8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми 6 – 7 лет «Богатыри земли русской»

Автор: Абрамова Наталья Николаевна

Непосредственная образовательная деятельность

по познавательному развитию с детьми 6 – 7 лет

«Богатыри земли русской»

Программное содержание:

Обобщать знания детей об истории возникновения Руси

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях защитниках земли русской. Описывать представление о былине, былинных героях.

Вызвать интерес к языку былин, сказаний, преданий, преданий о русских богатырях.

Воспитание патриотизма, любви к родной земле, уважение к защитникам Отечества.

Осваивать навыки речевого этикета.

 

Обогащать словарь детей

Былина, предки, сказитель, меч, щит, палица, шлем, кольчуга, Отчизна, Отчий край, Отечество.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать

 

Предварительная работа

Прослушивание аудиозаписи былины ”Илья Муромец и Соловей разбойник”

Ознакомление с картиной В.М. Васнецов “Богатыри”

Беседа “Былинные кони”

Чтение былин “Добрыня  и змей”, “Никита Кожемяка”

Разучили Физкульт. Минутку “Конь меня в дорогу ждёт”

 

Оборудование и материалы

Иллюстрации с изображениями оружие русских богатырей, деталей одежды русских богатырей.

Репродукция картины B. Васнецова “Три богатыря”

 

Ход

Слава русской стороне

Слава русской старине

И про это старину

Я рассказывать начну

чтобы дети знать могли

О делах родной земли

 

 

 

 

Русский народ нужно было защищать от врагов.

Как назывались защитники земли русской? (Богатыри)

В давние времена ещё в Древней Руси, стояли на  стражи рубежей нашей Родины на заставе очень смелые люди — богатыри. О них народ складывал песни и  сказания которые назывались былинами.

 Вот таких героев изобразил художник B.Васнецов на этой картине (показываю детям картину В. Васнецова «Богатыри»

 

Герои богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине  — Руси.

Когда богатыри собирались всем вместе, как мы видим на картине Васнецова, они становились такими сильными, что победить их было невозможно.

Что же изображено на картине?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Воспитатель: Правильно, а кем они были?

Дети: Богатырями

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри.

Дети: Богатыри – это люди которые защищали нашу родину от врагов.

Воспитатель: Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской.

Дети:  “Соловей разбойник”, “Финист-ясный Сокол”, “Никита-Кожемяка”, “Змей Горыныч” , “Алёша Попович и Тугарин змей”

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои-богатыри?

Дети: С Соловьём разбойником, Змеем Горынычем, Тугариным Змеем.

Воспитатель: Откуда мы с вами узнаём о русских богатырях, которые жили в далёкой стране и прославились своими подвигами и делами?

— Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.

Воспитатель: Что такое былина?

— Былина  произошло от слова быль, было

Сказатель так и говорил:

 -Расскажу я вам про дела старые, да про старые, про бывалые, да про битвы, да про сражения, да про подвиги богатырские. – Вот так слагались былины

 

Пословицы и поговорки о смелости, отваги, Родине:

­“Береги землю родимую, как мать любимую”

“Нет ничего на свете краше, чем Родина наша”

“Если дружба – велика, будет Родина крепка”

 

Воспитатель: Давайте снова вернёмся к картине Васнецова “Богатыри”. Ребята, скажите, кто находится в центре картины? (Илья Муромец) как вы догадались что это Илья Муромец? Что вы знаете о нём? Как его можно назвать? (Он самый большой, могучий, самый старший из богатырей, поэтому более мудрый и опытный).

— Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич) Кто находится справа? (Алёша Попович). Он самый молодой из трёх богатырей.

— Куда смотрят каждый из них? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов)

И защищают они землю русскую, взрослых и детей, — Поэтому мы называем богатырей храбрыми и смелыми.

Но чтобы выиграть бой, недостаточно быть только смелым, сильным и иметь большое желание принести мир своему народу. Что ещё помогает воину в сражении (оружие, доспехи) Костюм воина – это часть его вооружения, каким он должен быть? (Удобным, хорошо защищать от ударов, согревать в холод.)

— К доспехам относятся (показываю на слайде) шлем и кольчуга. А копьё щит и меч – это что? (Оружие) — Расскажите, что такое кольчуга и шлем; как и из чего их изготовили? (Кольчуга – это вид рубахи, сплетенной из множества колец, шлем – это головной убор из железа, который носят воины, он защищает голову богатыря). А где можно увидеть воинов и их доспехи, а также узнать, как они жили? (В музее)

Во все времена защищать родную землю считалось делом почетным и героическим. Древние богатыри защищали Древнюю Русь. Когда вы будете учиться в школе, узнаете, сколько раз приходилось русским воинам вставать на защиту нашей Родины. Наши мальчики, когда вырастут, тоже будут служить в армии, защищать Россию. Но чтобы обладать такой могучей силой, как русские богатыри, надо уже сейчас заниматься спортом, делать зарядку, закаляться.

 

Воспитатель:

Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей:

— Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

— Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)

— Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

— Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

— Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький (Щит)

 

Физкульт минутка “Богатыри”

— Богатырь — вот он каков:

(показывает силача)

— Он силён, он здоров, он из лука стрелял

(имитируют движения стрельба из лука)

— Метко палицу бросал – ловкость, на границе он стоял.

Зорко-зорко наблюдал

Подрастём, мы и смотри, станем как богатыри!

(Поднимают руки высоко вверх.)

 

Игра “Да-нет”

Наша Родина сильна?  (Да)

И у нас она одна…(Да)

На Руси богатыри есть… (Да)

Им всегда хвала и честь… (Да)

Илья Муромец герой… (Да)

Он был самый молодой…(Нет)

Соловья он победил… (Да)

Из автомата подстрелил…(Нет)

Алёша Попович тоже герой… (Да)

Он сильный, смелый, молодой… (Да)

Они воевали с мечом и копьём… (Да)

Добрыня Никитич был слабым и хилым…(Нет)

Он змея сумел победить своей силой… (Да)

Гордимся мы нашими богатырями… (Да)

Хотим ли быть такими же сами… (Да)

Воспитатель: читаю стихотворение

А и сильные, могучие

богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнется!

А преданья старины

Забывать мы не должны

Слава русской стороне!
    Слава русской старине!

 

Итог занятия:

Воспитатель:

         Назовите русских богатырей.

         — Что вы о них знаете.

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи