Автор: тихонова сардана николаевна
Программа «Здоровый образ жизни как фактор формирования здоровой личности».
«Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, веры в свои силы»
В.А.Сухомлинский.
Актуальность: Актуальность вопроса здорового поколения обусловлена социальными факторами современного общества, главным из которых является установка на личностную ориентацию человека. Формирование, сохранение и укрепление индивидуального здоровья стало сегодня приоритетным направлением в системе воспитания подрастающего поколения. Это закреплено законодательно. В соответствие с Законом РФ (от 29.12.2012 N 273 – ФЗ ст.28 ) «Об образовании», ответственность за жизнь и здоровье детей несет образовательное учреждение.
Понятие «Здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»
Любое общеобразовательное учреждение, и в первую очередь детский сад, должно стать «школой здорового образа жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что во – первых рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоций, а во вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требуют от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднено для ребенка – дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально – волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди: трудное надо сделать привычным, а привычное — легким и понятным. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. В результате исследования проблемы формирования культуры ЗОЖ у дошкольников мною были уточнены цели, задачи и содержание валеологической работы.
Цели:
· Сохранение и укрепление здоровья детей
· Закладка у детей основы здорового образа жизни, формирование здоровых привычек, формирование установки на отношение к окружающему миру, к самому себе
· Формировать интерес к своему здоровью
· Применение эффективных методик оздоровление детей в условиях ДОУ
Задачи :
· Формировать представления о человеческом организме, своих возможностях и способностях, здорового образа жизни начиная от режима дня и правильного питания до элементов оздоровительных мероприятий.
· Обучение дошкольников методам познания себя, различными видами практической деятельности по охране собственного здоровья.
· Разработка валеологических технологий с учетом возрастных и психофизических возможностей дошкольников, позволяющих сочетать познавательную деятельность с оздоровительной и игровой.
Основные направления работы:
· Целостность и систематичность приобретаемых детьми знаний валеологического характера;
· Формирование практических навыков и умений валеологического характера;
· Систематичных контроль за состоянием здоровья и развития детей;
· Системность валеологической работы подразумевает ответственность всего педагогического коллектива за уровень физического развития, состояния здоровья и формировании культуры ЗОЖ детей и требует научно – методического подхода в учебно – педагогическом процессе. Многоэтапная, непрерывная, постоянная воспитательная работа;
· Создание устойчивой мотивации к ЗОЖ м самоконтролируемой активности в создании своего здоровья;
· Определение цели по каждому блоку занятий совместно с дошкольниками;
· Создание и накопление в детском коллективе традиций и обычаев ЗОЖ;
· Формирование ассоциативных связей с понятиями и символами культуры ЗОЖ
· Формирование у дошкольников элементарных анатомических и гигиенических знаний, выявление через практику значимости режима дня и оптимальной двигательной активности;
· Профилактика вредных привычек;
· Повышение психоэмоциональной устойчивости;
· Использование на занятиях дидактических игр, изобразительной деятельности, аппликации, двигательных упражнений и творческих заданий, ИКТ
Формирование культуры ЗОЖ
Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ
— режимные моменты
— учебно – воспитательный процесс
Направление валеологической работы включает в себя:
1. Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами;
2. Рациональная организация двигательной активности детей;
3.Система эффективного закаливания;
4. Лечебно- профилактическая работа;
5. Использование нетрадиционных методик;
6. Консультативно – информационная работа.
