Автор: Михайлова Нэлли Алексеевна
Педагогические технологии преподавания предмета «Музыка» в условиях реализации ФГОС
Михайлова Н.А, учитель музыки МОУ гимназии №24 г.Люберцы
Перевод образовательного процесса на гуманистическую парадигму поставил перед педагогическим сообществом сложную задачу поиска такой модели образования, в которой в органичном единстве сочетались бы духовно-нравственная основа, исконно присущая русской культуре и отечественному образованию, и новые педагогические технологии.
Многочисленные исследования в области педагогических технологий обучения и воспитания доказывают сегодня тот факт, что существует множество трактовок понятия «педагогическая технология». Но мнения большинства ученых сходятся в том, что педагогическая технология должна включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности имеет прогнозируемый характер.
В отечественной педагогике понятия «педагогическая технология», «технология обучения» появились в начале 80-х гг. XX в. Вопросами технологии обучения занимались ученые-дидакты – В.И. Боголюбов, Т.А. Ильина, М.В. Кларин и др. К настоящему времени сложились три основных подхода, отличающихся ролью и местом технологии обучения в учебном процессе. В первом технология обучения рассматривается как совокупность средств, система указаний, правил, направленных на оптимизацию обучения путем использования дидактических материалов и компьютера (В.С Данюшенков, В. Оконь, А.Я Савельев, Ф. Янушкевич и др.). Представители второго подхода (В.Ф.Башарин, В.М Кларин, Д.В Чернилевский и др.) раскрывают технологию обучения как средство гарантированного достижения целей обучения. Третьи исследователи (Г.И.Ибрагимов, В.П.Кузовлев, М. Марев, М.И. Махмутов, О.П. Околетов и др.) понимают под технологией обучения целостную совокупность разнокачественных процедур, обусловленную соответствующими целями и содержанием обучения, которые призваны осуществить требуемые изменения форм поведения и деятельности обучающихся.
Таким образом, можно выделить следующие существенные характеристики понятия педагогическая технология. К ним относятся:
— четкая и детальная постановка целей; отбор и переработка содержания;
— достижение запланированных результатов; гарантированный минимальный уровень обученности, отвечающий образовательному стандарту;
— наличие обратной связи;
— экономичность;
— мобильность.
С учетом вышеперечисленных признаков можно сформулировать следующее определение педагогической технологии.
Педагогическая технология – это последовательная система реализации содержания обучения, представляющая совокупность форм, методов и средств обучения и приводящая к достижению гарантированного результата с наименьшими затратами времени и сил учащихся и педагога.
Структурными компонентами такой системы являются:
— цели обучения;
— содержание обучения;
— субъекты учебного процесса; организация учебного процесса;
— контроль достижения целей на базе образовательного стандарта;
— результат деятельности.
Изучением педагогических технологий в последнее время большое внимание уделяется в работах известных дидактов – В.П. Беспалько, М.В. Кларина, В.М. Монахова, Г.К. Селевко, Н.Е. Щурковой и др.
В области отечественного музыкального образования и воспитания разработкой педагогических технологий, методик и практик, адекватных природе музыкального искусства, занимались известные ученые, музыканты, методисты – Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Б.В.Асафьев, Д. Б. Кабалевский, И.М. Красильников, Е.Д. Критская, Г. М. Цыпин, Т.В. Челышева, Л.В. Школяр и другие.
Среди наиболее перспективных технологий в области музыкального обучения выделяются следующие:
— технологии развития процессов восприятия музыки школьниками;
— технологии формирования певческой культуры учащихся;
— технологии детского музицирования;
— технологии становления ассоциативно-образного мышления обучающихся;
— технологии использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке;
— технологии проектно-исследовательской деятельности;
— технологии здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания;
— информационные технологии в преподавании музыки;
— технологии диагностики успешности развития музыкальной культуры учащихся.
Степень готовности учителя к внедрению в практику новых педагогических технологий зависит от многих факторов. Комплексный характер музыкально-педагогической деятельности учителя музыки предполагает определенный уровень его психолого-педагогической компетентности, музыкально-теоретической (знания из области теории и истории музыки, музыкознания и пр.) и музыкально-исполнительской подготовки (игра на музыкальном инструменте, хормейстерские умения и навыки, владение голосом), общехудожественный кругозор (философия, эстетика, социология, культурология и др.), степень актуализации в профессиональной деятельности его методических знаний и умений. При этом следует учитывать ориентацию учителя музыки на определенный тип деятельности, в котором находят проявления его индивидуализированные качества музыканта-педагога, направленные на:
· формирование опыта восприятия музыки, понимания ее содержания, интонационно-образных и жанрово-стилевых особенностей, языка, умений размышлять о музыке, развивая личностно-ориентированное отношение к явлениям музыкального искусства;
· становление культуры вокально-хорового исполнительства (каждый класс – хор!);
· совершенствование культуры детского инструментального музицирования;
· развитие у обучаемых позитивного отношения к народной традиционной культуре, синкретичной по своей природе;
· становление ассоциативно-образного мышления учащихся на уроках музыки интегративного типа;
· развитие познавательных интересов учащихся на основе проектно- исследовательской деятельности.
Собственный опыт учителя музыки, его владение частными методиками развития отдельных сторон музыкальной культуры учащихся, непременно должны находить заметное выражение в его деятельности. Освоение такими технологиями музыкального обучения должно естественно сочетаться в учебно-воспитательном процессе с обозначенными выше индивидуальными качествами педагога-музыканта, развивая и совершенствуя его творческий потенциал, индивидуальный авторский подчерк музыкально-педагогической деятельности.
В рамках повседневной практической работы необходимо стремиться к созданию таких условий, в которых индивидуальные качества учителя-музыканта смогли бы:
— трансформироваться в соответствующую художественно-методическую систему;
— насыщаться эмоциональным и осознанным отношением учителя к предлагаемым технологиям;
— применяться вариативно в зависимости от уровня понимания учителем целей и задач предмета «Музыка»;
— помогали выявлению степени музыкальной подготовки учащихся, объем их жизненного опыта, общего развития и социокультурного окружения;
— раскрывали творческий потенциал, конкурентноспособность учителя;
— представляли возможность успешного прохождения аттестационных мероприятий.