Автор: Федорова Светлана Леонидовна
Федорова Светлана Леонидовна
учитель биологии
МУ СОШ «Образовательный комплекс «Флагман»
г. Рыбинска, Ярославской области
Формы организации учебной деятельности с учениками,
имеющими ограниченные возможности здоровья, на уроках биологии.
Учебный процесс представляет собой сложную, многокомпонентную и многовариантную, но вместе с тем целенаправленную и управляемую систему. Совместная и согласованная деятельность учителя и учащихся служит необходимым условием успешного функционирования учебного процесса. Сложные взаимосвязи и взаимоотношения между учителем и учащимися в процессе обучения опосредуются такими компонентами, как содержание учебного предмета, методы и средства обучения.
В зависимости от дидактических целей учебный процесс приобретает разные организационные формы (урок, лабораторное занятие, практическое занятие, экскурсия и др.). Урок является основной формой организации учебной работы. В нем представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы. Функция урока как организационной формы обучения заключается в достижении завершенной, но частичной дидактической цели в триединстве образовательной, воспитательной и коррекционно-развивающей задач.
Уроки с коррекционно-развивающей направленностью — это уроки, в ходе которых происходит отработка информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов каждого конкретного ученика в классе. Речь идет об организации таких ситуаций, в которых у ученика интенсивно работают психические функции по решению педагогических задач. Педагог выступает не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения и воспитания.
Особенности урока биологии обусловливаются спецификой учебного предмета, его целями, задачами, составом учащихся и общими задачами коррекционно-развивающего обучения.
Уроки биологии вооружают учащихся знаниями об основных элементах неживой и живой природы, формируют правильное понимание и отношение к природным явлениям, воспитывают бережное отношение к природе, прививают навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
Наука биология дает возможность вовлекать учащихся в природоохранную работу, что способствует формированию экологической культуры, необходимой в процессе социальной адаптации в общество выпускников школы.
Для учащихся с ЗПР характерен основной общий признак — нарушение сложных форм познавательной деятельности. Обучение в этих классах должно носить коррекционно-развивающий характер. Коррекции подлежат не только недостатки психофизисческого развития, общие для всех учащихся, имеющих нарушения интеллекта, но и недостатки, характерные для отдельной личности (индивидуальная коррекция). В классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Основная задача учителя в процессе развивающего обучения — организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, нравственных убеждений. Биология как предмет имеет ряд преимуществ в выполнении данной важнейшей задачи. Познать природу — значит понять законы, по которым она развивается, осмыслить причинно-следственные связи и отношения между явлениями и предметами окружающей действительности, овладеть методами самостоятельного изучения объекта.
Современная организация обучения должна быть направлена не столько на увеличение объема знаний, сколько на обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, обобщению, классификации. Разделы биологии, изучающие живую природу, дают богатый материал для развития всех умственных операций школьника.
Вследствие нарушений психофизического развития учащиеся с ОВЗ быстрее утомляются, отвлекаются от главной цели урока при его однообразном ведении. Необходимо чаще менять и постоянно варьировать компоненты урока и способы межличностного общения учитель — ученик и ученик — ученик.
В педагогической литературе (И.М. Чередов, И.Э. Унт и др.) представлены в основном три формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: коллективная (фронтальная), индивидуальная и групповая. При фронтальной форме все учащиеся одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Это способствует воспитанию чувства коллективизма, позволяет формировать у учащихся умение рассуждать, находить ошибки в рассуждениях другого, сообща делать выводы и заключения. Коллективная форма работы не исключает общей коррекции (идет коррекция недостатков, общих для всех учащихся класса). Например, известно, что у учащихся, имеющих интеллектуальную недостаточность, восприятие первоначально имеет недифференцированный характер, они затрудняются в выделении главных, существенных признаков объекта. Учитель помогает всем учащимся находить, выделять эти общие признаки, сделать обобщение. Наряду с созданием четких и полных представлений надо научить учащихся правильно пользоваться соответствующими терминами, обозначающими свойства предмета. Устанавливать связь между отдельными свойствами, признаками, явлениями. Слово учителя в этом процессе является организующим и регулирующим фактором.
Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся на уроке способствует установлению особенно близких отношений между учителем и классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач, взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов, позволяет использовать разнообразные методы и приемы для активизации процесса обучения. Эта форма обеспечивает привлечение к работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении. Вместе с тем она не может быть универсальной, так как недостаточно учитывает уровень развития, познавательные интересы и возможности, специфические особенности каждого ученика.
Коллективная работа не исключает и индивидуальную коррекцию. В процессе общей работы учитель попеременно дополнительно работает то с одним, то с другим учеником, корректируя ошибки.
Индивидуализация наиболее трудна при изучении нового материала, но уроки биологии позволяют применить ее и на данном этапе урока. В большинстве уроков по разделу «Животные» изучение нового материала начинается с вводной беседы, так как учащиеся имеют некоторый жизненный опыт. Вопросы в вводной беседе могут быть информационными и проблемными. Например, на первом уроке по теме «Пресмыкающиеся», начиная изучение внешнего вида и строения пресмыкающихся, учитель задает информационные вопросы: «Видели ли вы ящериц? Змей?», «Где живут ящерицы?» «Где живут змеи?» Эти вопросы могут быть адресованы учащимся, которые с трудом усваивают сложные понятия, нуждаются в постоянной помощи учителя. Ответ на выше поставленные вопросы укрепит их уверенность в себе, создаст положительный настрой на учение. Проблемный вопрос «Чем отличаются ящерицы (или змеи) от других животных, например, от рыб?», предлагаются сильным учащимся.
После вводной беседы проводится работа по изучению внешнего строения пресмыкающихся (таблицы, влажные препараты), результаты которой учащиеся оформляют в таблице по плану: место обитания, форма тела (чем покрыто тело, части тела), питание (чем питается, как ловит добычу). Этот вид работы учащиеся выполняют фронтально.
Однако фронтальная форма учебной работы имеет и свои недостатки, особенно остро проявляющиеся в классах с детьми с ОВЗ. Фронтальная форма рассчитана на некоего усредненного ученика, с одинаковыми способностями, темпом усвоения, работоспособностью и т.д. Поскольку такого не может быть в реальных условиях, фронтальная форма обучения должна дополняться индивидуальной и групповой.
Если ученик выполняет задание, учитывающее его учебные возможности, то такую форму организации работы называют индивидуализированной. И.Э.Унт, глубоко изучившая проблему индивидуализированной самостоятельной работы учащихся, определяет индивидуализацию как «учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются».
Индивидуальная форма учебной работы на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся. Ее преимущества состоят в том, что обучение в максимальной степени соответствует уровню развития, способностям и познавательным возможностям каждого ученика. Индивидуальная форма работы наиболее целесообразна для углубления знаний и восполнения имеющихся у учащихся пробелов в изучении материала, при формировании умений и навыков. Индивидуальная форма работы школьников на уроке позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Проведенные исследования показали, что для слабоуспевающих учеников следует дифференцировать не столько сложность задания, сколько меру оказываемой им помощи. При умелой организации индивидуальная работа учащихся формирует у них потребность и навыки самообразования.
Индивидуальные задания могут быть трех типов:
1. Репродуктивные (самые простые). Это задания на воспроизведение
· Подготовка пересказа текста;
· Перерисовать схему какой-либо системы органов;
· Собрать систему органов из заготовок по предложенному описанию или образцу.
2. Поисковые и логически-поисковые (средний уровень сложности). Они связаны с отысканием сведений, фактов.
· В Детской энциклопедии найти материал о каком-либо интересном животном;
· Из перечисленных органов выделить органы, относящиеся только к определенной системе.
3. Творческие (высший уровень).
· Написать реферат;
· Составить кроссворд;
· Сочинить сказку или рассказ с биологическим содержанием по заданной теме.
Индивидуализацию целесообразно использовать на всех этапах урока, при выполнении различных дидактических задач. При этом активная самостоятельная работа возможна при наличии сформированности многих умений, основными из которых являются: работа с книгой (текстом, таблицами, вопросами); работа по плану, алгоритму, предписанию; работа по образцу; составление плана ответа, плана текста и т.д.; установление связи нового материала со старым; самоконтроль; прогнозирование и анализ результатов.
Учителю важно выяснить, что умеют учащиеся, чему научились на предыдущей ступени обучения, научить работе с заданиями с предварительным фронтальным разбором, постепенно увеличивая степень самостоятельности.
Недостатком индивидуальной формы организации работы учащихся на уроке является то, что они практически не общаются друг с другом, приобретаемый опыт самостоятельной деятельности не становится достоянием коллектива, не обсуждается вместе с товарищами по классу и учителем. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной деятельности с групповой (звеньевой, бригадной, кооперативно-групповой, парной).
Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: изучение нового материала, закрепление и повторение, выполнение упражнений.
Главными признаками групповой работы являются:
· класс на данном этапе делится на группы для решения конкретных учебных задач;
· каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
· состав группы постоянен (звено) или непостоянен, он подбирается учителем с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Учебная работа в малых группах имеет ряд преимуществ:
· учащиеся становятся субъектами собственной деятельности;
· проблема изменения содержания образования смыкается с проблемами формирования личности как самодеятельного субъекта, а отсюда вытекают качественно новые возможности учебной деятельности в формировании личности;
· введение групповых форм приводит к формированию учебно-познавательных мотивов, выступающих перед учениками в их действительной общественной форме, ценностных ориентации, что, в свою очередь, приводит к построению единой для всего класса структуры межличностных отношений;
· групповая учебная деятельность основана на учете закономерностей общения между учащимися, общение становится той точкой опоры, которая формирует положительное отношение к учению, к умственному труду.
Если в рамках самостоятельной работы учащиеся получают разные задания с учетом их индивидуальных возможностей и при этом учащиеся условно делятся на группы (сильные, средние, слабые), то эта форма обучения называется дифференцированно-групповой.
Н.П.Павлова по уровню обучаемости выделяет 4 группы учащихся специальных (коррекционных) классов. Практика показывает, что наиболее приемлемой в условиях школы оказывается деление учащихся на 3 группы по возможности усвоения ими учебного материала.
К первой группе относятся учащиеся, которые наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Большинство заданий ими выполняется самостоятельно, при выполнении заданий, требующих переноса знаний в новые условия, в основном правильно используют имеющийся опыт, объяснения даются относительно обобщенно, на доступном их возможностям уровне. При выполнении сравнительно сложных видов работ им нужна активизирующая помощь учителя.
Во вторую группу входят учащиеся, также достаточно успешно обучающиеся в классе. Однако в ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем контингент первой группы; они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи учителя обобщения и выводы делать не в состоянии. Перенос знаний в новые условия их, в основном не затрудняет, но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
К третьей группе относятся учащиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразной помощи со стороны учителя. Им трудно определить главное в изучаемом, отделить его от второстепенного, установить логическую связь частей. Они, далеко не полностью понимая фронтальное объяснение, нуждаются в дополнительных конкретных разъяснениях. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе. Они нуждаются в постоянной коррекции своих действий учителем. Затем однотипные упражнения они выполняют сами, пока не встретятся с новым видом работы.
При формировании групп или пар можно учитывать результаты учебных возможностей учащихся, в группу объединяются учащиеся с взаимонейтральными и взаимоположительными исходными данными.
В изучаемых темах «Пресмыкающиеся» и «Земноводные» предлагаемые учащимся задания составлены на основе требований программы И.Н. Пономаревой и учебника под редакцией В.М. Константинова и И.Н. Пономаревой. Формы заданий разнообразны. Например, при закреплении темы слабоуспевающие учащиеся 3-й группы готовят рассказ о месте обитания земноводных, хорошо успевающие школьники (2-я группа) говорят о формах тела. Учащиеся, наиболее успешно овладевающие материалом (1-я группа), сообщают о способах питания и делают общие выводы. Другой пример: после изучения среды обитания и внешнего строения пресмыкающихся учащимся мною предлагаются три варианта заданий. Учащиеся третьей группы отвечают на вопросы: «Где могут жить пресмыкающиеся?», «Какая форма тела у пресмыкающихся?», «Из каких частей состоит тело пресмыкающихся?», «Чем покрыто тело пресмыкающихся?»
Второй группе предлагается продолжить предложения:
а) Ящерицу прыткую в природе можно встретить на….
б) Кожа ящерицы….
в) Ящерица питается…
г) Во рту у ящерицы….
д) Спасает ящерицу от врагов…
Учащиеся первой, наиболее успевающей группы, заполняют таблицу.
Уж и ящерица
|
Уж |
Ящерица |
Форма тела |
|
|
Способ передвижения |
|
|
Окраска |
|
|
Питание |
|
|
При изучении внутреннего строения пресмыкающихся (и других животных) можно предложить парную работу. Одному ученику дается задание назвать и показать на рисунке своему соседу по парте органы кровообращения пресмыкающихся, а другому ученику — органы какой-либо другой системы. Для истинного овладения знанием или умением обязательно нужно, чтобы ученик побывал в роли учителя, сам передавал кому-то знания. «Ребенку, превращающегося на время в педагога, становится ясной недостаточность его знаний, необходимость их пополнить… При вовлечении детей в преподавание попутно будет воспитываться в них самообладание, терпение, внимание к другим, интерес к успехам товарищей…», писала Н.К.Крупская.
Для работы в группах можно предложить заполнить таблицу, для второй и третьей групп:
Внутреннее строение пресмыкающихся
Системы |
Органы |
Скелет |
|
Пищеварительная система |
|
Кровеносная система |
|
Дыхательная система |
|
Нервная система |
|
Для первой группы предлагается следующий вариант таблицы:
Различие внутреннего строения земноводных и пресмыкающихся
Системы |
Земноводные |
Пресмыкающиеся |
Скелет |
|
|
Пищеварительная система |
|
|
Кровеносная система |
|
|
Дыхательная система |
|
|
Нервная система |
|
|
Групповая форма организации учебной деятельности учащихся должна сочетаться с другими формами, что обеспечит активную познавательную деятельность учащихся и позволит повысить эффективность урока биологии.
Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся по-разному способствует реализации образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Поэтому необходимо рациональное их сочетание, продуманный выбор той или иной формы с учетом особенностей учебного предмета, содержания изучаемого материала, методов обучения, психофизических особенностей учащихся.