8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Взаимодействие школы и библиотеки как условие формирования читательского интереса учащихся начальных классов.

Автор: Синицкая Светлана Валерьевна

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И БИБЛИОТЕКИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования читательского интереса младших школьников на основе взаимодействия школы и библиотеки…………………………………………………………………..

7

1.1. Проблема формирования читательского  интереса у младших школьников…………………………………………………………………

7

1.2. Основные формы и методы развития читательского интереса у младших школьников в процессе взаимодействия школы и библиотеки…………………………………………………………………..

10

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию читательского интереса младших школьников на основе взаимодействия школы и библиотеки……………………………………

22

2.1. Изучение уровня сформированности читательского интереса младших школьников …….…………………………………………………

22

2.2. Система работы по формированию читательского интереса младших школьников при взаимодействии с библиотекой……………

30

2.3. Сравнительные результаты исследования …………………………

33

Заключение…………………………………………………………………

38

Список источников и литературы…………………………………………

40

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях развития общества особое внимание уделяется качественному образованию, формированию всесторонне развитой личности и воспитанию культуры чтения. Однако в последние годы наблюдается снижение читательского интереса среди младших школьников. Этому способствуют такие факторы, как доминирование цифровых технологий, перераспределение интересов детей в сторону визуальных развлечений и снижение роли книги в семейном и образовательном процессе. 

В начальной школе книги остаются важным инструментом формирования личности ребенка, его интеллектуального и культурного развития. Именно в этом возрасте формируется устойчивый интерес к чтению, который влияет как на учебную деятельность, так и на общую образованность ребенка. 

Взаимодействие школы и библиотеки играет ключевую роль в повышении читательской активности и интереса учащихся, так как создает условия для более эффективного воспитания культуры чтения. Библиотека, будучи основным хранилищем книг и информационного ресурса, выступает партнером школы, предоставляя содержательные, интересные и разнообразные материалы, а также организуя мероприятия, мотивирующие детей к чтению. 

Противоречие состоит в несоответствии между необходимостью формирования читательского интереса у учащихся начальных классов и недостаточной разработанностью методов и форм взаимодействия школы и библиотеки для решения этой задачи.

Целью исследования является выявление и обоснование эффективных форм и методов взаимодействия школы и библиотеки, направленных на формирование читательского интереса у учащихся начальных классов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

 

Задачи:

— изучить проблему формирования читательского  интереса у младших школьников;

—  охарактеризовать основные формы и методы развития читательского интереса у младших школьников в процессе взаимодействия школы и библиотеки;

— изучить уровень сформированности читательского интереса младших школьников:

— предложить систему работы по формированию читательского интереса младших школьников при взаимодействии с библиотекой;

— проанализировать сравнительные результаты исследования.

Объектом исследования является процесс формирования читательского интереса у учащихся начальных классов.

Предметом исследования: взаимодействие школы и библиотеки как условие формирования читательского интереса учащихся начальных классов

Гипотеза исследования: Формирование устойчивого читательского интереса у учащихся начальных классов будет более эффективным, если обеспечить систематическое и целенаправленное взаимодействие школы и библиотеки через использование разнообразных форм работы, ориентированных на увлекательное и познавательное знакомство с книгами, развитие творческой активности и учет индивидуальных особенностей детей.

Методологическую основу исследования составили: 

1. Теория взаимодействия социальной среды и образования (работы педагогов и психологов о значении социокультурной среды в образовательном процессе). 

2. Концепции формирования читательского интереса (исследования, посвященные развитию интереса к чтению у детей младшего школьного возраста через активные формы взаимодействия с книгой). 

3. Личностно-ориентированный подход в образовании, который предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся и создание условий для их творческого и познавательного саморазвития. 

4. Педагогические исследования взаимодействия школы и библиотеки, акцентирующие внимание на совместной деятельности профессионалов (учителей, библиотекарей и родителей) в формировании читательской культуры. 

5. Работы отечественных и зарубежных ученых, рассматривающих роль художественной литературы и библиотек в развитии личности ребенка (например, исследования В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.). 

Этот комплекс методологических основ позволяет всесторонне рассмотреть особенности взаимодействия школы и библиотеки в развивающем образовательном процессе.

Данная работа обладает теоретической и практической значимостью: 

1. Теоретическая значимость заключается в том, что проведен анализ педагогических и социокультурных аспектов взаимодействия школы и библиотеки в процессе формирования читательского интереса младших школьников. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения процессов взаимодействия образовательных и культурных учреждений и их влияния на развитие личности младшего школьника. 

2. Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций и предложений по организации эффективного взаимодействия школы и библиотеки. Представленные методические решения могут быть внедрены в образовательную практику, направленную на повышение интереса к чтению у младших школьников. Предложенные подходы могут быть полезны для педагогов и библиотекарей, работающих с детьми младшего школьного возраста. 

Таким образом, результаты курсовой работы вносят вклад в развитие современных подходов к формированию читательской культуры младших школьников и подчеркивают роль сотрудничества образовательных и культурных учреждений в этом процессе.

В процессе выполнения курсовой работы были использованы следующие методы исследования:  анализ научной литературы; наблюдение; анкетирование и опросы; педагогический эксперимент; сравнительный анализ. 

База исследования: МБОУ Школа № 11 г. Сарова

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты формирования читательского интереса  младших школьников на основе взаимодействия школы и библиотеки

1.1. Проблема формирования читательского интереса у младших школьников в психолого-педагогической литературе

 

Формирование читательского интереса младших школьников –сложный, многогранный процесс, требующий оказания помощи в осуществлении самостоятельного выбора книг, организацию работы над знанием элементов книги, расширение широты и глубины читательского кругозора. Участие в формировании читательского интереса необходимо как со стороны учителя, так и родителей.

Сегодня вопрос о формировании читательского интереса стоит особенно актуально. Актуальность обусловлена тем, что чтение играет важную роль в формировании личности и её нравственном воспитании, способствует развитию смыслового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека.

Анализ литературы по данной проблеме показывает, что в психологии и педагогике созданы теоретические предпосылки для успешного решения этой проблемы. В работах исследователей (А. Н. Леонтьев, Н. Н. Светловская, Л. Д. Столяренко, В. А. Сухомлинский, И. И. Тихомирова, Б. Г. Умнова, К. Д. Ушинский, О. А. Яшнова) раскрыта сущность понятия «читательский интерес»; представлены характеристики читательского интереса; выделены функции читательского интереса; факторы, которые влияют на читательский интерес.

Проблема формирования читательского интереса младших школьников требует научного обоснования в силу ее недостаточной изученности, теоретической и практической значимости.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что «если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга». По этой причине основной задачей учителя является формирование устойчивого интереса к чтению.

К качественным характеристикам читательского интереса И. И. Тихомирова относит: устойчивость, глубину, избирательность, содержание.

Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если она вызвана внешними стимулами (ситуативный интерес), то он способен затухать с изменением ситуации. Если же он является следствием духовной или познавательной потребности человека (личностный интерес), то устойчивость его значительно выше. Глубина и устойчивость сочетаются с активностью мысли в процессе чтения. В избирательности различают художественную и научно-познавательную направленность. В художественной устойчивости выделяют любителей фантастики, приключений, детектива, сказок. В последнее время появились любители мистики, «про вампиров», жанра фэнтези. В содержательном аспекте художественных интересов специалисты различают истинные и ложные интересы. Первые соответствуют внутренним потребностям читателей, когда читательский интерес диктуется жизненным интересом. Вторые имитируют интересы: читатель не осознает свой подлинный интерес, или, сознавая, не соотносит его с чтением [3].

Классификация социальных функций чтения как процесса коммуникации была предложенная А. А. Леонтьевым. Автор подразделяет социальные функции коммуникации на два типа «собственно социальные, ориентированные на удовлетворение потребностей общества в целом, и социально-психологические, связанные с потребностями отдельных личностей — членов общества». К функциям печати можно отнесли: организационные, образовательные, ценностно-ориентирующие, моделирующие, гедонистические, коммуникативные, кумулятивные и социализирующие.

Основными факторами, влияющими на развитие личности ребенка, в частности на формирование интереса к чтению являются: общество через поднятие престижа чтения, средства массовой информации (телевидение, Интернет), семья как социокультурная среда воспитания и развития личности, школа и система внешкольного образования, сверстники, друзья, товарищи.

Проблема формирования читательского интереса у младших школьников является актуальной темой в психолого-педагогической литературе. Читательский интерес — это ключевой компонент процесса обучения чтению, который оказывает значительное влияние на дальнейшее освоение литературной культуры и учебного материала. Исследования показывают, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основы для формирования устойчивого интереса к чтению, который в дальнейшем может повлиять на успехи в учебной деятельности и развитие личности.

В теоретических изысканиях различаются несколько подходов к рассмотрению проблемы читательского интереса. Например, Л.С. Выготский подчеркивал важность общения и взаимодействия с окружающим миром для формирования интересов у детей, включая чтение. Он указывал на то, что читательский интерес формируется в контексте социального взаимодействия, где значительную роль играют взрослые и сверстники.

Также, А.А. Обухов выделял особенности формирования читательского интереса в связи с возрастными изменениями. Он указывал, что на начальном этапе школьного обучения дети испытывают наибольшую потребность в активном включении текста в свои игровые и познавательные действия, поэтому важно использовать игровые и творческие методы при обучении чтению.

Другие исследователи, такие как Н.Е. Веракса, акцентируют внимание на значении разнообразия литературных жанров и стилей, которые могут способствовать развитию интереса. Веракса отмечает, что акцент на эмоциональную атмосферу текста и его содержание может значительно повысить степень вовлеченности ребенка в процесс чтения.

Таким образом, изучение проблемы формирования читательского интереса у младших школьников в психолого-педагогической литературе демонстрирует разнообразие подходов. Специалисты единодушны в том, что читательский интерес необходимо развивать с раннего возраста, активно используя стратегии, направленные на вовлечение детей в процесс чтения через игры, разговоры и совместные мероприятия, что в конечном итоге будет способствовать более глубокому восприятию литературы и развитию личности школьника.

В целом можно сказать, что проблема формирования читательского интереса младших школьников является актуальной.

В теории были выделены качественные характеристики читательского интереса: устойчивость, глубина, избирательность, содержание.

К функциям печати отнесены: организационные, образовательные, ценностно-ориентирующие, моделирующие, гедонистические, коммуникативные, кумулятивные и социализирующие.

Исследователями выявлены факторы, влияющие на формирование интереса к чтению: общество через поднятие престижа чтения; средства массовой информации (телевидение, Интернет); семья как социокультурная среда воспитания и развития личности; школа и система внешкольного образования; сверстники, друзья, товарищи.

 

1.2. Основные формы и методы развития читательского интереса у младших школьников на основе взаимодействия школы и библиотеки

 

Развитие читательского интереса у младших школьников является важной задачей в системе образования, и взаимодействие школы и библиотеки играет в этом процессе ключевую роль. Читательский интерес в данном контексте рассматривается как устойчивое стремление ребенка к чтению, которое формируется через разнообразные формы и методы деятельности, поддерживаемые взаимодействием с библиотеками.

Одной из основных форм такого взаимодействия является организация совместных мероприятий, направленных на популяризацию чтения. Это могут быть литературные праздники, конкурсы, встречи с авторами, тематические читательские часы, которые не только знакомят детей с новыми книгами, но и создают эмоциональную привязанность к чтению. Такие мероприятия способствуют углублению интереса к литературе, расширению кругозора младших школьников и стимулированию их желания узнать больше о мирах, открытых в книгах.

Существуют и другие методы, направленные на привлечение детей к чтению. Например, библиотекари могут проводить занятия, на которых будут представлены не только классические произведения, но и современные литературные новинки, что позволяет создать у детей более разнообразный и богатый читательский опыт. Это разнообразие форматов и жанров литературных произведений оказывает влияния на развитие читательского интереса, позволяет каждому ребенку найти что-то близкое и увлекательное.

Важно также отметить, что создание читательского интереса предполагает активное вовлечение детей в процесс выбора книг. Библиотеки могут организовать клубы чтения, где младшие школьники смогут обсуждать прочитанные произведения, делиться своими впечатлениями и рекомендациями. Такое взаимодействие не только способствует развитию читательского интереса, но и формирует дискуссионные навыки, обучает детей выражать свои мысли и чувства.

Также стоит подчеркнуть, что чем больше взаимодействия между школой и библиотекой, тем выше возможность формирования устойчивого читательского интереса. Педагоги и библиотекари могут совместно разрабатывать программы, которые направлены на  развитие читательского интереса и назначение конкретных тем для чтения, обеспечивая при этом регулярный доступ детей к разнообразной литературе.

Подводя итог, можно сказать, что активное сотрудничество между школой и библиотекой является важнейшей основой для развития читательского интереса у младших школьников. Это сотрудничество формирует не только интерес к чтению, но и создает условия для полноценного литературного развития детей, расширяя их горизонт и углубляя понимание окружающего мира.

Изучая требования ФГОС относительно читательского интереса, можно сделать вывод о том, что главная наша задача – «…приобщить младших школьников к чтению, развивать потребность к общению с книгой» [30]. В связи с этим эффективным считаем подборку и реализацию условий формирования читательской активности младших школьников в образовательном и воспитательном процессе начальной школы с использованием взаимодействия.

Прежде, чем мы перейдем к анализу методов и приемов, направленных на формирование читательской активности младших школьников в образовательном процессе начальной школы с использованием взаимодействия, рассмотрим содержание понятия «взаимодействие», так как оно является ключевым.

Резюмируя современные подходы к понятию «взаимодействие». А.М. Лобок, выделил следующий ряд устойчивых представлений о рассматриваемом понятии:

— «взаимодействием между образовательными учреждениями именуется любое происходящее между ними взаимодействие (например, конференции, педагогические совещания и любые совместные мероприятия). При такой трактовке происходит максимальное размывание представления о том, что есть взаимодействие» [11, c. 193]; 

— «взаимодействием именуется такое сотрудничество, в котором образовательные учреждения информационно обмениваются друг с другом какими-то ресурсами (находками, идеями, способами деятельности)» [11, c. 195];

— взаимодействием именуется такое сотрудничество, в котором школа и другие типы организаций осуществляют какую-то совместную деятельность, создают и реализуют какие-то совместные проекты, т.е. когда между ними происходит деятельностный контакт, а не чисто информационный.

В Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании» сетевым взаимодействием в сфере образования понимаются сложные многоуровневые и поливариантные связи, отношения между образовательными учреждениями (организациями) или субъектами образовательных отношений (их группами, сообществами) используемые для достижения общих целей на основе принципов добровольности, самоорганизованности. гибкости и оперативности [17].

Т.Н. Леван под сетевым партнерством в образовании понимает систематическое взаимодействие нескольких (более двух) организаций (из которых как минимум одна является образовательной) для совместной деятельности, направленной на достижение общей цели [14, c. 47].

Очень точное определение взаимодействия даёт кандидат педагогических наук Н.С. Бугрова: это «…форма особым образом структурированных связей между отдельными педагогами, образовательными учреждениями, процессами, действиями и явлениями, осуществляемыми на основе добровольного объединения ресурсов, взаимной ответственности и обязательств, идеи открытости для достижения общей цели» [4, c. 83].

Образовательная сеть включает во взаимодействие самые разные организации, в том числе и общественные.

Под взаимодействием в рамках настоящего исследования, будем понимать добровольную совместную деятельность школы и библиотеки с целью достижения общих целей, создания и реализации каких-либо совместных проектов.

Школьная библиотека рассматривается в стандарте как важнейший компонент учебного процесса, а также как одно из условий его реализации. Школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только образовательную, но и воспитательную (в т.ч. гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-просветительскую, профориентационную и досуговую функции.

Совместно с учителями библиотекарь через книгу, чтение обязан способствовать получению личностных результатов начального образования, которые должны отражать, согласно стандарту, формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Воспитательная работа в условиях библиотеки включает в себя: гражданско-патриотическое воспитание; идеологическое;  нравственное;  эстетическое; воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности;  культура здорового образа личности;  гендерное;  семейное;  трудовое;  профессиональное;  экологическое;  воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;  культура быта и досуга.

Можно подчеркнуть наиболее значимые задачи индивидуальной работы, которые выделяют библиотекари − это:

— установить контакт,

— вызвать на откровенный разговор,

— убедить взять ту или иную книгу, — поговорить с ним как «с человеком»,

— побудить задуматься над прочитанным.

В процессе индивидуальной работы библиотекаря и читателя встречаются два субъекта: читатель и библиотекарь.

— читатель: у каждого читателя свой путь к книге, свои интересы, свой взгляд на окружающую жизнь. По тому, что ребенок читает, как оценивает прочитанное, можно судить о том, каков он сам. И.И. Тихомирова, говоря о полезности чтения, подчеркивала, что «…полезность книги не в ней самой, а в читателе, в работе его ума и сердца. Каждая хорошая книга для ребенка − это ступень в его духовном развитии при условии, что этот мир переживаний будет насыщенным и богатым. Вот здесь и нужна «рука» библиотекаря, чтобы помочь ребенку открыть самого себя» [28, c. 189];

— библиотекарь, обладающий жизненным, читательским, профессиональным опытом, темпераментом, багажом знаний, социальной позицией. По данным исследований детям не нравится равнодушие, стремление поучать, невнимательность, грубость взрослого, нежелание терпеливо выслушать просьбу. Еще одной причиной, из-за которой дети не желают вступать в контакт с библиотекарем является зрительные впечатления: ребята отметили, что избегают общения с библиотекарем, внешний вид которого не вызывает доверия.

А притягивает душевность (детей младшего возраста), хорошее знание книг. Дети тянутся к библиотекарям, которых отличает импровизация в общении, открытость, естественность (в этом случае диалог с юным читателем носит не вопросно-ответный характер, а характер живой беседы), широта ассоциативного мышления, способность вспомнить в нужный момент ту или иную книгу (эпизод из нее), связать ее с современными потребностями ребенка.

Рассмотрим, что же необходимо, чтобы общение стало эффективным.

— вступая в контакт с детьми, не нужно строить отношения «сверху вниз». Даже малыши стремятся отстаивать свою самостоятельность;

— стремиться осознать психологическую атмосферу с тем или иным читателем. Формировать себя навыки «психологического камертона» (наблюдать, стараться понять мимику, жест, настроение). Для этого чаще нужно анализировать свою деятельность, ставьте себя на место читателей, быть самокритичным: не стесняться сознаться в своей некомпетентности − дети поймут;

— стараться преодолеть негативные установки на некоторых читателей. Необходимо помнить, что такие установки могут возникать в результате неверно сложившихся взаимоотношений и нежелания пересмотреть их;

— чаще улыбаться детям − это общий благоприятный настрой;

— следить, чтобы в процессе общения с детьми звучали одобрение, похвала.

На основе исследований, было выявлено, что читательское развитие девочек всех возрастов выше по сравнению с лицами сильного пола. Представительницы слабого пола умеют лучше разбираться в отношениях между героями произведений, мотивах их поведения и т.п. Девочки не просто больше любят читать, чем мальчики, но, читая, они воспринимают текст по-другому.

Беседы о прочитанном, показали, что девочки лучше ориентируются в структуре текста произведения, восприимчивей к подсказкам и наводящим вопросам взрослого, тогда как мальчики предпочитают отвечать самостоятельно.

В.А. Стахеева выяснила, что «…мальчики и девочки по-разному воспринимают практически все элементы библиотеки, за исключением главного − книг, и как не удивительно, библиотечной мебели. Девочки чаще, чем мальчики, изображают на своих рисунках чисто детские элементы библиотечной среды: люстру − заменитель Солнца, игрушку, сказочного персонажа − воображаемого жильца «комнаты сказок», а также живых существ: животных и растений, людей (людей вообще и конкретно читателей и библиотекарей). Мальчики же предпочитают чаще изображать неживое, техническое: компьютеры и видеомагнитофоны, роботоподобные призрачные существа, внешний вид библиотеки или ее план-схему» [23, c. 15].

Поэтому, разговаривая с мальчиками и девочками о книге, о библиотеке, надо учитывать специфические интересы полов и затрагивать темы, которые волнуют всех. При составлении творческих заданий, призванных закрепить и развить их интерес к чтению детей, необходимо искать и находить нюансы, делающие эти задания заманчивыми как для представителей сильного, так и слабого пола, чтобы мальчики могли научиться разбираться в отношениях персонажей, а девочки − ценить динамические моменты сказки и самостоятельность в суждениях.

Важнейшим условием в процессе формирования устойчивого интереса к чтению у младших школьников является эффективность учебного и воспитательного процесса с привлечением разнообразных методов и форм работы.

Можно выделить следующие условия, при которых формирование интереса к чтению у младших школьников будет эффективным. Задачи тесного взаимодействия школы и библиотеки:

— выстроить педагогически целесообразные партнерские отношения с библиотекой;

— осуществлять единое планирование мероприятий, направленное на формирование устойчивого интереса к чтению у младших школьников и их проведение;

— систематически осуществлять совместную деятельность школы и библиотеки.

Педагог и школьный библиотекарь должны опираться на модель развития читательского интереса, которую предложили Л.Ф. Тихомирова и Н.Н. Светловская: использование разнообразных методов и приемов, направленных на активизацию деятельности обучающихся [28, c. 162].

Приемы по развитию читательской активности у младших школьников разнообразны. По А.В. Хуторскому, основные из них: «литературный праздник; литературная игра; литературная гостиная; театральный фестиваль; диспут; концерт; интервью; эссе; кружок; олимпиады, конкурсы, викторины; экскурсии; дискуссии; состязание чтецов» [31].

Ю.Н. Столяров дополняет данный перечень форм организации и видов деятельности по развитию читательского интереса в начальной школе следующими формами:

— «театральное представление эпизода из книги, разыгрываемого детьми;

— иллюстрации детей к прочитанной книге;

— школьный спектакль по тексту книги;

— посещение театрального спектакля по литературному произведению;

— беседа и рекомендации библиотекаря в помещении библиотеки;

— создание маленькой обменной библиотеки в классе;

— плакатная форма рекомендуемой книги для самостоятельного чтения;

— тихое чтение в группе (все читают свою любимую книгу)» [25, c. 180].

Литературные игры также вызывают познавательный интерес у детей, формируют их читательскую активность.

Устный журнал − это своеобразное театрализованное представление, которое сохраняет внешние признаки журнала: «обложку», название, разделы и страницы, эмблему, которые придумывают сами дети.

В течение всего учебного года школьный библиотекарь и учитель проводят библиотечные уроки абсолютно по любой тематике.

Предварительно библиотекарь и учитель обсуждают темы этих уроков на весь учебный год, а потом составляют перспективный план на учебный год с учетом вносимых корректировок.

Не менее интересная форма творческой работы с младшими школьниками − это сочинительство. Именно оно помогает развить читательский и познавательный интерес младших школьников, способствует развитию их речи, формированию читательской активности. Учащиеся начальной школы могут сочинять и фантазировать на любые темы. Например, придумать своё продолжение прочитанного произведения, написать письмо понравившемуся герою книги и т.д. Учителю при этом необходимо осуществлять руководство, предлагать темы, составлять определенный план.

Действенный прием, способствующий формированию читательской активности у младшего школьника — прервать рассказ или чтение на самом интересном для ребенка моменте под каким-либо предлогом и предложить ему дочитать самостоятельно. Такой прием обычно рекомендуют при совместном домашнем чтении ребёнка с родителями.

Еще один прием, который вырабатывает потребность в чтении − сочинять и публиковать собственные истории под своим именем, мастерить книжки со своими рассказами, сказками и стихами, делать к ним иллюстрации, участвовать в творческих конкурсах.

А вот метод, который предлагает Л.И. Беленькая. Суть его в том, что «…советы о том, что читать, даёт ребёнку любимый книжный герой, например, Карлсон, который шлёт ему письма, в которых рассказывает, от каких книг он сам без ума. Это авторитетное мнение любимого героя оказывает своё положительное действие. Ребёнок с радостью берётся за чтение, которое любит сам Карлсон» [3, c. 96].

Также при формировании читательской активности необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников.

Л.А. Ефросинина выделяет в программе литературного чтения концентрический, ступенчатый характер программы, который обеспечивает доступность, посильность, преемственность учебного материала по годам обучения. Она считают, что «…в 1 классе закладываются основы читательского кругозора по широкой тематике (о Родине, о подвигах, о детях и т.д.), а также умение ориентироваться в детских книгах серии «Читаем сами», при этом применяются все умения и навыки, приобретенные на уроках обучения грамоте. Первоклассники делают первые шаги в осознании своих эмоций, вызванных читаемыми произведениями, учатся различать и выделять добрые дела и поступки, сопереживать героям» [7, c. 18].

Исследуя обучения во 2 классе Л.А. Ефросинина отмечает, что «…учащиеся под руководством учителя или под его наблюдением знакомятся с книгами из современной детской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения. В этом возрасте учитель побуждает их к самостоятельному посильному чтению, выделяет время для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах, организует, например, на уроках литературного чтения читательские пятиминутки. Можно организовать в классе ведение единого читательского дневника, в котором каждый ученик может поделиться впечатлением о прочитанной книге со своими одноклассниками, узнать, что читают они. Дети уже сами могут принимать полноправное участие как читатели в семейных чтениях, особенно важно при этом обсудить совместно прочитанное» [7, c. 18].

Далее говоря об учениках 3 класса Л.А. Ефросинина, выражает мнение, что «…учащиеся читают произведения детской художественной литературы — современной, русской классической и зарубежной: книги С. Маршака, С. Михалкова, Б. Житкова, Е. Чарушина, Г.X. Андерсена, В. Бианки и др. На библиотечных уроках учащиеся получают представления о детской периодике, о книгах-справочниках, учатся работать с энциклопедиями и словарями, а также находить необходимую информацию в интернете. Особое место в работе с детьми этого возраста отводится формированию у них потребности применять свои читательские умения в совместной деятельности с младшими школьниками. Поощряется помощь третьеклассников ученикам 1-2 классов в подготовке уроков-утренников, организации коллективного чтения книг малышам, а также чтение своим младшим братьям и сёстрам, выступлении с инсценировками по прочитанным книгам перед первоклассниками, дошкольниками» [7, c. 19].

Завершая курс обучения в начальной школе Л.А. Ефросинина отмечает, что «…главное место в самостоятельном чтении учащихся 4 класса занимает художественная и научно-популярная книга, ярко отражающая жизнь, раскрывающая моральную силу человека. В учебном материале к урокам внеклассного чтения в 4 классе значительное место занимает приключенческая литература, социально-бытовые и исторические повести, рассказы и повести с документальной основой, дневники, письма, автобиографии, написанные замечательными людьми и адресованные детям, справочная литература, детская периодика. Учитель направляет чтение детей в русло их личных интересов, расширяя при этом тематику. Учащиеся ориентируются на развитие творческих способностей, активное участие во внеурочной и внешкольной деятельности: литературных экскурсиях, литературных викторинах, турнирах. Условием практической направленности обучения учащихся, воспитания у них привычки обращаться к чтению книг, газет и журналов является тесная неразрывная связь школы и библиотеки» [7, c. 19].

Итак, получается, что в 1-2 классах систематически устраиваются книжные выставки в уголке чтения для организации самостоятельной деятельности детей с книгами в течение недели, создается классная библиотечка, где учащиеся получают первый опыт работы с системой книг. В это же время состоится и первое знакомство со школьной библиотекой.

А в 3-4 классах предусматривается индивидуальное пользование ближайшей районной или городской библиотекой. Совместные коллективные мероприятия школы и библиотеки направлены на воспитание учащихся-читателей, выходящее за рамки школьных программ: встречи с писателями, громкие чтения, обсуждения книг, драматические кружки и кружки любителей чтения, знакомство с литературно-художественными достопримечательностями родного края.

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по  формированию читательского интереса младших школьников на основе взаимодействия школы и библиотеки

2.1. Изучение уровня сформированности читательского интереса младших школьников

 

На основе анализа психолого-педагогической литературы, представленного в предыдущей главе, были подобраны методы и формы, направленные на формирование читательской активности младших школьников в рамках взаимодействия библиотеки и школы. С целью проверки состоятельности гипотезы было организовано экспериментальное исследование.

Базой исследования явились учащиеся третьего класса МБОУ Школа № 11. Учеников сформировали в две группы – контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), в каждой группе по 10 человек.

Критерии, по которым в опытно-экспериментальной части оценивается уровень сформированности читательской активности младших школьников:

— познавательная направленность на чтение;

— положительное личностное отношение к чтению;

— направленность на чтение;

— сформированность читательского интереса.

В данном случае изучение уровня сформированности читательского интереса представляет собой один из критериев формирования читательской активности, которое выступает более широким понятием.

Для анализа данных критериев применим следующие методики:

— методика «Познавательный интерес в чтении» (автор: Т.Г. Галактионова);

— опрос «Узнай свой читательский интерес» (автор: О.Г. Зайцева);

— анкета «Изучение направленности на чтение» (автор: П.И. Тихомирова);

— анкета «Сформированность читательского интереса» (автор: Н.Н. Светловская).

Далее рассмотрим все диагностические методики более подробно.

Методика «Познавательный интерес в чтении» (автор: Т.Г. Галактионова).

Цель: «оценить степень выраженности познавательного интереса в чтении младших школьников» [5, c. 66].

Инструкция: «для проведения данной диагностики берется бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов. Обучающимся необходимо выбрать ответ, после чего уровень сформированности познавательного интереса определяется по ответам учащихся» [5, c. 66].

Обработка и анализ результатов: «высокий уровень — учащийся ответил от 3 до 5 вопросов буквой а, средний уровень — если ученик ответил от 3 до 5 вопросов буквой б, низкий уровень — если школьник ответил от 3 до 5 вопросов буквой в» [5, c. 67].

Опрос «Узнай свой читательский интерес» (автор: О.Г. Зайцева).

Цель: «выявление личностного отношения к чтению, творческих проявлений в читательской деятельности» [9, c. 21].

Инструкция: «детям было предложено прочитать 29 утверждений, поставить знак плюс, если они согласны с утверждением, и знак минус, если не согласны с утверждением. За каждый плюс ставится 1 балл, а за минус − 0 баллов» [9, c. 21].

Обработка и анализ результатов: «низкий уровень личностного отношения к чтению (0-10 баллов) − дети не любят и не хотят читать. Средний уровень личностного отношения к чтению (11-17 баллов) − у школьников отмечается наличие ситуативного интереса к чтению, они могут сформулировать тему произведения, но не идею, им известны несколько авторов и тем произведений, способны дать анализ произведения и оценить свою читательскую деятельность по наводящим вопросам, у них проявляется потребность в самовыражении посредством творчества, но проявления не носят системного характера, дети могут выделить два-три мотива чтения, им трудно поддерживать диалог. Высокий уровень личностного отношения к чтению (18 баллов и выше). У детей присутствует личностное отношение к чтению, они могут выстраивать аналогию прочитанного произведения с жизненными явлениями, способны к уточнению позиции автора, могут сформулировать тему и идею прочитанного, их отличает способность к полноценному восприятию и глубокому пониманию прочитанного, умение дать анализ произведения и оценку своей читательской деятельности, потребность вновь обращаться к знакомым и неизвестным авторам, жанрам, темам детского чтения и способность к творческому осмысливанию текста» [9, c. 22].

Анкета «Изучение направленности на чтение» (автор: П.И. Тихомирова) [27].

Цель методики: определение стремления читать и получать новые знания из книг.

Инструкция: данная анкета может использоваться при индивидуальном обследовании обучающегося и при групповом. Анкета раздается в напечатанном виде ученикам, каждый выделяет ответ, подходящий ему, либо экспериментатор читает вопрос и ответ к нему, а ученики выписывают свой вариант ответа. Нужно выбрать один вариант ответа из трех предложенных.

Обработка и анализ результатов:

0-8 (низкий уровень) – стремление читать находится на низком уровне, таких детей не интересуют книги, процесс чтения им дается с трудом, что влечет за собой низкие оценки и плохую мотивацию;

9-15 (средний уровень) – мотивы к чтению находятся на среднем уровне, в целом эти школьники хорошо относятся процессу чтения, но скорее из-за каких-либо развлечений, а процесс получения знаний не так важен;

16-20 (высокий уровень) – мотивы читать находятся на высоком уровне, такие дети наиболее успешны, им нравится читать, что положительно сказывается на их обучении.

Анкета «Сформированность читательского интереса» (автор: Н.Н. Светловская).

Цель: выяснить не только насколько ребенок увлечен чтением, но и его отношение к прочитанным произведениям.

Инструкция: «Ребенку задаются вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности сформированности читательского интереса. За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10» [20, c. 24].

Обработка и анализ результатов: «8-10 баллов – высокий уровень, 4-7 баллов – средний уровень, 0-3 балла – низкий уровень» [20, c. 24].

Результаты первой диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1 − Результаты диагностики по критерию «познавательная направленность на чтение» в экспериментальной и контрольной группе

Группа

Уровни сформированности критерия

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Экспериментальная группа

60%

30%

10%

Контрольная группа

50%

30%

20%

 

Представим эти данные в графическом варианте на рисунке 1.

Рисунок 1 − Результаты диагностики по критерию «познавательная направленность на чтение» в экспериментальной и контрольной группе

Как видно из результатов по первой диагностике, можно отметить, что уровни сформированности критерия «познавательная направленность на чтение» распределились сравнительно одинаково в обеих группах. Высокий уровень в экспериментальной группе имеет один ученик (Аделина В.), в контрольной группе двое учеников (Валерия Б. и Анастасия Н.). У этих учеников достаточно выражена познавательная направленность на чтение, они проявляют высокий интерес к прочитанному, рассказать о нем. Средний уровень имеют одинаковое количество учеников в обеих группах (30%). В целом эти школьники обладают надлежащим уровнем познавательной направленности на чтение, есть стремление закончить чтение, не бросая его. Низким уровнем обладает большинство учеников в обеих группах (шесть человек в экспериментальной и пять человек в контрольной группе). У этих детей слабо выражена познавательная направленность на чтение, они не проявляют достаточных волевых усилий, чтобы закончить начатое чтение.

Результаты второй диагностики представлены в таблице 2.

Таблица 2 − Результаты диагностики по критерию «положительное личностное отношение к чтению» в экспериментальной и контрольной группе

Группа

Уровни сформированности критерия

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Экспериментальная группа

40%

40%

20%

Контрольная группа

30%

40%

30%

 

Представим эти данные в графическом варианте на рисунке 2.

Рисунок 2 − Результаты диагностики по критерию «положительное личностное отношение к чтению» в экспериментальной и контрольной группе

Как видно из результатов по второй диагностике, можно отметить, что в данном случае высоким уровнем обладают большее количество учеников (двое в экспериментальной и трое в контрольной группе). Эти дети в состоянии полноценно сформулировать замысел автора, глубоко воспринимают прочитанное. Средний уровень одинаков в обеих группах (40%). Такие учащиеся обладают некоторым интересом к чтению, но он выражен ситуативно, но их читательская активность не является системной. Низкий уровень наблюдается в экспериментальной группе в размере 40% (четверо учеников) и 30% в контрольной группе (трое учеников). Эти ученики не имеют желания читать, и не любят данный процесс.

Результаты третьей диагностики представлены в таблице 3.

Таблица 3 − Результаты диагностики по критерию «направленность на чтение» в экспериментальной и контрольной группе

Группа

Уровни сформированности критерия

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Экспериментальная группа

50%

30%

20%

Контрольная группа

40%

40%

20%

Представим эти данные в графическом варианте на рисунке 3.

Рисунок 3 − Результаты диагностики по критерию «направленность на чтение» в экспериментальной и контрольной группе

 

Как видно из результатов по третьей диагностике, можно отметить, что в данном случае высоким уровнем одинаковое количество учеников (20%). Эти дети имеют четкое знание того, что они хотят читать и зачем. Средний уровень в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной (трое в экспериментальной и четверо в контрольной группе). Ученики, показавшие средний уровень, способны к пониманию прочитанного, обобщению, умению понимать связь событий, но четкой направленности не прослеживается. Низкий уровень наблюдается в экспериментальной группе в размере 50% (пятеро учеников) и 40% в контрольной группе (четверо учеников). Эти ученикам не понимают смысла от чтения, и не получают от него удовольствия.

Результаты четвертой диагностики представлены в таблице 4.

Таблица 4 − Результаты диагностики по критерию «сформированность читательского интереса» в экспериментальной и контрольной группе

Группа

Уровни сформированности критерия

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Экспериментальная группа

60%

30%

10%

Контрольная группа

50%

30%

20%

Представим эти данные в графическом варианте на рисунке 4.

Рисунок 4 − Результаты диагностики по критерию «сформированность читательского интереса» в экспериментальной и контрольной группе

 

Как видно из результатов по четвертой диагностике, можно отметить, что уровни сформированности критерия «сформированность читательского интереса» распределились сравнительно одинаково в обеих группах. Высокий уровень в экспериментальной группе имеет один ученик (Аделина В.), в контрольной группе двое учеников (Валерия Б. и Анастасия Н.). Учащиеся могут точно сказать, какой жанр литературы им нравится более всего, могут назвать любимых авторов и героев, обычно родители таких учеников также любят читать. Средний уровень имеют одинаковое количество учеников в обеих группах (30%). Учащиеся выделяют несколько любимых авторов и героев, чаще это произведения, носившие развлекательный характер. Низким уровнем обладает большинство учеников в обеих группах (шесть человек в экспериментальной и пять человек в контрольной группе). Ученики затрудняются сказать о своих читательских предпочтениях, в библиотеку не ходят, и считают задания по литературному чтению тяжелыми для себя.

Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования свидетельствуют о том, что читательская активность в данных группах испытуемых сформировано преимущественно на уровне «ниже среднего». Это является недостаточным для успешного школьного обучения и эффективного овладения школьной программой начальной школы и свидетельствует о необходимости проведения дополнительной, специально организованной работы, направленной на формирование читательской активности младших школьников. Следующим этапом работы стало проведение формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы на основе взаимодействия школы и библиотеки.

 

2.2.  Система работы по формированию читательского интереса младших школьников при взаимодействии с библиотекой

 

На формирующем этапе экспериментальной работы была поставлена цель: формировать читательский интерес учащихся второго класса с помощью взаимодействия с библиотекой. Одним из условий гипотезы, требующей подтверждения, было условие: разработать педагогические условия, направленные на формирование у младших школьников читательской активности в рамках взаимодействия школы и библиотеки. 

Для реализации формирующего эксперимента был составлен комплекс совместных мероприятий школы и библиотеки, отраженный в таблице 5.

Таблица 5 − Комплекс совместных мероприятий школы и библиотеки

п/п

Название

Содержание

Формирующийся критерий

1

2

3

4

1

Оформление уголка читателя

В учебном классе из обменного фонда организовали небольшую библиотеку

Направленность на чтение

2

Библиотечный урок «Журналы для детей»

Проводится в классе, целью урока является попытка вызвать интерес детей к периодическим изданиям

Сформированность читательского интереса

3

Выставка «Любимая книга для семейного чтения»

Выставка книг в библиотеке, мероприятие, проводимое совместно с родителями

Познавательная направленность на чтение

4

Выставка детских рисунков «Герои моих любимых книг»

Заранее было объявлено задание о необходимости нарисовать любимого героя книги

Положительное личностное отношение к чтению

5

Библиотечный урок «Самая лучшая система информации»

На уроке школьники познакомились с различными видами энциклопедий, детских газет и журналов

Познавательная направленность на чтение

6

Литературная гостиная, посвященная писателю Николаю Носову

Знакомство с творчеством Н.Носова

Сформированность читательского интереса

7

Акция «Книжкина больница»

Проводилась в течение всего времени. с целью привития аккуратности в обращении с книгами

Положительное личностное отношение к чтению

8

Конкурс «Самый талантливый читатель»

В рамках конкурса школьники делали небольшой обзорный доклад и творческую работу

Познавательная направленность на чтение

9

Чтение сказок А.С. Пушкина

Ребята сами выбирали произведение, которое читали вслух, большие работы читали, объединяясь в группы

Направленность на чтение

10

«Информационный патруль»

Учет прочитанных книг между самими школьниками

Направленность на чтение

11

Мероприятие «По дорогам сказок»

Знакомство с информацией о детских писателях-сказочниках

Сформированность читательского интереса

12

Поэтический марафон «В стихах живет праздник»

Формирование устойчивого позитивного интереса к русской поэзии

Сформированность читательского интереса

Формирование интереса учащихся к чтению началось с совместного оформления уголка читателя и небольшой обменной библиотеки в классе. Учителем были организованы пятиминутки «тихого чтения». Для того, чтобы заинтересовать детей периодическими изданиями был проведен библиотечный урок «Журналы для детей».

Выставка «Любимая книга для семейного чтения» была проведена совместно с родителями. Участие приняли более 50% родителей. Многие из них положительно высказались о значимости таких мероприятий.

Бабушка Алексея Ч. прокомментировала участие в выставке следующим образом: «Я работаю в школе и понимаю значимость таких мероприятий. Современные дети совсем перестали читать художественную литературу. Читают только то, что требуется на уроках. Презентация любимых семейных книг и обмен мнениями пойдут детям только на пользу».

В октябре же провели выставку детских рисунков «Герои моих любимых книг», способствующую развитию творческих способностей учащихся.

Для формирования информационной культуры учащихся в серии библиотечных уроков была взята тема: «Самая лучшая система информации». Учащиеся знакомились с различными видами энциклопедий, детских газет и журналов.

После соответствующей подготовки была проведена литературная гостиная, посвященная писателю Николаю Носову. С помощью родителей и учащихся, ребята подготовили костюмы, выучили слова. На мероприятие были приглашены все младшие классы нашей школы.

В течение всего времени, с целью привития любви и аккуратности в обращении с книгами, проводилась акция «Книжкина больница».

Был проведен конкурс «Самый талантливый читатель» с целью привлечь внимание детей к книге и чтению. Детям заранее был дан список детской литературы, которую нужно было прочесть, выбрать понравившееся произведение, сделать небольшой обзорный доклад и творческую работу. Все дети остались довольны результатами конкурса, и было решено проводить этот конкурс ежегодно, привлекая не только учащихся начальной школы, но и 5-6 классы.

Прямо в классе быта организована громкое чтение сказок А.С. Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек…».

Активом класса совместно с библиотекарем быт проведен «Информационный патруль» по учету прочитанных учащимися книг за каникулы.

Мероприятие «По дорогам сказок» было организовано уже с целью знакомства с информацией о детских писателях-сказочниках. Класс разделили на 3 группы, и каждая получила задание.

По предложенному плану нужно было:

— составить выставку прочитанных сказок;

— оформить иллюстрированную картотеку сказок (три-пять названий);

— составить интересный рассказ о сказочнике (с помощью библиотекаря);

— одно из произведений пересказать, разыграть (с привлечением родителей);

— подготовить несколько занимательных вопросов.

Хотелось бы отметить также и то, что некоторые родители не оставались в стороне, активно включались в работу, помогали детям выполнять творческие работы и вместе с ними участвовали в мероприятиях. Показать результат своей работы хотели все.

Далее провели поэтический марафон «В стихах живет праздник». Цель такого марафона — формирование устойчивого позитивного интереса к русской поэзии. Марафон проводился для всех начальных классов, но заявки на участие в этом марафоне поступили почти от всех учащихся 3 класса.

Наблюдая за учащимися, беседуя с ними, было отмечено, что у детей растет читательский интерес. Проявлялось это в активном словесном обмене о прочитанных книгах, поиске определенных книг не только в школьной библиотеке, но и в сельской. Эффективность реализованного совместного плана библиотеки и школы проверим с помощью контрольной диагностики и анализа результатов исследования, которые представлены в следующем параграфе.

2.3. Сравнительные результаты исследования

 

С целью проверки эффективности разработанного комплекса мероприятий на основе взаимодействия школы и библиотеки, направленного на формирование читательской активности у младших школьников в экспериментальной группе, была проведена повторная диагностика (контрольный срез). После реализации данного комплекса необходимо оценить изменение уровней сформированности читательской активности у младших школьников. С этой целью испытуемым были предложены те же методики, по выявлению уровня сформированности читательской активности. 

Результаты первой диагностики представлены в таблице 6.

Таблица 6 − Результаты диагностики по критерию «познавательная направленность на чтение» в экспериментальной и контрольной группе

Группа

Уровни сформированности критерия

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Экспериментальная группа

30%

40%

30%

Контрольная группа

50%

30%

20%

Представим эти данные в графическом варианте на рисунке 5.

Рисунок 5 − Результаты диагностики по критерию «познавательная направленность на чтение» в экспериментальной и контрольной группе

 

Как видно из результатов по первой диагностике, можно отметить, что уровни сформированности критерия «познавательная направленность на чтение» в экспериментальной группе стал выше у всех учеников. При этом высокий уровень стал у троих детей, средним уровнем обладают четверо детей, трое детей остались с низким уровнем, но у них также отмечается положительная динамика. В контрольной группе результаты не изменились.

Таблица 7 − Сводные результаты диагностики по критерию «положительное личностное отношение к чтению» в экспериментальной и контрольной группе

Группа

Уровни сформированности критерия

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Экспериментальная группа

30%

40%

30%

Контрольная группа

30%

40%

30%

 

Представим эти данные в графическом варианте на рисунке 6.

Рисунок 6 − Результаты диагностики по критерию «положительное личностное отношение к чтению» в экспериментальной и контрольной группе

 

Как видно из результатов по второй диагностике, можно отметить, что уровень сформированности критерия «положительное личностное отношение к чтению» в экспериментальной группе стал выше у всех учеников. В данном случае высоким уровнем обладают трое учеников. Средний уровень не изменился структурно (40%), но не в качественном, так как ученики со средним уровнем перешли на стадию высокого уровня, а ученики с низким уровнем повысили его до среднего. Низкий уровень наблюдается в экспериментальной группе в размере 30% (трое учеников). В контрольной группе результаты не изменились.

Сводные результаты третьей диагностики представлены в таблице 8.

Таблица 8 − Сводные результаты диагностики по критерию «направленность на чтение» в экспериментальной и контрольной группе

Группа

Уровни сформированности критерия

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Экспериментальная группа

20%

50%

30%

Контрольная группа

40%

40%

20%

 

Представим эти данные в графическом варианте на рисунке 7.

Рисунок 7 − Результаты диагностики по критерию «направленность на чтение» в экспериментальной и контрольной группе

 

Как видно из результатов по третьей диагностике, можно отметить, что уровень сформированности критерия «направленность на чтение» в экспериментальной группе стал выше у всех учеников. В данном случае высоким уровнем обладают трое учеников. Средний уровень теперь наблюдается у пятерых учеников. Низкий уровень наблюдается в экспериментальной группе в размере 20% (двое учеников). В контрольной группе результаты не изменились.

Сводные результаты четвертой диагностики представлены в таблице 9.

Таблица 9 − Сводные результаты диагностики по критерию «сформированность читательского интереса» в экспериментальной и контрольной группе

Группа

Уровни сформированности критерия

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Экспериментальная группа

30%

40%

30%

Контрольная группа

50%

30%

20%

 

Представим эти данные в графическом варианте на рисунке 8.

Рисунок 8 − Результаты диагностики по критерию «сформированность читательского интереса» в экспериментальной и контрольной группе

 

Как видно из результатов по четвертой диагностике, можно отметить, что уровни сформированности критерия «сформированность читательского интереса» для экспериментальной группы изменились. Высокий уровень в экспериментальной группе теперь имеют три ученика, средний уровень стал равным 40%, низкий уровень уменьшился вдвое, и стал равным значению 30%.

Как показывают результаты сравнительного анализа констатирующего и контрольного эксперимента, уровень сформированности читательской активности у младших школьников изменился, после реализации комплекса мероприятий на основе взаимодействия школы и библиотеки. В контрольном срезе произошло изменение показателей уровня сформированности читательской активности в сторону повышения, за счёт снижения низких уровней и повышения высоких и средних. Эти улучшения являются статистически значимыми. Безусловно, сказывается роль разработанного комплекса мероприятий на основе взаимодействия школы и библиотеки.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одним из актуальных вопросов для педагогической общественности является формирование всесторонне развитой личности. Общепризнана огромная роль литературы и чтения в формировании не только образованной, но и культурной личности. Одним из путей, ведущих к формированию такой личности будет освоение учащимися культурных и нравственных образцов. Образцы эти выработаны человечеством и описаны в произведениях, которые нужно не просто читать, но и понимать, вживаясь в образ героя.

Таким образом, для формирования читательской компетентности необходимо учащимся привить умение читать вдумчиво, умение работать с текстом, стремление постигать авторский замысел, основную мысль (идею) произведения. Целесообразно задавать ребёнку вопросы: как ты думаешь, что самое важное хотел сказать автор? А какой вопрос ты задал бы автору произведения? 

Необходимо формировать у младших школьников умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации во взаимодействии с библиотекой.

Сегодня в работе школьных библиотек произошли большие изменения: в полном объеме представлены новые технологии, усложняются читательские запросы, в том числе информационно-коммуникативные. Усиливаются требования к качеству школьного образования и библиотечной деятельности в помощь школьной программе.  Достичь положительных результатов можно объединив усилия всех заинтересованных организаций, активно участвуя в проведении мероприятий для детей. Это различные акции, в том числе литературные, по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни, вечера встреч с лучшими людьми нашего района, или организация летнего отдыха детей.

Результаты проведенного констатирующего этапа исследования требовали проведения формирующего этапа по формированию читательской активности у младших школьников в рамках взаимодействия с библиотекой. Читательскую активность формировали посредством следующих мероприятий: оформление уголка читателя и небольшой обменной библиотеки в классе, выставка «Любимая книга для семейного чтения», которая была проведена совместно с родителями, библиотечные уроки, литературная гостиная, посвященная Н. Носову, конкурс «Самый талантливый читатель», чтение сказок А.С. Пушкнна «Сказка ложь, да в ней намек…» и многое др.

Для проверки эффективности реализованных мероприятий с использованием взаимодействия была проведена повторная диагностика. результаты диагностики подтвердили положительную динамику сформированности читательской активности у детей младшего школьного возраста, и, как следствие, гипотезу исследования.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова, Е.Н. Организация взаимодействия школы и библиотеки в контексте формирования читательской культуры / Е.Н. Абрамова. — М., 2021. — 142 с. 

2. Аникеева, Т.В. Чтение в начальной школе: роль библиотеки в формировании интереса к чтению / Т.В. Аникеева. — СПб.: Книга, 2020. — 186 с. 

3. Баранова, М.П., Сидорова, Л.В. Библиотека нового поколения как образовательный ресурс школы / М.П. Баранова, Л.В. Сидорова. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2022. — 189 с. 

4. Белова, И.И. Инновационные технологии организации чтения в школьной библиотеке / И.И. Белова. — Екатеринбург: Университетское издательство, 2023. — 134 с. 

5. Бочарова, А.С. Влияние совместных проектов школы и библиотеки на формирование читательских навыков у младших школьников / А.С. Бочарова. — Саратов, 2020. — 172 с. 

6. Васильева, О.П. Формирование читательской грамотности у младших школьников в рамках взаимодействия школы и библиотеки / О.П. Васильева. — Волгоград: Перспектива, 2023. — 148 с. 

7. Герасимова, Н.А. Роль школьной библиотеки в социализации младших школьников / Н.А. Герасимова. — Барнаул, 2023. — 112 с. 

8. Григорьева, Е.Ч. Читательская культура школьников: пути взаимодействия школы и библиотеки / Е.Ч. Григорьева. — Новосибирск, 2021. — 204 с. 

9. Еремеева, М.В. Читательский интерес младших школьников: подходы к выявлению и развитию / М.В. Еремеева. — М., 2020. — 121 с. 

10. Жукова, Т.Е. Современные подходы к организации библиотечной работы с младшими школьниками / Т.Е. Жукова. — Ростов-на-Дону, 2022. — 94 с. 

11. Захарова, Л.И. Программы сетевого взаимодействия библиотек и школ в России: успешные практики / Л.И. Захарова. — Казань: Университетская книга, 2021. — 143 с. 

12. Иванова, Е.А., Павлова, Н.С. Цифровое взаимодействие библиотеки и школы в процессе формирования читательских компетенций / Е.А. Иванова, Н.С. Павлова. — Томск, 2022. — 157 с. 

13. Каменева, О.Р. Формирование мотивации к чтению в начальной школе: роль школьной библиотеки / О.Р. Каменева. — Челябинск, 2021. — 126 с. 

14. Кузьмина, Е.В. Вовлечение родителей в образовательные проекты библиотеки и школы / Е.В. Кузьмина. — Пермь: Университетское издательство, 2023. — 138 с. 

15. Лобанова, А.В. Интеркультурные подходы в библиотечном образовании младших школьников / А.В. Лобанова. — Калининград, 2020. — 176 с. 

16. Малинина, С.К. Интеграция образовательной и библиотечной среды для формирования читательских интересов младших школьников / С.К. Малинина. — Екатеринбург, 2021. — 214 с. 

17. Моисеева, Т.Ю., Овчинникова, В.П. Интерактивные формы взаимодействия школьников и библиотекарей / Т.Ю. Моисеева, В.П. Овчинникова. — Омск: Научное издательство, 2023. — 97 с. 

18. Никифорова, А.А. Библиотечное сопровождение образовательного процесса в начальных классах / А.А. Никифорова. — Калуга, 2020. — 145 с. 

19. Орлова, Е.Л. Использование чтения как средства воспитания у младших школьников / Е.Л. Орлова. — Саранск: Мордовский государственный университет, 2024. — 198 с. 

20. Павлова, Р.В. Проблемы организации библиотечного сотрудничества с образовательными учреждениями / Р.В. Павлова. — Рязань, 2021. — 152 с. 

21. Сидорова, Ю.В. Чтение как основа образовательной успешности младших школьников / Ю.В. Сидорова. — Пенза, 2023. — 165 с. 

22. Смирнова, Т.М. Библиотечные кружки в формировании интереса к книге у младших школьников / Т.М. Смирнова. — М., 2024. — 128 с. 

23. Федорова, А.С. Общешкольные читательские проекты и их потенциал для развития интереса к литературе у младших школьников / А.С. Федорова. — Псков, 2022. — 117 с. 

24. Чернова, Н.Г. Взаимодействие педагогов и библиотекарей в ходе реализации воспитательных программ / Н.Г. Чернова. — Иркутск: Альфа, 2020. — 135 с. 

25. Шестакова, Е.В. Современные технологии популяризации книги среди учащихся начальных классов / Е.В. Шестакова. — Тверь, 2021. — 143 с. 

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи