8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС

Автор: Юсиева Вера Александровна

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС

Аннотация: В статье рассматриваются задачи к особенностям организации развивающей предметно — пространственной среды с учетом задач

ФГОС ДОпозитивная социализацияиндивидуализация развития,

поддержка детской развивающей образовательной среды.  Это

современные тендеииот идеи к результату, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы. Представлены цели организации

развивающей предметно- пространственной средыфункции развивающей образовательной среды. Это современные тенденции: от идеи к результату.

Annotation: The article deals with the problems of the peculiarities of the organization of the developing subject — spatial environment , taking into account the tasks FGOS DO: positive socialization, individualization of development, support of children’s developing educational environment. These

are modern tendeii: from idea to result, individualization of development, support of children’s initiative. The objectives of the organization of the developing subject-spatial environment, the functions of the developing educational environment are presented. These are modern trends: from idea to result.

Ключевые слова: Развивающая предметно-пространственная среда, ФГОС, центр, игра.

Key words: Developing subject-spatial environment, FGOS, center, game.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, адаптированное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физиологическом и духовном развитии в целом[1]. Дети проводят в детском саду огромную часть времени. Поэтому окружающая среда должна соответствовать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, совершенствовать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта возникли новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть удобной уютной рационально организованной наполненной разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из главных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую моторную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования. 

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:

1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.

2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.

3. Реализацию образовательной программы ДОУ.

4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

— содержательно-насыщенной;

— трансформируемой;

— вариативной;

— полифункциональной;

— доступной;

— безопасной.

Полифункциональность материалов предполагает:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

— от образовательной ситуации;

— от меняющихся интересов детей;

— от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает:

— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);

— периодическую сменяемость игрового материала;

— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

— исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность среды:

— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия[5].

Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:

1. Социально – коммуникативная;

2. Познавательная;

3. Речевая;

4. Художественно – эстетическая;

5. Физическая.

В каждой области имеются свои центры.

Социально-коммуникативное развитие:

— Центр ПДД;

— Центр пожарной безопасности;

— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).

Познавательное развитие:

— Центр «Уголок Природы»;

— Центр сенсорного развития;

— Центр конструктивной деятельности;

— Центр математического развития;

— Центр экспериментирования.

Речевое развитие:

— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;

— Центр Книги;

— Логопедический уголок.

Художественно-эстетическое развитие:

— Центр ИЗО или уголок творчества;

— Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.

Физическое развитие:

— Центр физического развития;

— Спортивный уголок

Направление:

Социально-коммуникативное развитие.
Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр организовывает условия для творческой деятельности детей, формирует фантазию, сформировывает игровые навыки и умения, развивает дружескуювзаимосвязь между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся требуемые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости соединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
Познавательное направление.
Большой популярностью у детей употребляется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т.
Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.
Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, многообразное лего, конструкторы.
В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.

Физическое развитие:

Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.


Речевое развитие.
Направление играет значительную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книжку и спокойно разглядеть ее с яркими иллюстрациями.
Художественно — эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и пользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ[2].
Театрализованная деятельность.Театрализованные игры решают следующие задачи:

1. Развивают артикуляционную моторику;

2. Развивают артикуляционную моторику;

3. Расширяют словарный запас;

4. Развивают монологическую и диалогическую речь;

5. Развивает общую и мелкую моторику.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами[3].

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности[4].

 

Список литературы

1.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] :-2019.
2. Гогоберидзе А.Г. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. [Текст] Москва 2003.
3. Бестужев Н.Н. Развитие речи детей от трех до пяти лет. М.: [Текст]  Проспект, 2000.
4.Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. [Текст]  — 1995. — № 4.
5. ДороноваТ.Н., Ерофеева Т.И., Короткова Н.А., Рунова М.А. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих. [Текст]  Под ред.Дороновой Т.Н., Москва, ЗАО, «Элти-Кудиц»,2003.

 

 

×
×