанализирован и продуман с позиций влияния на психофизиологическое состояние школьников.
Первый показатель :Непрерывность и преемственность — показатель г, что здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе применяются в работе регулярно, ежедневно и на каждом уроке.
Ребёнок – субъект применяемых технологий и их непосредственный участник.
Необходимо учитывать возрастные особенности при подборе содержания обучения. Используемые материалы и их объём должны быть посильны и доступны для ребёнка. Чередование активных видов деятельности предупреждает утомление. Формирование ответственности за свое здоровье у каждого ребенка — важнейшая задача учителя.
.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОХРАНЕНИЮ
ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
После рассмотрения всех теоретических вопросов здоровьесбережения, нужно исследовать факторы, которые влияют на уровень здоровья учащихся начальных классов. База исследования: МБОУ СОШ №13г.Бугульмы. В исследовании приняли участие 20 учащихся начальной школы 3 «В» класса (в возрасте 9-10 лет.) Медицинский работник школы нам предоставил данные медицинского обследования детей. На момент начала эксперимента есть следующие результаты: к основной медицинской группе относится 45% обучающихся, 30% — к подготовительной группе, 20% составляют специальную медицинскую группу, 5% учеников освобождены от занятий.
Среди учащихся есть следующие заболевания: проблемы со зрением, астма, проблемы с кровообращением, болезни нервной системы.
Нами был проведен анализ применения здоровьесберегающих технологий в данном классе до начала исследования.
Учитель использует на уроках игры, интерактивные средства, разнообразные формы проведения уроков: урок-соревнование, урок- викторина, урок-путешествие и так далее.
Кроме того, учитель следит за правильной осанкой учеников. На уроках ребята делают гимнастику для глаз, несложные упражнения для рук и ног.
Учитель старается не перезагружать учеников домашними заданиями. Основные, самые сложные задания разбираются на уроке, а дома остается повторить и закрепить. Чередует различные виды преподавания: словесные, наглядные, самостоятельные.
Мы также исследовали, как школьники относятся к здоровому образу жизни по методике М.В. Гребеневой «Отношение детей к ценности здоровья и здоровому образу жизни» (см. приложение 1) и тест-опросник, направленный на изучение знаний учащихся младших классов о собственном организме (см. приложение 2) [14].
Результаты диагностики учащихся младших классов.
Результаты отношения учащихся к своему здоровью
Таблица 1
Анкетирование показало, что высокий уровень представлений о ценности здоровья сформирован у 25% детей, средний — у 55%, низкий — у 20% школьников.
Таблица 2
Результаты диагностики знаний о здоровом образе жизни учащихся
Рис.1.Уровеньзнанийоздоровомобразежизни младшихшкольников
Рис.2.Уровеньзнанийостроенииифункцияхорганизмачеловека младшихшкольников
Таким образом, мы приходим к выводу, что необходимо воспитывать у учащихся потребностей в здоровом образе жизни, используя для этого здоровьесберегающие технологии .
Все результаты исследования были представлены вниманию детей, для осознания важности бережного отношения к своему здоровью.
2.1. Педагогический проект на тему «Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе»
Главной целью педагогического проекта является– сохранение здоровья младших школьников, повышение ценности и значимости здоровья детей.
Пути решения:
— Изучение и анализ литературы по использованию здоровьесберегающих технологий;
— Диагностика уровня здоровья обучающихся;
— Н е п о с р е д с т в е н н о е использование на занятиях здоровьесберегающих технологий;
— Выполнение санитарно-гигиенических требований и норм;
— Создание в классе здоровьесберегающей среды.
Механизм реализации проекта:
1.1. В данном проекте участвуют педагог, учащиеся и их родители а также медицинский работник.
1.2. Реализация проекта осуществляется в ходе трех этапов:
Таблица 3 Этапы реализации проекта «Здоровьесберегающие технологии в
современном образовательном процессе»
SHAPE
\* MERGEFORMAT
Таблица 4
Реализация проекта «Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе »
Для реализации данного проекта нужно разработать: задачи по математике со здоровьесберегающим содержанием, творческие сочинения, диктанты о здоровом образе жизни;
— разнообразные кроссворды и ребусы о ценности здоровья;
— Во время уроков проводить:
— физкультминутки;
— нейрогимнастику, дыхательные упражнения, упражнения для глаз, музыкально-ритмические упражнения.
Все эти самые простые движения помогают снять напряжение, расслабляют, что способствует дальнейшей более продуктивной учебной деятельности.
Также рекомендуется использовать смехотерапию. Смех способствует стимуляции работы сердечной мышцы, задействует практически все мышцы лица, повышая их тонус, снимает напряжение с других групп мышц. Смех очень полезен для развития легких.
В рамках этого проекта педагогу следует проводил и другие виды учебной и внеклассной работы, такие как: уроки на свежем воздухе, прогулки по парку, различные экскурсии, спортивные мероприятия.
Педагогам нужно развивать творческие способности детей и на уроках, и во внеурочное время. Для, положительных эмоций и поднятия настроения стараемся как можно чаще использовать: сказкотерапию, пение, слушание музыки, игроритмику, поэзию, рисование, театральное творчество, танцы, посещаем музеи, выставки, театр.
Ожидаемые результаты реализации проекта «Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе» :
— создание благоприятных условий для сохранения и преумножения здоровья учащихся;
— формирование бережного отношения детей к своему здоровью;
— снижение уровня заболеваний учащихся;
— оптимизация двигательной деятельности;
— повышение иммунитета детей.
Работа педагога направлена на то, чтобы дети осознали, что здоровье – это прекрасный дар, его нужно беречь и укреплять, это основа счастья и благополучия человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель работы, которая ставилась нами в начале работы — внедрение здоровьесберегающих технологий на уроке, также определить уровни умений и навыков младших школьников. Для этого мы проблему здоровьесбережения проанализировали: диагностировали знания ребят о здоровом образе жизни, определили что такое здоровьесберегающие технологий, изучили условия их применения в школе, разработали и внедрили педагогический проект на тему: «Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе».
Главный термин нашего исследования : совокупность принципов, приемов и методов педагогической деятельности, которые дополняют традиционные технологии обучения и воспитания, наделяя их признаком здоровьесбережения — это здоровьесберегающие технологии.
Одной из актуальных проблем является здоровье наших школьников. Именно поэтому основная задача учителя – научить ребят беречь и сохранять свое здоровье. Для этого педагог должен использовать в учебно- воспитательном процессе: зарядку, различные подвижные и музыкальные упражнения и игры, нейрогимнастику, релаксацию, ритмические упражнения, использовать на занятиях физкульминутки, игроритмику, проводить спортивные эстафеты и соревнования, праздники, оформлять стенды и стенгазеты, проводить воспитательные беседы, принимать участие в походах, прогулках по паркам, скверам.
Для этого был разработан педагогический проект применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы. Он предполагает использование разнообразных средств, форм и методов работы, в содружестве педагога, учащихся и их родителей. Мы уверены, что реализация данного проекта на практике, будет способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. / Серия «Учение с увлечением».// — Ростов н /Д: изд-во «Феникс»- 2004.- С 384.
2. Ломовцева Н. И. Если хочешь быть здоров – правильно питайся [Текст] / Н. И. Ломовцева // Начальная школа. – 2018. — № 4. – С. 73.
3. Науменко Ю.В. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников /Ю.В. Науменко //Управление начальной школой.-2011.-№3.-С.48-61
4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Уроки здоровья. / Начальная школа// 2002. — № 6.- С 23.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.:-1988. — С 187.
6. Педагогика и психология здоровья. / под редакцией Н.К. Смирнова.//- М.:-2003.- С 15.
7. Погребняк Е.В. Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиций учителя /Е.В. Погребняк //Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№3.-С.26-29
8. Романцов М. Г. Современной школе – здоровьесохраняющее образование [Текст] / М. Г. Романцов // Образование в современной школе. – 2003. — № 6. – С. 42
9. Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровье сберегающей среды образовательных учреждений. Автореферат кандидатской дис. Кемерово: КГУ.-2007.-С 21.
10. Середина Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии /Л.В. Середина //Начальная школа.- 2010.-№11.-С.61-63
11. Семёнова И. Мониторинг эффективности и сохранения и укрепления здоровья: критерии и инструменты работы /И. Семёнова //Школьное планирование.- 2010.-
№1.-С.38-46
12. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К. Смирнов // М.:АРКТИ.-2005.- С 320
13. Соловьева Н.И. Концепция здоровье сберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. /Н.И. Соловьева// ЭКО.-2004. — № 17. — С 23-28.
14. Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья индивидуального здоровья и его компонентов. Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. — СПб.-1999, — С 140.