Автор: Таисия Евлампьевна Гладких
Пояснительная записка
Тема : « Гордость Кыринского района»
Целевая аудитория : учащиеся образовательных учреждений, 4-11 классы.
Роль мероприятия в системе работы : познакомить учащихся с лучшими людьми района,
совершивших трудовой подвиг.
Цель : расширить знания учащихся о тружениках тыла; укрепление гражданского патриотизма и развитие российской идентичности.
Задачи : познакомить с тружениками тыла-орденоносцами села Михайло – Павловск,
воспитывать патриотизм и гордость, что такие люди жили и работали на нашей земле на благо процветания родного края.
Форма проведения : исследовательский проект.
Методы : наглядный, частично – поисковый, словесный.
Основная часть.
Выбор темы, номинации.
Подбор материалов, необходимых для написания данного проекта по теме.
Написание исследовательского проекта.
Приложение . Подбор нескольких Почетных грамот.
Заключение . В современном мире дети не знают тружеников тыла , героев войны и труда. Многие уже ушли из жизни, а дети мало читают. Необходимо расширять их кругозор и больше рассказывать о таких людях.
Исследовательский проект «ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ!»
Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В своем проекте я хочу рассказать о самом родном и дорогом для меня человеке- о своей маме Хлуднёвой Василисе Артамоновне. Вся жизнь у нее связана с селом Михайло – Павловск. Здесь мама родилась, здесь прошло ее детство в труде и заботах, юность.
В семье мамы было шестнадцать детей. Трудно жилось ее родителям, воспитывавшим столько детей. Василисе Артамоновне пришлось рано бросить школу, закончила всего пять классов, так как семью постигла тяжелая утрата, умер отец. Семья лишилась главного кормильца. Ее отец – Артамон Федосеевич, всячески старался , как мог, заботился о семье: шил своими руками обувь, мастерил лавки, столы. Маме пришлось проситься в колхоз, чтобы приняли дояркой. И в одиннадцать лет она познала все тяготы физического труда. Нелегок труд доярки, а для подростка тем более. Очень уставали руки, болели пальцы, деревенела спина. Приходила с работы молодая доярка смертельно уставшей, кое- как добиралась до кровати и мгновенно засыпала. Заметили опытные доярки, что подростку невмоготу эта работа, и стали помогать делами и советами. Шли годы…Теперь она уже не новичок в коллективе доярок, а умело и сноровисто владела всеми навыками доения коров вручную.
Мама всегда говорила: « Не живи, как хочешь, а живи, как придется».
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Когда началась война, маме было всего 11 лет. Работали и стар и млад не покладая рук. Вручную делали из молока сливочное масло и отправляли на фронт. Война затронула все семьи и мамину семью не обошла стороной. Погибли старшие два брата и бабушка заболела. Маме приходилось ухаживать и за ней. Работала от зари до зари. И в дождь, и в снег она шла на работу. А во время войны узнала, что такое разруха и голод.
Рано овдовела, осталось на руках четверо детей. Но, не смотря ни на что, мама вырастила нас, всем дала образование. Мы учились все хорошо, во всем помогали дома и старались ничем не огорчить свою маму. В летний период помогали маме на ферме доить коров, косили сено, брат научил пилить и колоть дрова, по хозяйству успевали все делать. Мама проработала дояркой 40 лет. Она относится к « Дети войны» и труженик тыла.
За свою трудовую деятельность была награждена множественными Почетными грамотами, неоднократно была депутатом сельского совета и районным депутатом. Маму отличало трудолюбие, целеустремленность, добросовестность, и все эти качества прививала нам. Первая медаль была « Медаль Сталина за доблестный труд во время Великой Отечественной войны», юбилейные медали к 100- летию В.И. Ленина, значки Отличник социалистического соревнования», а главное- орден «Трудового Красного Знамени». Маму хорошо знали не только в своем колхозе, но и во всем районе. Её портрет не сходил с районной Доски почета. Мы, её дети, всегда гордились и будем гордиться своей мамой. Уже двенадцать лет ее нет с нами, мы помним, любим. Средний внук у себя в квартире сделал уголок памяти, в котором поместил под стекло все значки, медали, орден и множество вырезок из газет про свою любимую бабушку. Мы, дети, гордились и будем гордиться своей мамой. С особой благодарностью , теплотой всегда её вспоминаем всей нашей большой семьёй.