Автор: Махалина Елена Владимировна
Методы развития музыкальной выразительности у младших школьников в классе фортепиано
Махалина Елена Владимировна,
МБУ ДО «Детская школа искусств №5» г. Челябинск ,
преподаватель по классу фортепиано
Всероссийская научно-практическая конференция
«Работа с одаренными детьми в учреждениях культуры»
Актуальность темы:
Музыкальное искусство предоставляет огромные возможности для развития внутреннего мира ребенка, его душевных, эстетических качеств. Развитие эмоциональной культуры подрастающего поколения средствами музыки является основополагающей целью эстетического воспитания на современном этапе.
Психологические аспекты проблемы освещены в исследованиях
С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.;
в трудах музыкантов-психологов Б.М. Теплова, Б.В. Асафьева,
В.Г. Ражникова, Л.Л. Бочкарева, А.В. Вицинского и др.
Методические вопросы раскрыты в работах таких педагогов-музыкантов как Г.Г. Нейгауз, Я. Мильштейн, С.И. Савшинский, Л.А. Баренбойм, А.Д. Артоболевская, С.С. Ляховицкая, Г.М. Цыпин, Б.Е. Милич, Т.Б. Юдовина-Гальперина
именно переход, процесс перехода, а незавершенность его» .
В Советском энциклопедическом словаре термин «музыкальное исполнение» трактуется как «творческий процесс воссоздания музыкального произведения различными исполнительскими средствами, художественное истолкование (интерпретация) музыкального сочинения (большей частью на основе нотной записи.
Исходя из всех вышеперечисленных определений —
«Музыкальная выразительность исполнения» как отражение внутреннего состояния исполнителя, в котором проявляется его собственное, субъективное отношение к миру и к себе с помощью средств музыкальной выразительности, с опорой на нотную запись произведения.
Методы, направленные на развитие музыкальной выразительности у младших школьников в классе фортепиано
∙метод инструментовки музыкального произведения;
∙словесный метод;
∙метод полихудожественного уподобления;
∙ метод моторно-двигательного уподобления эмоционально-образному содержанию музыки;
∙ метод цветового уподобления (полисенсорные ассоциации)
∙метод контрастных сопоставлений произведений
Метод инструментовки музыкального произведения
• Учащиеся получали задание инструментовать изучаемые и исполняемые ими музыкальные произведения. Им необходимо было продумать, каким инструментом лучше всего сыграть, например, мелодию, фактуру аккомпанемента, линию баса. Этот метод стимулирует учащихся к поиску новых выразительных звуковых средств исполнения, а также развивает их воображение, фантазию, помогает «оживить» ученическое исполнение, придавая ему одухотворенность и усиливая его эмоциональное воздействие, повышает художественную выразительность игры.
Словесный метод
Словесный метод активизирует восприятие и воображение ученика, способствует адекватному пониманию музыки, наталкивает на поиск звуковых красок.
В ходе беседы об эмоционально-образном содержании произведения многочисленные впечатления, полученные школьниками под воздействием музыки, кристаллизуются, эмоции становятся более отчетливыми, осознанными, глубокими.
Широко в нашей работе используется «Словарь эстетических эмоций», разработанный В.Г. Ражниковым.
Метод полихудожественного уподобления
характеру музыки
Специфика данного метода заключается в сопоставлении музыки с другими видами искусства.
Язык других искусств (живописи, художественного слова) постигается в сравнении с музыкой по основанию, которое представляет собой эмоцию, переживание, чувственный образ. В результате ребенок неравнодушно, эмоционально-оценочно постигает выразительный смысл языков других искусств, «вживается» в художественные образы, находит в них личностный
смысл.
Метод моторно-двигательного уподобления эмоционально-образному содержанию
Данный метод побуждает учащихся к «экспериментированию» (Н.Н. Поддьяков), передаче характера музыки в каждый момент ее звучания (различению выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых особенностей, изменений характера звучания) и является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения учащегося.
Метод цветового уподобления
(полисенсорные ассоциации)
Данный метод направлен на умение закреплять представление о характере исполняемого произведения.
В цветовых пятнах учащиеся передают характ Данный метод активизирует художественно-образное мышление, воображение.
Используются различные типы контрастных сопоставлений:
• контрастные произведения одного жанра;
•пьесы с одинаковыми названиями;
•контрастные произведения в пределах одного настроения (различение оттенков);
•сравнение интонаций музыки и речи,
•сравнение различных вариантов интерпретации одного произведения — оркестровое звучание и сольное;
•варианты исполнительской трактовки на фортепиано.
ВЫВОД:
1. Искусство преподавателя состоит в том, чтобы помочь ученику понять исполняемое произведение, душевно откликнуться на него. Это является необходимой основой для достижения осмысленного, «живого», выразительного исполнения.
2. Представленные методы, направленные на развитие музыкальной выразительности у младших школьников, необходимо применять комплексно, в различных сочетаниях друг с другом.
3. Интерес ребенка к занятиям, потребность в общении с художественным миром музыки, желание поделиться своими чувствами и мыслями — залог успешности дальнейшего музыкального развития учащихся.
Список литературы:
.
1.Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000