8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Методическая разработка современного урока по обществознанию. Тема «Собственность»

Автор: Усачева Екатерина Ивановна

Методическая разработка современного урока по обществознанию.

Тема «Собственность»

 

Технологической карты урока

 

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Усачева Екатерина Ивановна

Место работы

МБОУ Россошанская СОШ

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

экономика

Тема урока

Собственность

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

 

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:

— осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к собственности через разрешение различных жизненных ситуаций

 

Метапредметные:

— умение собирать информацию из различных источников и ее фиксировать в виде таблицы, схемы

 

Предметные:

— умение понимать и правильно использовать основные экономические термины;

— характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности;

— решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): собственность, юридическая категория, право собственности, субъект права собственности, формы собственности, способы защиты собственности

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, раздаточные материалы;

Учебник «Обществознание» 8 класс под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2022;

Тесты по обществознанию. 8 класс. К учебнику под редакцией Боголюбова Л. Н. «Обществознание. 8 класс».

Средства интернет

 

 

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Учитель предлагает игру «Заявка», т.е.  написать как можно больше терминов, связанных с темой «Экономические системы», используя буквы слова производитель.

Учащиеся вспоминают термины, в это время учитель создает ситуацию-провокацию, забирая одну из вещей, принадлежащих детям прямо из портфеля, вызывая естественное недоумение и недовольство учащихся.

Учитель организует обсуждение ситуации, выявляя затруднения.

— Что вызвало у вас недоумение? Почему?

— Зачем я дала вам задание? (Чтобы отвлечь от своих действий)

—  Что чувствовал каждый из вас, видя мои действия? Учащиеся дают пояснения, пытаются доказать, что портфель, все, что в нем находится, являются личными вещами, собственностью ученика. Тот, в чей рюкзак заглянул учитель, испытали недовольство, унижение.

 

 

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Индивидуальная работа

 

Учитель организует индивидуальную работу с понятием «Собственность» через выбор заданий на учет асимметрии головного мозга:

Задания для индивидуальной работы на выбор с учетом асимметрии головного мозга

1. Составьте понятие на доске, изменяя существительные именительного падежа.

2.Используя учебную статью, выпишите главное понятие урока

3. Составьте собственное понятие

4.Найдите в Интернет понятие Собственность.

      5. Нарисуйте понятие собственность и объясните свой рисунок.

 

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

 

Учащиеся формулирует тему урока «Собственность», предлагают цель и задачи урока.

Учитель:

Какие вопросы у вас возникли по теме? Предлагаю обозначить уровень знаний по теме и интересующие вас вопросы в векторе развития, а в тетради записать вашу личную задачу урока с опорой на: узнать, научиться, понять, применить в практической деятельности.

Учащиеся в векторе развития определяют уровень знаний по теме и аргументируют выбор, ставят собственную задачу, афишируют на векторе развития.

 

 

 

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

 

Учащиеся презентуют работу, выделяют существенные признаки понятия

Учитель: Итак, собственность – это правовое обладание имуществом (слайд)

Учитель рассказывает о субъектах и объектах собственности (слайд) и предлагает задание для закрепления понятия. Что лишнее?

Задание. В собственности гражданина РФ не может находиться

1)      земля

2)      жилой дом

3)      самолёт

4)      человек

– Человек не может быть собственностью. Это рабство. Оно запрещено Конституцией РФ.

Учитель предлагает парам выбрать и выполнить задания (групповая работа)

Задания парам

 

Группа 1 Основания приобретения права собственности

1. Рассмотрите слайд, опишите с опорой на учебник стр105 – 106 основания приобретения права собственности,

2. Дополните перечень, представьте рассказ 

 

Группа 2. Правомочия собственника

1.      Используя фрагмент Гражданского Кодекса РФ и статью учебника стр. 103 абзац 1-3 составьте схему Правомочия собственника

2.      Представьте схему и приведите примеры правомочий

 

Группа 3. Формы собственности в России

1.      Используя текст учебника стр. 105 абзац 1-3, фрагмент Гражданского кодекса РФ ст. 212,214,215 и Конституцию РФ ст. 8, 35,36 составьте таблицу «Формы собственности в России»

2.      Представьте таблицу на бумаге, приведите примеры различных форм собственности

 

Формы собственности

 

Частная

 

 

 

Государственная

Муниципальная

Иные формы

Объекты

 

 

 

 

 

 

Кто распоряжается

 

 

 

 

 

 

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Пары презентуют результаты деятельности. Вывешивают на доску в виде «Педагогического забора»

Учитель предлагает задавать уточняющие вопросы и предлагает задание для закрепления.

— С какой целью на слайде указан сайт – источник. – Учащиеся: это способ защиты права собственности.

— Какие еще способы защиты права собственности Вы знаете? – Учащиеся анализируют слайды и говорят, что есть законные и незаконные способы защиты. Использование незаконных способов влечет юридическую ответственность. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ материальная ответственность наступает с 14 лет.

По окончании выступлений учащиеся вновь оценивают уровень знаний по теме в векторе развития.

Учитель предлагает пройти к доске, вывешенной информации, прочитать, зафиксировать в тетради, задать уточняющие вопросы

 

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Учащиеся выполняют задания. Вставьте пропущенные термины и назовите способ создания собственности. (слайды)

Задание 1. Основой любой экономической системы является та или иная форма собственности.

 Хотя часто собственность понимается как имущество, однако, собственность — это не вещь, а отношения между людьми по поводу вещей.

В современной экономике есть место и для государственных предприятий, например, в сфере оборонной промышленности и транспорта, и для акционерных, и для частных.

 Все формы собственности равно защищены законом, им предоставлены равные условия для развития.

Но все же именно частная собственность является основой инициативы и предприимчивости, динамичного развития общества.

Частная собственность в её многообразных формах является фундаментом рыночной экономики.

Задание 2.        

   

                            

 

 

 

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

 

Ситуации для анализа.

План.

1.      Объект собственности (что?)

2.      Субъект собственности (кто?)

3.      Основания приобретения права собственности

4.      Правомочие собственника

5.      Форма собственности

6.      Способ защиты собственности

 

В МБОУ Россошанская СОШ с. Россошь по распоряжению главы администрации Кашарского района установлена пожарная сигнализация.

 

Покупатель, приобретший телевизор не надлежавшего качества имеет право обменять его на аналогичный качественный телевизор на основе Закона о защите прав потребителей.

Фирма «Тур» обратилась в суд на гражданина, не оплатившего экскурсию по Золотому кольцу.

 

Гражданина Р., скрывшего от государства найденный клад золотых монет, привлекли к уголовной ответственности.

 

Гражданин Н, завещал сыну, построенный семьей дом.

 

Н.Нырялкин, спасая утопающего, угнал и сломал катер лодочной станции.

 

Гонщиков решил покататься на асфальтоукладчике, но не смог пригнать его обратно, оставив в придорожной канаве.

 

 

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Задание 1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?

 

Страта; доход; власть; демократия; собственность.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

 

Задание 2. Фактическое обладание вещью, признание права человека на эту вещь называют

 

1)  распоряжением

2)  наследованием

3)  пользованием

4)  владением

Задание 3. Процесс перехода государственных предприятий в частные руки называется

 

1)  приватизацией

2)  национализацией

3)  модернизацией

4)  социализацией

 

Задание 4. Работники предприятия по производству программного обеспечения получают доходы от имеющихся у них ценных бумаг данного предприятия. Размер дохода с ценных бумаг определяется размером годовой прибыли предприятия. Какую форму собственности представляет данное предприятие?

 

1)  кооперативную

2)  государственную

3)  акционерную

4)  муниципальную

 

Задание 5. Верны ли следующие суждения о предприятиях различных форм собственности?

 

Предприятия различных форм собственности должны

А.  ежегодно выплачивать дивиденды по своим ценным бумагам.

Б.  уплачивать налоги в государственный бюджет.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

 

     Задание 6. Ниже приведен ряд терминов, все они за исключением одного, относятся к понятию «собственность». Найдите термин, выпадающий из общего ряда.

Владение, пользование, распоряжение, охрана, определение судьбы вещи, извлечение пользы. 

 

 

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Тема: «Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды»

Задания:

1. Зайдите на портал «вашифинансы.рф» (https://вашифинансы.рф) и посмотрите видеоролик о том, что такое потребительский кредит: Главная страница → Библиотека → Кредиты и займы → потребительское кредитование → Комплект материалов «потребительский кредит» → видеоролик «Потребительский кредит: правила использования и права заёмщика». На основе этого видеоматериала подготовьте краткое сообщение на тему «стоит или не стоит брать кредит в банке?».

2. Зайдите на сайт любого банка и проверьте, участвует ли эта финансовая организация в программе государственного страхования вкладов. с помощью онлайн-калькулятора на сайте подсчитайте возможные доходы от открытия вклада (депозита) в этом банке.

3. Представьте, что ваши родители решили взять кредит на покупку нового автомобиля. Они собрались пойти в банк, который находится в соседнем доме, и там оформить кредит, но вы предложили воспользоваться интернетом и поискать в вашем районе более выгодный по условиям кредитования банк. Какие действия вы будете предпринимать, чтобы найти нужные сведения в сети?23

4. Человек хочет сдать квартиру за 25 тыс. р. в месяц. На какую сумму в этом случае увеличится его годовой бюджет, если подоходный налог составляет 13%?

Вопросы для поиска в интернете и обсуждения:

— Какую роль играют банки в современном обществе?

— Нужно ли брать кредиты на покупку всего, что хочется, или следует копить и не жить в долг? Приведите аргументы за и против каждой из этих возможностей. — Где лучше хранить свои сбережения: дома или в банке?

— Как облегчить жизнь с помощью банков? Какие дополнительные услуги предлагают банки сегодня?

 

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Задание 1. Верны ли следующие суждения о формах собственности?

 

А.  В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.

Б.  Государственная собственность является основой командной экономики.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

 

Задание 2. Верны ли следующие суждения о формах собственности?

 

А.  Основой плановой экономики является государственная собственность.

Б.  При традиционной экономической системе не существует частной собственности.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

 

Задание 3. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

 

А.  Для командной экономической системы характерна свободная конкуренция производителей.

Б.  Рыночную систему характеризует многообразие форм собственности.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

 

 

 

 

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

 

К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы

 

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Учитель предлагает отметить уровень достижения результатов на векторе развития, проанализировать выполненные на уроке задачи, ответив на вопросы:

— Чему я научился на уроке?

— Какие мои действия способствовали достижению личной и общей цели?

— Какая форма работы была наиболее результативной?

— В каких жизненных ситуациях я могу использовать знания и умения, полученные на уроке?

— Над чем еще предстоит работать?

 

 

 

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

 

Параграф 13 стр. 101 – 107

1.Выучить понятия, записи в тетради

Задание 2 ответы на вопросы учебника

Задание 2 на выбор написать эссе

 

 

 

 

 

×
×