8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Статья Развитие критического мышления на уроках географии ( из опыта работы)

Автор: Создыкова Балдырган Тумурзановна

 

Тема научно-исследовательской работы: «Развитие критического мышления на уроках

 

географии».

 

Учитель географии : Создыкова Балдырган Тумурзановна

 

Цель исследования: внедрение и использование на уроке 7 модулей по Кембриджской методике.

обучения;  исследовать вопросы технологии критического мышления; сформировать критическое

мышление у обучающихся;

 

На уроках географии для развития функциональной грамотности учащихся я использую

различные виды стратегий и большое внимание уделяю модулю  ТРКМ. 

Мой опыт позволяет утверждать, что ученик усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что

видит, 70% того, что проговаривает, и 90 -100% того, что делает сам. Поэтому для себя я

выделила несколько определений современного урока. Во-первых, это урок взаимодействия

учеников друг с другом — учитель же является координатором получения знаний. Во-вторых, это

урок, на котором каждый ученик учится с интересом. В-третьих, это урок, который должен

строиться не на послушании, имитации и повторении, а на самостоятельном поиске истины, на

анализе и синтезе разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов. В-четвёртых,

это урок, который должен быть ориентирован на развитии творческих способностей учащихся,

на использовании современных технологий

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать

разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Критическое

мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение

разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на

критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик,

невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы 

Критическое мышление считается одним из ведущих педагогических

модулей. В чем же актуальность данного модуля? Я думаю, прежде всего в том, что «критическое

мышление» помогает ученикам не просто получать какую-то информацию, а критически ее

осмысливать, оценивать, отбирать и применять. Ученики, приобретая новые знания, должны

научиться рассматривать эти знания со всех сторон, аргументировать свою точку зрения и делать

определенные выводы. Все это ведет к развитию интеллектуальных способностей. В этом одна из

причин актуальности данной технологии. Многие учителя в своей практике часто применяют

различные стратегии данного модуля. Я тоже использую на своих уроках некоторые стратегии

критического мышления. 

Технология критического мышления имеет особенности организации учебных занятий. В основу

положен базовый цикл, состоящий их трех этапов.

Первый этап – «вызова» — этап, во время которого у учащихся активизируются имевшиеся ранее

знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели учебного материла .

Второй этап – «осмысления» — содержательный этап, в ходе которого и происходит

непосредственная работа с текстом, причем работа направленная, осмысленная. При этом понятие

«текст» трактуется весьма широко: это письменный текст, речь преподавателя, видеоматериал и

т.д.

 

Третий этап – «рефлексия» — размышления. Здесь формируется личностное отношение к тексту и

фиксируется своя позиция, происходит активное переосмысление собственных представлений с

учетом вновь приобретенных знаний.

При проведении уроков по ТКМ активно используются разнообразные приемы: ИНСЕРТ, эссе,

кластер, ключевые термины, терминатор, зигзаг, чтение с остановками и вопросами Блума,

синквейн, прием «З-Х-У» (знаю – хочу знать – узнал), ТАСК, карусель, мозговая атака,

продвинутая лекция… Названия этих приемов многие уже слышали или даже применяли в своей

деятельности.

Тема «Ветер» (6 класс).

Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)

 – Все свои исследования, результаты выполненных заданий, выводы  будете записывать в «Бортовой журнал». 

 Ф.И. ученика

Тема

Дата

Ключевые понятия

Толкование

Графическая форма (рисунок, схема)

1

Ветер

 

 

2

Бриз

 

 

3

Муссон

 

 

4

Роза ветров

 

 

Тема «Атмосферное давление» (6 класс).

Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:

кто…

что…

когда…

может…

будет…

мог ли…

как звали…

было ли…

согласны ли вы…

верно…

         дайте объяснение, почему…

         почему вы думаете…

         почему вы считаете…

 

Задача: научить обучающихся

—         выделять причинно-следственные связи;

—         рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

—         отвергать ненужную или неверную информацию;

—         понимать, как различные части информации связаны между собой;

—         выделять ошибки в рассуждениях;

—         избегать категоричности в утверждениях;

—         быть честным в своих рассуждениях;

—         определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

  

Методы исследования: в процессе работы над проблемой применялись теоретические методы

исследования: анализ педагогической и методической литературы, методических документов,

моделирование. Проводился сравнительный анализ результатов обучения на разных этапах

эксперимента.

Обучающимся на уроках географии понравилось больше всего:

         — творческие задания – 35%

         — познавать новое – 40%;

         — интересная подача информации — 70%;

         -рефлексия на уроке- 50%;

-работа в команде – 80%

Практика показывает, что эффективность процесса обучения намного выше, если школьник

овладел приемами самообразования. Ведь основная задача учителя – научить своих подопечных

самостоятельно добывать знания.

 В практической  деятельности учителю географии необходимо помнить о том, что никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда ученики имеют достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Список литературы и источников:

1.         Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студ. вузов [Текст]/ Г.С.Абрамова. — М.: Академический проект, 2003. — 704 с. 2.    

2.           Беловолова, Е.А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии [Текст]/

3.          Е.А. Беловолова // География в школе. — 2006. — №6. — С.39-46. .    

4.            Боно, Эдвард Де . «Учите своего ребенка мыслить».

       

  

 

 

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи