Автор: Кравцова Ирина Александровна
Система российского образования в последние годыпретерпевает значи—
тельные изменения. Основой последней реформы стало внедрение Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. В
в его основе лежитсистемно-деятельностный подход, который предполагает
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особен—
ностей обучающихся.
Система российского образования в последние годыпретерпевает значи—
тельные изменения. Основой последней реформы стало внедрение Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. В
в его основе лежитсистемно-деятельностный подход, который предполагает
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особен—
ностей обучающихся.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена новыми требованиями общества и государства к результатам, которых должна достичь система общего образования. Изменения в формате результатов ЕГЭ, основанные на методологии системно-деятельностного подхода, влекут за собой новые задачи для учителей и учащихся. Авторы демонстрируют актуальность новых целей и результатов образования для молодого поколения в рамках префигуративной культуры. Они обосновывают необходимость рассмотрения нового феномена «самопознания способностей» в контексте школьного образования. Целью статьи является теоретическое описание проблемы самораскрытия способностей учащихся в контексте образовательных целей. Были решены следующие задачи: подготовлен обзор отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований на тему самораскрытия, в частности, показаны результаты самораскрытия способностей старшеклассников в связи с их профессиональным самоопределением, систематизированы отечественные теории способностей, а также современные зарубежные данные. В качестве ведущих подходов к изучению проблемы были использованы системно-деятельностный подход и теория способностей. Был использован метод теоретического анализа. Основные результаты работы: доказана необходимость изучения способностей студента к самопознанию, поскольку показана научная база: системно-деятельностный подход, теории способностей и предмет профессионального самоопределения. Обоснована динамика способностей студента как цель образования. Показано, что работа учителя продолжается как процесс создания среды для развития способностей и компетенций ученика. В результате такого взаимодействия ученик открывает для себя в первую очередь себя как обладателя некоторых перспективных ресурсов. Таким образом, происходит самораскрытие способностей. Педагогическая интенциональностьобосновывается как компетенция современного учителя, которая позволяет учителю сделать динамику развития способностей и компетенций ученика предметом своей деятельности и результатом работы ученика. Теоретическая значимость обусловлена введениеми интерпретацией новых понятий, касающихся контекста общего образования и деятельности учителя: «самопознание способностей старшеклассника», «педагогическая интенциональность». Практическая значимость работы заключается в применимости идей самопознания способностей старшеклассника для его педагогической поддержки и предоставления возможностей для самопознания способностей. Педагогическая интенциональностьможет стать основой для изменений в педагогической практике, в том числе в процессе методической разработки уроков и рабочих планов, что позволяет учителю работать в соответствии с ФГОС
Система российского образования в последние годыпретерпевает значи—
тельные изменения. Основой последней реформы стало внедрение Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. В
в его основе лежитсистемно-деятельностный подход, который предполагает
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особен—
ностей обучающихся.
В психолого-педагогических исследованиях понятиеиндивидуальных особен—
бенностей ребенка неразрывно связано с понятиеминдивидуальных способно-
стей. Однако выявление, классификация идиагностика способностей до сих пор
является предметом споров и дискуссий среди ученых и педагогов.
Первое научное определение способностей даланглийский исследователь
Фрэнсис Гальтон. Его считают основателемпрактического подхода к решению
проблемы способностей и основоположник научногоизучения индивидуальных
ных различий между людьми. Принимая вовнимание собственные наблюдения
и исследования философа Дж. Локка, Ф. Гальтон в 1883 году вывел теории о том,
что с помощью сенсорных способностей можноопределить интеллектуальные
способности человека [1, с.14]. В дальнейшемГальтон перевел свои исследования
ния в область наследственности способностей иположил начало для классифи—
кации людей по их природным дарованиям италантам. Трудами Ф. Гальтона
начинается изучение одаренности, выполненное вконцепции измерительного
подхода. По мнению ученого, способностьпроявляется в процессе овладения
ния определенной деятельностью. Общаянаправленность личности определяет
скорость и успешность овладения той или инойдеятельностью. Став основопо—Основоположник дифференциальной психологии, Ф. Гальтон создал статистические
методы и тесты определения индивидуальныхразличий между людьми, кото—
рые, впоследствии, стали широко применяться в современной социологии и пси-
хологии
Система российского образования в последние годыпретерпевает значи—
тельные изменения. Основой последней реформы стало внедрение Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. В
в его основе лежитсистемно-деятельностный подход, который предполагает
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особен—
ностей обучающихся.
В психолого-педагогических исследованиях понятиеиндивидуальных особен—
бенностей ребенка неразрывно связано с понятиеминдивидуальных способно-
стей. Однако выявление, классификация идиагностика способностей до сих пор
является предметом споров и дискуссий среди ученых и педагогов.
Первое научное определение способностей даланглийский исследователь
Фрэнсис Гальтон. Его считают основателемпрактического подхода к решению
проблемы способностей и основоположник научногоизучения индивидуальных
ных различий между людьми. Принимая вовнимание собственные наблюдения
и исследования философа Дж. Локка, Ф. Гальтон в 1883 году вывел теории о том,
что с помощью сенсорных способностей можноопределить интеллектуальные
способности человека [1, с.14]. В дальнейшемГальтон перевел свои исследования
ния в область наследственности способностей иположил начало для классифи—
кации людей по их природным дарованиям италантам. Трудами Ф. Гальтона
начинается изучение одаренности, выполненное вконцепции измерительного
подхода. По мнению ученого, способностьпроявляется в процессе овладения
ния определенной деятельностью. Общаянаправленность личности определяет
скорость и успешность овладения той или инойдеятельностью. Став основопо—
Основоположник дифференциальной психологии, Ф. Гальтон создал статистические
методы и тесты определения индивидуальныхразличий между людьми, кото—
рые, впоследствии, стали широко применяться в современной социологии и пси-
хологии
Система российского образования в последние годыпретерпевает значи—
тельные изменения. Основой последней реформы стало внедрение Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. В
в его основе лежитсистемно-деятельностный подход, который предполагает
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особен—
ностей обучающихся.
В психолого-педагогических исследованиях понятиеиндивидуальных особен—
бенностей ребенка неразрывно связано с понятиеминдивидуальных способно-
стей. Однако выявление, классификация идиагностика способностей до сих пор
является предметом споров и дискуссий среди ученых и педагогов.
Первое научное определение способностей даланглийский исследователь
Фрэнсис Гальтон. Его считают основателемпрактического подхода к решению
проблемы способностей и основоположник научногоизучения индивидуальных
ных различий между людьми. Принимая вовнимание собственные наблюдения
и исследования философа Дж. Локка, Ф. Гальтон в 1883 году вывел теории о том,
что с помощью сенсорных способностей можноопределить интеллектуальные
способности человека [1, с.14]. В дальнейшемГальтон перевел свои исследования
ния в область наследственности способностей иположил начало для классифи—
кации людей по их природным дарованиям италантам. Трудами Ф. Гальтона
начинается изучение одаренности, выполненное вконцепции измерительного
подхода. По мнению ученого, способностьпроявляется в процессе овладения
ния определенной деятельностью. Общаянаправленность личности определяет
скорость и успешность овладения той или инойдеятельностью. Став основопо—
Основоположник дифференциальной психологии, Ф. Гальтон создал статистические
методы и тесты определения индивидуальныхразличий между людьми, кото—
рые, впоследствии, стали широко применяться в современной социологии и пси-
хологии
Система российского образования в последние годы претерпевает значи-тельные изменения. Основой последней реформы стало внедрение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В в его основе лежитсистемно-деятельностный подход, который предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. В психолого-педагогических исследованиях понятие индивидуальных особенностей ребенка неразрывно связано с понятием индивидуальных способностей. Однако выявление, классификация и диагностика способностей до сих пор является предметом споров и дискуссий среди ученых и педагогов. Первое научное определение способностей дал английский исследователь Фрэнсис Гальтон. Его считают основателем практического подхода к решению проблемы способностей и основоположник научного изучения индивидуальныхных различий между людьми. Принимая во внимание собственные наблюдения и исследования философа Дж. Локка, Ф. Гальтон в 1883 году вывел теории о том, что с помощью сенсорных способностей можно определить интеллектуальные способности человека. В дальнейшем Гальтон перевел свои исследования в область наследственности способностей и положил начало для классификации людей по их природным дарованиям и талантам. Трудами Ф. Гальтонаначинается изучение одаренности, выполненное в концепции измерительного подхода. По мнению ученого, способность проявляется в процессе овладенияния определенной деятельностью. Общая направленность личности определяет скорость и успешность овладения той или иной деятельностью. Став основопо-Основоположник дифференциальной психологии, Ф. Гальтон создал статистические методы и тесты определения индивидуальных различий между людьми, кото-рые, впоследствии, стали широко применяться в современной социологии и пси-хологии
