Автор: Аллагулова Анжелика Эдуардовна
Современная модернизация образования является одним из важнейших аспектов государственной политики Российской Федерации в целях улучшения качества жизни ее граждан. В основе развития образования в России лежит приоритетное стремление к повышению его качества, доступности и эффективности.
На данный момент процесс модернизации образования осуществляется в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование» и государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» [2]. Все эти государственно-политические акты направлены на улучшение содержания и методов образования, эффективное финансирование и управление системой образования, а также внедрение новых механизмов, способных радикально повысить качество отечественного образования.
Российская система образования имеет потенциал конкурировать с системами образования передовых стран. Однако для этого необходимо широкое общественное поддержание образовательной политики, полное восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, а также глубокая и всеобъемлющая модернизация образования с выделением необходимых ресурсов и созданием эффективных механизмов их использования. Российская система образования играет значимую роль в сохранении престижа и международного статуса России, которая является страной с высоким уровнем культуры, науки и образования.
Основной целью модернизации образования является создание устойчивого механизма развития системы образования. Для достижения этой цели необходимо в первую очередь решать следующие приоритетные и взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного уровня дошкольного, общего и профессионального образования; разработка нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов в системе образования, а также привлечение и использование внебюджетных ресурсов.
Достижение стратегических целей в сфере модернизации образования неизбежно требует постоянного взаимодействия образовательных учреждений с национальной экономикой, наукой, культурой, здравоохранением, а также с различными заинтересованными ведомствами и общественными организациями, родителями и работодателями. Государственная политика в сфере образования направлена на качественное изменение работы школ и устанавливает высокие требования к руководителям. Сегодня руководитель дошкольного учреждения обязан совершить переход своей организации на новый уровень развития. Важно, чтобы современные руководители обладали разнообразными управленческими знаниями и навыками, были мобильными, динамичными и конструктивными, способными принимать ответственные решения, включая ситуации выбора, и прогнозировать возможные последствия.
Также они должны иметь развитое чувство ответственности перед своим коллективом и уметь освоить самые эффективные методы и подходы к обучению и воспитанию. Основным для руководителя является способность видеть будущее своего учреждения и знание, как сделать его наиболее успешным для всех участников образовательного процесса.
Цель руководителя заключается в повышении общего уровня подготовки и методических навыков педагогов в организации и ведении образовательной работы, а также в обмене опытом. Важным фактором являются новые подходы к управлению, которые становятся движущей силой для трансформации дошкольных учреждений из функционирующих в развивающиеся.»[6]. Развивающееся дошкольное учреждение всегда находится в поисковом режиме, где процессы принятия решений основываются на конкретных ситуациях и их результатах. Переход к ситуативному управлению в детском саду означает радикальное изменение подходов к управлению образовательным процессом, прежде всего, со стороны его участников. Основные принципы, являющиеся основой обновления деятельности дошкольных учреждений, включают:
1. Демократизация – распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками управленческого процесса.
2. Гуманизация – обеспечение равнодоступности для каждого человека выбора уровня, качества и направления образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями, а также переориентация учебного процесса на личность ребенка.
3.Дифференциация, мобильность, развитие.
4. Открытость образования – возможность получения дошкольного образования и дополнительного образования в различных формах.
5.Стандартизация.
Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающемся дошкольном учреждении. » [4, с. 27]. Основная функция современного ДОУ — готовность к успешному обучению в школе — целенаправленная социализация личности: введение её в мир природных и человеческих связей и отношений, «погружение» в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Оценить развитие дошкольного учреждения целесообразно по следующим показателям деятельности:
1. Инновационная деятельность учреждения — обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с Государственными стандартами (далее Госстандарт): основных и дополнительных образовательных услуг;
2. Обновление педагогических технологий, методов и форм работы: сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой;
3. Организация учебно-воспитательного процесса: самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей для достижения целей обучения,воспитания.
Я хочу подчеркнуть, что меняется система управления. Жесткий контроль сверху уступает место самоуправлению. Профессиональный контроль берет законечный результат (психолог-за развитие ребенка, методист-за здоровье и физическое развитие, дефектолог-за результат коррекционной работы ит.д.).Консультации все чаще востребованы как профессиональная услуга.
Управление приобретает регулирующий и корректирующий характер. Перевод ДОУ в режим развития способствует реализации концепции и программы его развития, моделированию УВП как системы, помогающей саморазвитию личности, проведению экспериментальной и опытной работы, сплоченному общей целью коллективу, организации оптимальной системы самоуправления, системе эффективной научно-методической деятельности, материально-технической базе, достаточной для формирования оптимальной предметно-развивающей среды, набору альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами их родителей.»[3].
Все представленные положения лежат в основе философии обновления дошкольного учреждения. Контуры этой стратегии зафиксированы в Международной конвенции о защите прав ребенка, которая предусматривает право ребенка на жизнь, защиту, развитие и свое мнение.
В исследованиях прошлых периодов объектом управления ДОУ ограничивалось рассмотрение внутренних процессов жизнедеятельности. Однако в наши дни в центре внимания оказывается ДОУ как открытая система, доступная для всех участников образовательного процесса. То есть в объект управления включается и совокупность значимых связей ДОУ с внешней средой. Старый, традиционный и новый взгляды на ДОУ в условиях модернизации дошкольного образования в деятельности педагогов выделяют ряд взаимосвязанных компонентов: конструктивный, организаторский, коммуникативный, которые конкретизируют деятельность педагогов.
Профессиональный стандарт педагога «Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544-н» определяет педагога как ключевого фигуранта реформы образования.
Мир меняется, меняются дети, что требует изменений в подготовке и переподготовке педагогов. Введение нового профессионального стандарта педагога неизбежно приведёт к изменению стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и центрах повышения квалификации. Возможны риски и трудности: отсутствие финансирования, недостаток квалифицированных педагогических кадров, текучесть, низкая мотивация, поглощение текущей работы.
Работу я рассматриваю как комплекс практических мероприятий, базирующийся на передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете — повышение качества и эффективности образовательного процесса. А этому будет способствовать Главный принцип деятельности- принцип сотрудничества. » [5, с. 27]. Деловое доброжелательное сотрудничество позволяет эффективно организовывать коллектив на выполнение управленческих решений.
Литературный список
1. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2008. 480 с.
1.. Андреева И.В., Спивак В.А. Организационное поведение. Серия «Шпаргалка» Санкт-Петербург, Издательский Дом «Нева», 2013. 326 с.
3. Музыченко В.В. Управление персоналом. Лекции: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 528 с.
Вестник магистратуры. 2016. № 12ISSN 2223-4047
4. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании: учебное пособи. М., Высшее образование: Юрайт-Издат, 2011. 357 с.
5. Журавлев А.Л. Стиль руководства и организация соревнования. М., 2010. 415 с.
6. Яккока Л. Карьера менеджера. М., 1990. 206 с.
7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Издательство «Дело», 1997. 704 с.