Автор: Бобкова Марина Борисовна
Методические рекомендации по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе с детьми с ТНР по развитию речи.
Речь – одна из важных линий развития ребенка.
В настоящее время проблема развития речи дошкольника становится особенно актуально. Отличительной чертой общества 21 века является проблема подмены живого человеческого общения, зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. У детей наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Проблемы речи детей дошкольного возраста:
Ø Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
Ø Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Ø Употребление нелитературных слов и выражений.
Ø Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Ø Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Ø Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Ø Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Ø Плохая дикция.
Особые проблемы в развитии речи испытывают дети с ТНР.
Проблемы речи детей ТНР:
Ø Снижение активного и пассивного словаря.
Ø Нарушение звукопроизношения.
Ø Искажение слоговой структуры слова.
Ø Несформированность фонематических процессов.
Ø Недоразвитие связной речи.
В настоящее время все более востребованным становится поиск эффективных методов и приёмов, направленных на коррекцию речевых нарушений. Для решения проблем развития речи у детей с ТНР в своей педагогической практике мы обратились к методу «Мнемотехники»
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Она помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.
Использование мнемотехники в работе с детьми начинается со знакомства с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Самая сложная структура — мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.
Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Использовать мнемосхемы можно для:
Ø Обогащение словарного запаса.
Ø Обучение пересказу.
Ø Составление рассказов.
Ø Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок.
Ø Отгадывание загадок.
Ø Для коррекции и автоматизации звуков