Познавательно – валеологические занятия включают в себя 6 блоков:
1 Блок «Познай себя»
2 Блок « Соблюдай правила гигиены»
3 Блок « Приятного аппетита»
4 Блок «Занимайся физкультурой»
5 Блок «Соблюдай режим дня»
6 Блок «Островок безопасности»
Перспективный план
Содержание деятельности |
Форма отчетности |
Сроки проведения |
Методическая работа |
||
Изучение методической литературы по теме |
Оформление и пополнение материала по здоровьесберегающим технологиям ДОУ |
Постоянно |
Создание фотоальбома с изображениями различных видов спорта, атрибутов |
Наличие альбома |
Октябрь |
Изготовление пособий для проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения |
Наличие пособий |
Ноябрь — февраль |
Консультации для педагогов на тему «Задачи образовательной области «Физическое развитие» в условиях ФГОС совместно с инструктором по физической культуре |
Контроль зам. зав. По УВР |
Ноябрь |
Разработка долгосрочного проекта «Сундучок здоровья» совместно со специалистами ДОУ (педагоги, медперсонал) |
Наличие проекта |
Февраль |
Оформление картотеки игр, пальчиковых гимнастик, гимнастик пробуждения, гимнастики для глаз, релаксационных упражнений и т.д. |
Наличие карточек |
Март — апрель |
Работа с детьми |
||
Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни |
Анализ показателей заболеваемости, уровней физического развития |
Постоянно |
Проведение закаливающих мероприятий, гимнастики, динамических пауз, элементов релаксации |
Контроль зам. зав. По УВР |
Постоянно |
Создание комплекса демонстрационного и раздаточного материала для занятий |
Оформление физкультурно- оздоровительного центра в группе |
Ноябрь — декабрь |
Проведение «Недели здоровья» |
Контроль зам. зав. По УВР |
1 раз в 3 месяца |
Изготовление коллажей по теме «Здоровое питание», «Я и спорт» |
Контроль зам. зав. По УВР |
Ноябрь |
Беседы с детьми о ЗОЖ |
Наличие конспектов бесед |
Постоянно |
Проведение соревнований «В здоровом теле – здоровый дух» |
Конспект развлечения |
Апрель |
Разучивание с детьми пословиц, загадок о спорте, ЗОЖ |
Контроль зам. зав. По УВР |
Постоянно |
Работа с родителями |
||
Выпуск периодической оздоровительной газеты |
Наличие газет |
1 раз в 3 мес |
Изготовление информационных буклетов о здоровом образе жизни |
Распространение буклетов среди педагогов и родителей ДОУ |
Декабрь |
Анкетирование «Что мы знаем о здоровье» |
Анализ анкет |
Январь |
Проведение тематического родительского собрания «Азбука здоровья» |
Протокол родительского собрания |
Апрель |
Кружковая работа по валеологии.
В группе компенсирующей направленности (ТНР, ОВЗ) организован кружок «Здоровячок». Опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у дошкольников определенный уровень знаний по валеологии. Валеология – наука о здоровье и здоровом образе жизки, направленная на формирование, сохранение и укрепление здоровья.
Целью моей работы является воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, формирование у детей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
— углублять знания детей о строении организма человека;
— продолжать воспитывать у детей заботу о своем организме, желание быть всегда здоровым; овладеть практическими навыками ухода за телом;
— продолжать воспитывать у детей самоуважение, чувство социальной значимости, самоутверждения в совей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых;
— продолжать формировать у детей мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
Ожидаемый результат:
— осознание родителями и детьми понятия «здоровый образ жизни» и влияние образа жизни на состояние здоровья
— повышение уровня адаптации к современным условиям жизни, овладение навыками самооздоровления.
— совместное оформление с ребенком, педагогом, родителями книги «Я чудо!» (рисунки, фото, коллажи, видеоролики)
— оформление творческих выставок, фотовыставок
На первом этапе работы проведена диагностика знаний детей по валеологии , в результате чего выяснила, что знаний у детей недостаточно, и их надо углублять.
На основании данных диагностики знаний детей по валеологии составлен учебно – тематический план на год. План изложен последовательно, что позволяет проводить деятельность 1 раз в неделю .длительность занятий определяется активностью и желанием детей.
Результаты работы:
В процессе приобщения к законам своего развития дети получили знания из различных областей науки о человеке: название частей тела, основных внутренних органах, их расположении. Дети различают качество пищи. Могут объяснить какая пища способствует здоровью, а какая нет. Узнали, как поступить в экстремальных ситуациях. В начале и в конце проекта была проведена диагностика валеологических знаний детей. Уровень валеологических знаний на начало изучения курса был значительно ниже – 35%, чем в конце изучения курса – 88%
Выводы:
Для сохранения и укрепления здоровья детей необходимо следующее:
1. Взаимодействие воспитателей, специалистов и родителей в вопросах оздоровления.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Создание условий в ДОУ и семье для занятий физической культурой
4.Участие родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения
5. Быть примером для детей в формировании здорового образа жизни
6. Использовать разнообразные формы физической активности в ДОУ и семье.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N273 – ФЗ (ред.от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Л. Г. Татарникова Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития. Спб 1997г.- 416с.
3. А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов Гигиена и здоровье. Москва «Просвещение» 1983г. – 47 с.
4. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» авт.- сост. Е.Ю. Александрова – Волгоград : Учитель 2007 г. – 151 с.
5. Оздоровление детей в условиях детского сада. Под редакцией Л.В. Кочетковой – Москва ТЦ Сфера 2005 г.- 122с.
6. Л.Ф. Тихомирова Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей. Ярославль: Академия развития, 2003 г. – 144 с.
7. А.С. Галанов Игры, которые лечат. Москва: Педагогическое общество России, 2005г – 96