Школьники подросткового и раннего юношеского возраста решают основную проблему, связанную с целеполаганием, планированием жизни: социальной, личной и будущей профессиональной. После кризиса 13 лет такого рода самоопределение и целеполаганиестановятся важнейшими процессами, которые оборачиваются для человека ценными переживаниями или мучительными поисками себя. Активная школьная и внешкольная профориентация становится фактором влияния, в результате которого часть школьников начинает лучше понимать собственные профессиональные интересы и способности. Переживания и поиски разворачиваются на фоне активизации рефлексивных ресурсов личности, в диалоге со сверстниками, родителями и педагогами. Именно педагоги и их профессиональная деятельность чаще всего связаны с первыми проявлениями профессиональных способностей. Несмотря на некоторую «узость» спектра предметов, чаще всего оказывается, что выбор предметов для сдачи ЕГЭ и, соответственно, выбор будущего направления профессионального развития обусловлены заинтересованностью школьника проблематикой той предметной области, которая реализуется в образовательном процессе (с) увлеченным учителем. В результате этого взаимодействия ученик раскрывает себя в первую очередь перед самим собой, для себя в качестве обладателя неких перспективных ресурсов. Таким образом, происходит самораскрытие способностей для себя. Для самораскрытия ученика важны совершенно определённые личностно-профессиональные качества и способности педагога. Это происходит в том случае, если педагог, с одной стороны, верит в ученика, оптимистично настроен в отношении его развития, а с другой — обладает педагогической одаренностью: он способен видеть способности ребенка и, возможно, предвидеть динамику его развития. Во-первых, рассмотрим, насколько термин «самораскрытие способностей» соответствует известным феноменам терминологического поля современных психолого-педагогических исследований. Во-вторых, проанализируем научные представления о развитии способностей как цели образования.
Термин «самораскрытие» (self-disclosure) в психологии впервые упоминается при описании компонентов практической деятельности психолога в области консультирования и тренинга С. Джурардом(1971).
Самораскрытие как приём психолога, психотерапевта, предоставляющего важную личную информацию клиенту, а также как способ воздействия на другого человека, на аудиторию, описано Р. Чалдини.
Важность самораскрытия и его избегания для того, чтобы не подвергать себя или свои отношения с людьми опасности, то есть фактически самораскрытие как рискованная форма поведения, представлена Аффифи и Герреро. Авторы дают рекомендации по безопасным способам самораскрытия: открыто сообщать информацию, которую вы хотели бы получить от других; учитывать культуру; информацию, которая может быть представлена на ранних стадиях общения.
В. Д. Дерлега, С. Метц, С. Петронио, С. Т. Маргулис посвятили свою работу роли самораскрытия в близких отношениях. В ней описано, как люди ведут переговоры со своими партнерами по отношениям: когда, где и как они передают личные чувства и мысли о себе и своих отношениях друг с другом. Обоснованы четыре основные темы, иллюстрирующие, как самораскрытие работает во взаимоотношениях и как партнеры по взаимоотношениям взаимодействуют друг с другом. Отмечено, насколько близкие отношения и самораскрытие взаимно трансформируют друг друга, когда самораскрытие и отношения взаимно взаимодействуют друг с другом, влияя друг на друга; каковы субкультурные различия между мужчинами и женщинами и как они влияют на самораскрытие в отношениях .Вслед за зарубежными учёными отечественные авторы Н. В. Амяга, Е. В. Зинченко, О. В. Каратеев, Р. В. Комаров, Н. В. Перепелица и другие исследовали феномен самораскрытия в том же контексте — как сообщение субъектом личной информации реципиентам. Н. В. Перепелица определила самораскрытие как форму существования и самовыражения личности, способ передачи другим своей индивидуальности, своего «Я». У Н. В. Амяга это составляющая межличностного общения, и важным является отнесение к содержанию конкретного дела, объединяющего участников взаимодействия .
О. В. Каратеев говорит о существенных сторонах самораскрытия в общении с точки зрения связи с рефлексивными ресурсами студентов .Представленный анализ показывает, что самораскрытие в зарубежных и отечественных источниках трактуется как явление межличностных отношений и прежде всего как социально-психологический термин.Тематика самораскрытия способностей нами найдена. Современный школьный учитель организует учебную деятельность в соответствии с системно-деятельностнымподходом. На начальном этапе учебная деятельность заключается в распределении мотива-цели между ребёнком и взрослым: мотив — у ребёнка, а цель — у взрослого. На последующих этапах учебная деятельность формируется у ученика вокруг собственной цели.Целями общего образования признаются развитие личности, усвоение знаний, умений и навыков и формирования.