8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Методы музыкальной развития выразительности у младших школьников в классе фортепиано

Автор: Махалина Елена Владимировна

Методы развития музыкальной выразительности у младших школьников в классе фортепиано 
 

                               

                                Махалина Елена Владимировна, 

МБУ ДО «Детская  школа искусств №5» гЧелябинск ,                                              

преподаватель по классу фортепиано 

Всероссийская научно-практическая конференция 

«Работа с одаренными детьми в учреждениях культуры»

 

 

 

 

 

 

Актуальность  темы:

   Музыкальное искусство предоставляет огромные возможности для развития внутреннего мира ребенка, его душевных, эстетических качеств. Развитие эмоциональной культуры  подрастающего поколения  средствами музыки  является  основополагающей  целью  эстетического воспитания на современном этапе.

Метод  полихудожественного уподобления 
характеру музыки

   Специфика  данного метода  заключается в сопоставлении музыки с другими видами искусства. 


     Язык других искусств (живописи, художественного слова) постигается в сравнении с музыкой по основа­нию, которое представляет собой эмоцию, переживание, чув­ственный образ. В результате ребенок неравнодушно, эмоционально-оценочно постигает выразительный смысл языков других ис­кусств, «вживается» в художественные образы, находит в них лич­ностный

смысл.

 

 

 

Метод моторно-двигательного уподобления эмоционально-образному содержанию

   

   Данный метод побуждает учащихся к «экспериментированию» (Н.Н. Поддьяков), передаче харак­тера музыки в каждый момент ее звучания (различению вырази­тельных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, ре­гистровых особенностей, изменений характера звуча­ния) и является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения  учащегося. 

 

Загрузка…
 
Загрузка…
 

 

 

   Психологические аспекты  проблемы освещены в исследованиях 

С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.; 

в трудах музыкантов-психологов Б.М. Теплова, Б.В. Асафьева, 

В.Г. Ражникова, Л.Л. Бочкарева, А.В. Вицинского и др. 

 

   Методические вопросы раскрыты в работах таких педагогов-музыкантов как Г.Г. Нейгауз, Я. Мильштейн, С.И. Савшинский, Л.А. Баренбойм, А.Д. Артоболевская, С.С. Ляховицкая, Г.М. Цыпин, Б.Е. Милич, Т.Б. Юдовина-Гальперина

 

Цель выступления – рассмотреть методы, направленные на развитие   музыкальной выразительности у младших школьников в классе фортепиано

Загрузка…
 

 

 

 

 

   Б.М. Теплов под «выразительностью» понимал «способность выражать мысли, чувства, настроения». 

   Л.С. Рубинштейн определял «выразительность» как «переход внутренних динамических качеств, присущих данному предмету или явлению, во внешние — именно переход, процесс перехода, а незавершенность его» .

   В Советском энциклопедическом словаре термин «музыкальное исполнение» трактуется как «творческий процесс воссоздания музыкального произведения различными исполнительскими средствами, художественное истолкование (интерпретация) музыкального сочинения (большей частью на основе нотной записи.

Исходя из всех вышеперечисленных определений  — 

   «Музыкальная выразительность исполнения» как отражение внутреннего состояния исполнителя, в котором проявляется его собственное, субъективное отношение к миру и к себе с помощью средств музыкальной выразительности, с опорой на нотную запись произведения.

 

 

 

Методы, направленные на развитие музыкальной выразительности у младших школьников в классе фортепиано 

метод инструментовки музыкального произведения; 

 

словесный метод;

 

метод полихудожественного уподобления; 

 

 метод моторно-двигательного уподобления эмоционально-образному содержанию музыки;

 

 метод цветового уподобления (полисенсорные ассоциации)

 

метод контрастных сопоставлений произведений

 

 

 

 


Метод инструментовки музыкального произведения 

  Учащиеся получали задание инструментовать изучаемые и исполняемые ими музыкальные произведения. Им необходимо было продумать, каким инструментом лучше всего сыграть, например, мелодию, фактуру аккомпанемента, линию баса. Этот метод стимулирует учащихся к поиску новых выразительных звуковых средств исполнения, а также развивает их воображение, фантазию, помогает «оживить» ученическое исполнение, придавая ему одухотворенность и усиливая его эмоциональное воздействие, повышает художественную выразительность игры.

 

 

 

Словесный метод

   Словесный метод активизирует восприятие и воображение ученика, способствует адекватному пониманию музыки, наталкивает на поиск звуковых красок.  

 

 

 

Рисунок к шутливому «Маршу дошколят» К. Лоншан-Друшкевич

 

 

 

 

Метод контрастных сопоставлений произведений

 

Данный метод активизирует  художественно-образное мышление, воображение.

   Используются различные типы  контрастных сопоставлений:

 контрастные произведения одного жанра;

пьесы с одинаковыми названиями;

контрастные произведения в пределах одного настроения (различение оттенков);

сравнение интонаций му­зыки и речи, 

сравнение различных вариантов интерпретации одного произведения — оркестровое звучание и сольное; 

варианты исполнительской трактовки на фортепиано.

 

 

 

 

ВЫВОД:

1. Искусство преподавателя  состоит в том, чтобы помочь ученику понять исполняемое произведение, душевно откликнуться н

 

×
×