8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Программа «Здоровый образ жизни как фактор формирования здоровой личности».

Автор: тихонова сардана николаевна

Программа  «Здоровый образ жизни как фактор формирования здоровой личности».

 «Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, веры в свои силы»                                                                   

                                                                                                                     В.А.Сухомлинский.

Актуальность: Актуальность вопроса здорового поколения обусловлена социальными факторами современного общества, главным из которых является установка на личностную ориентацию человека. Формирование, сохранение и укрепление индивидуального здоровья стало сегодня приоритетным направлением в системе воспитания подрастающего поколения. Это закреплено законодательно. В соответствие с Законом РФ (от 29.12.2012 N 273 – ФЗ ст.28 ) «Об образовании», ответственность за жизнь и здоровье детей несет образовательное учреждение.

   Понятие «Здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»

    Любое общеобразовательное учреждение, и в первую очередь детский сад, должно стать «школой здорового образа жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

    Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что во – первых рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоций, а во вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требуют от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднено для ребенка – дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально – волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди: трудное надо сделать привычным, а привычное — легким и понятным. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. В результате исследования проблемы формирования культуры ЗОЖ у дошкольников мною были уточнены цели, задачи и содержание валеологической работы.

Цели:

·         Сохранение и укрепление здоровья детей

·         Закладка у детей основы здорового образа жизни, формирование здоровых привычек, формирование установки на отношение к окружающему миру, к самому себе

·         Формировать интерес к своему здоровью

·         Применение эффективных методик оздоровление детей в условиях ДОУ

Задачи :

·         Формировать представления о человеческом организме, своих возможностях и способностях, здорового образа жизни начиная от режима дня и правильного питания до элементов оздоровительных мероприятий.

·         Обучение дошкольников методам познания себя, различными видами практической деятельности по охране собственного здоровья.

·         Разработка валеологических технологий с учетом возрастных и психофизических возможностей дошкольников, позволяющих сочетать познавательную деятельность с оздоровительной и игровой.

Основные направления работы:

·         Целостность и систематичность приобретаемых детьми знаний валеологического характера;

·         Формирование практических навыков и умений валеологического характера;

·         Систематичных контроль за состоянием здоровья и развития детей;

·         Системность валеологической работы подразумевает ответственность всего педагогического  коллектива  за уровень физического развития, состояния здоровья и формировании культуры ЗОЖ детей и требует научно – методического подхода в учебно – педагогическом процессе. Многоэтапная, непрерывная, постоянная воспитательная работа;

·         Создание устойчивой мотивации к ЗОЖ м самоконтролируемой активности в создании своего здоровья;

·         Определение цели по каждому блоку занятий совместно с дошкольниками;

·         Создание и накопление в детском коллективе традиций и обычаев ЗОЖ;

·         Формирование ассоциативных связей с понятиями и символами культуры ЗОЖ

·         Формирование у дошкольников элементарных анатомических и гигиенических знаний, выявление через практику значимости режима дня и оптимальной двигательной активности;

·         Профилактика вредных привычек;

·         Повышение психоэмоциональной  устойчивости;

·         Использование на занятиях дидактических игр, изобразительной деятельности, аппликации, двигательных упражнений и творческих заданий, ИКТ 

Формирование культуры ЗОЖ

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ

— режимные моменты

— учебно – воспитательный процесс

Направление валеологической работы включает в себя:

1. Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами;

2. Рациональная организация двигательной активности детей;

3.Система эффективного закаливания;

4. Лечебно- профилактическая работа;

5. Использование нетрадиционных методик;

6. Консультативно – информационная работа.

Познавательно – валеологические занятия включают в себя 6 блоков:

1 Блок «Познай себя»

2 Блок « Соблюдай правила гигиены»

3 Блок « Приятного аппетита»

4 Блок «Занимайся физкультурой»

5 Блок «Соблюдай режим дня»

6 Блок «Островок безопасности»

Перспективный план

Содержание деятельности

Форма отчетности

Сроки проведения

Методическая работа

Изучение методической литературы по теме

Оформление и пополнение материала по здоровьесберегающим технологиям ДОУ

Постоянно

Создание фотоальбома с изображениями различных видов спорта, атрибутов

Наличие альбома

Октябрь

Изготовление пособий для проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения

Наличие пособий

Ноябрь — февраль

Консультации для педагогов на тему «Задачи образовательной области «Физическое развитие» в условиях ФГОС совместно с инструктором по физической культуре

Контроль зам. зав. По УВР

Ноябрь

Разработка долгосрочного проекта «Сундучок здоровья» совместно со специалистами ДОУ (педагоги, медперсонал)

Наличие проекта

Февраль

Оформление картотеки игр, пальчиковых гимнастик, гимнастик пробуждения, гимнастики для глаз, релаксационных упражнений и т.д.

Наличие карточек

Март — апрель

Работа с детьми

Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни

Анализ показателей заболеваемости, уровней физического развития

Постоянно

Проведение закаливающих мероприятий, гимнастики, динамических пауз, элементов релаксации

Контроль зам. зав. По УВР

Постоянно

Создание комплекса демонстрационного и раздаточного материала для занятий

Оформление физкультурно- оздоровительного центра в группе

Ноябрь — декабрь

Проведение «Недели здоровья»

Контроль зам. зав. По УВР

1 раз в 3 месяца

Изготовление коллажей по теме «Здоровое питание», «Я и спорт»

Контроль зам. зав. По УВР

Ноябрь

Беседы с детьми о ЗОЖ

Наличие конспектов бесед

Постоянно

Проведение соревнований «В здоровом теле – здоровый дух»

Конспект развлечения

Апрель

Разучивание с детьми пословиц, загадок о спорте, ЗОЖ

Контроль зам. зав. По УВР

Постоянно

Работа с родителями

Выпуск периодической оздоровительной газеты

Наличие газет

1 раз в 3 мес

Изготовление информационных буклетов о здоровом образе жизни

Распространение буклетов среди педагогов и родителей ДОУ

Декабрь

Анкетирование «Что мы знаем о здоровье»

Анализ анкет

Январь

Проведение тематического родительского собрания «Азбука здоровья»

Протокол родительского собрания

Апрель

 

Кружковая работа по валеологии.

     В группе компенсирующей направленности  (ТНР, ОВЗ) организован кружок «Здоровячок». Опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у дошкольников определенный уровень знаний по валеологии. Валеология – наука о здоровье и здоровом образе жизки, направленная на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

Целью моей работы является воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, формирование у детей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

— углублять знания детей о строении организма человека;

— продолжать воспитывать у детей заботу о своем организме, желание быть всегда здоровым; овладеть практическими навыками ухода за телом;

— продолжать воспитывать у детей самоуважение, чувство социальной значимости, самоутверждения в совей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых;

— продолжать формировать у детей мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Ожидаемый результат:

— осознание родителями и детьми понятия «здоровый образ жизни» и влияние образа жизни на состояние здоровья

— повышение уровня адаптации к современным условиям жизни, овладение навыками самооздоровления.

— совместное оформление с ребенком, педагогом, родителями книги «Я чудо!» (рисунки, фото, коллажи, видеоролики)

— оформление творческих выставок, фотовыставок

На первом  этапе работы проведена диагностика знаний детей по валеологии , в результате чего выяснила, что знаний у детей недостаточно, и их надо углублять.

 

На основании данных диагностики знаний детей по валеологии составлен учебно – тематический план на год. План изложен последовательно, что позволяет проводить деятельность 1 раз в неделю .длительность занятий определяется активностью и желанием детей.

Результаты работы:

В процессе приобщения к законам своего развития дети получили знания из различных областей науки о человеке: название частей тела, основных внутренних органах, их расположении. Дети различают качество пищи. Могут объяснить какая пища способствует здоровью, а какая нет. Узнали, как поступить в экстремальных ситуациях. В начале и  в конце проекта была проведена диагностика валеологических знаний детей. Уровень валеологических знаний на начало изучения курса был значительно ниже – 35%, чем в конце изучения курса – 88%

 

Выводы:

Для сохранения и укрепления здоровья детей необходимо следующее:

1. Взаимодействие воспитателей, специалистов и родителей в вопросах оздоровления.

2. Пропаганда здорового образа жизни.

3. Создание условий в ДОУ и семье для занятий физической культурой

4.Участие родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения

5. Быть примером для детей в формировании здорового образа жизни

6. Использовать разнообразные формы физической активности в ДОУ и семье.

 

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N273 – ФЗ (ред.от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Л. Г. Татарникова Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития. Спб 1997г.- 416с.

3. А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов Гигиена и  здоровье. Москва «Просвещение» 1983г. – 47 с.

4. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» авт.- сост. Е.Ю. Александрова – Волгоград : Учитель 2007 г. – 151 с.

5. Оздоровление детей в условиях детского сада. Под редакцией Л.В. Кочетковой – Москва ТЦ Сфера 2005 г.- 122с.

6. Л.Ф. Тихомирова Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей. Ярославль: Академия развития, 2003 г. – 144 с.

7. А.С. Галанов Игры, которые лечат. Москва: Педагогическое общество России, 2005г – 96

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи