Автор: Абрамова Наталья Николаевна
Непосредственная образовательная деятельность
по познавательному развитию с детьми 6 – 7 лет
«Богатыри земли русской»
Программное содержание:
Обобщать знания детей об истории возникновения Руси
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях защитниках земли русской. Описывать представление о былине, былинных героях.
Вызвать интерес к языку былин, сказаний, преданий, преданий о русских богатырях.
Воспитание патриотизма, любви к родной земле, уважение к защитникам Отечества.
Осваивать навыки речевого этикета.
Обогащать словарь детей
Былина, предки, сказитель, меч, щит, палица, шлем, кольчуга, Отчизна, Отчий край, Отечество.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать
Предварительная работа
Прослушивание аудиозаписи былины ”Илья Муромец и Соловей разбойник”
Ознакомление с картиной В.М. Васнецов “Богатыри”
Беседа “Былинные кони”
Чтение былин “Добрыня и змей”, “Никита Кожемяка”
Разучили Физкульт. Минутку “Конь меня в дорогу ждёт”
Оборудование и материалы
Иллюстрации с изображениями оружие русских богатырей, деталей одежды русских богатырей.
Репродукция картины B. Васнецова “Три богатыря”
Ход
Слава русской стороне
Слава русской старине
И про это старину
Я рассказывать начну
чтобы дети знать могли
О делах родной земли
Русский народ нужно было защищать от врагов.
Как назывались защитники земли русской? (Богатыри)
В давние времена ещё в Древней Руси, стояли на стражи рубежей нашей Родины на заставе очень смелые люди — богатыри. О них народ складывал песни и сказания которые назывались былинами.
Вот таких героев изобразил художник B.Васнецов на этой картине (показываю детям картину В. Васнецова «Богатыри»
Герои богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине — Руси.
Когда богатыри собирались всем вместе, как мы видим на картине Васнецова, они становились такими сильными, что победить их было невозможно.
Что же изображено на картине?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель: Правильно, а кем они были?
Дети: Богатырями
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри.
Дети: Богатыри – это люди которые защищали нашу родину от врагов.
Воспитатель: Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской.
Дети: “Соловей разбойник”, “Финист-ясный Сокол”, “Никита-Кожемяка”, “Змей Горыныч” , “Алёша Попович и Тугарин змей”
Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои-богатыри?
Дети: С Соловьём разбойником, Змеем Горынычем, Тугариным Змеем.
Воспитатель: Откуда мы с вами узнаём о русских богатырях, которые жили в далёкой стране и прославились своими подвигами и делами?
— Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.
Воспитатель: Что такое былина?
— Былина произошло от слова быль, было
Сказатель так и говорил:
-Расскажу я вам про дела старые, да про старые, про бывалые, да про битвы, да про сражения, да про подвиги богатырские. – Вот так слагались былины
Пословицы и поговорки о смелости, отваги, Родине:
“Береги землю родимую, как мать любимую”
“Нет ничего на свете краше, чем Родина наша”
“Если дружба – велика, будет Родина крепка”
Воспитатель: Давайте снова вернёмся к картине Васнецова “Богатыри”. Ребята, скажите, кто находится в центре картины? (Илья Муромец) как вы догадались что это Илья Муромец? Что вы знаете о нём? Как его можно назвать? (Он самый большой, могучий, самый старший из богатырей, поэтому более мудрый и опытный).
— Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич) Кто находится справа? (Алёша Попович). Он самый молодой из трёх богатырей.
— Куда смотрят каждый из них? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов)
И защищают они землю русскую, взрослых и детей, — Поэтому мы называем богатырей храбрыми и смелыми.
Но чтобы выиграть бой, недостаточно быть только смелым, сильным и иметь большое желание принести мир своему народу. Что ещё помогает воину в сражении (оружие, доспехи) Костюм воина – это часть его вооружения, каким он должен быть? (Удобным, хорошо защищать от ударов, согревать в холод.)
— К доспехам относятся (показываю на слайде) шлем и кольчуга. А копьё щит и меч – это что? (Оружие) — Расскажите, что такое кольчуга и шлем; как и из чего их изготовили? (Кольчуга – это вид рубахи, сплетенной из множества колец, шлем – это головной убор из железа, который носят воины, он защищает голову богатыря). А где можно увидеть воинов и их доспехи, а также узнать, как они жили? (В музее)
Во все времена защищать родную землю считалось делом почетным и героическим. Древние богатыри защищали Древнюю Русь. Когда вы будете учиться в школе, узнаете, сколько раз приходилось русским воинам вставать на защиту нашей Родины. Наши мальчики, когда вырастут, тоже будут служить в армии, защищать Россию. Но чтобы обладать такой могучей силой, как русские богатыри, надо уже сейчас заниматься спортом, делать зарядку, закаляться.
Воспитатель:
— Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей:
— Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
— Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)
— Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
— Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
— Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький (Щит)
Физкульт минутка “Богатыри”
— Богатырь — вот он каков:
(показывает силача)
— Он силён, он здоров, он из лука стрелял
(имитируют движения стрельба из лука)
— Метко палицу бросал – ловкость, на границе он стоял.
Зорко-зорко наблюдал
Подрастём, мы и смотри, станем как богатыри!
(Поднимают руки высоко вверх.)
Игра “Да-нет”
Наша Родина сильна? (Да)
И у нас она одна…(Да)
На Руси богатыри есть… (Да)
Им всегда хвала и честь… (Да)
Илья Муромец герой… (Да)
Он был самый молодой…(Нет)
Соловья он победил… (Да)
Из автомата подстрелил…(Нет)
Алёша Попович тоже герой… (Да)
Он сильный, смелый, молодой… (Да)
Они воевали с мечом и копьём… (Да)
Добрыня Никитич был слабым и хилым…(Нет)
Он змея сумел победить своей силой… (Да)
Гордимся мы нашими богатырями… (Да)
Хотим ли быть такими же сами… (Да)
Воспитатель: читаю стихотворение
А и сильные, могучие
богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнется!
А преданья старины
Забывать мы не должны
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
Итог занятия:
Воспитатель:
Назовите русских богатырей.
— Что вы о них знаете.