8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Воспитательный аспект на уроках русского языка и литературы

Автор: Тамара Николаевна Гаврилова

Воспитательный аспект на уроках

русского языка и литературы

     Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

    В современное время на детей обрушился поток низкопробной продукции, пропагандирующий насилие, вседозволенность, бескультурье и аморальность. Детские фильмы насыщены стрельбой, дракой, убийствами и жестокостью. Да и редкий выпуск новостей обходится без сводки убийств, терактов и прочих катастроф. Это негативно сказывается на неокрепшей психике детей.

«Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она существует как будто не по твоей вине. Радоваться за товарища, который достиг успеха. Знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».

    Эти слова Антуана де Сент-Экзюпери раскрывают активную позицию человека – гражданина своего отечества, болеющего душою за ближнего, за город, за страну. Проблема воспитания любви к Родине, к родному языку, культуре выходит на национальный уровень. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий учебный процесс обучения и развития.

     Содержание и методы воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе вытекают из стоящей перед ней задачей: максимально развивая способности детей, учитывая их интересы, обеспечить формирование и гармоничное развитие личности ребенка, личности творчески активной и общественно востребованной, имеющей внутреннюю потребность в самосовершенствовании (самовоспитании).

     Самая распространенная форма работы в школе – урок.

Настоящий, хорошо продуманный, четко спланированный урок воспитывает всегда: своим содержанием, поведением учителя, организацией работы детей, общением их между собой и педагогом. Воспитание процесс целостный и непрерывный. На одних уроках для воспитания больше возможностей, на других – меньше, но есть они всегда.

    Научиться грамотно писать – это, безусловно, важно, но и в душе после каждого урока что-то должно остаться, пусть крохотное, нравственное зернышко.

    Урок русского языка. Дети учатся не только грамоте, учатся ценить, любить, уважать родной язык, чтобы «во дни сомнений» он действительно мог стать для них «поддержкой и опорой». Стараюсь найти возможность приблизить к жизни, воспитанию детей любой содержательный материал.

   Главное – заложить в школьнике чувство единения с родной землей, природой, вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение к делам и поступкам.

    Как писал Д.С. Лихачев: «Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своему государству, его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему».

     На своих уроках стараюсь воспитывать в детях определенные стороны гражданской позиции через различные задания.

      В школьных учебниках достаточно упражнений, направленных на решение этой задачи, я даю и другие задания.

    Например, в 9 классе  на экран проецирую слова: жалость, жестокость, искренность, доброта, скромность, скупость, жадность, справедливость, стыдливость, лживость, совесть, достоинство, благородство.

    Предлагаю детям прочитать слова, задуматься над их лексическим значением, ответить на вопросы:

— Можете ли вы объяснить, какое качество или чувство означает каждое из этих слов?

— Какие из этих слов вы могли бы поставить рядом со словом совесть? Объясните свой ответ.

Рядом со словом совесть ребята поставили такие слова – справедливость, честность, доброта, искренность.

Это упражнение дополняю вопросом: «Каким вы представляете себе счастливого человека?»

Составьте текст-рассуждение на тему «Что такое счастье?»

  Обучающиеся в силу своих позитивных свойств отвечали: «Счастье – это что-то необычное, что-то хорошее, спокойное, что нельзя описать словами. И чтобы чувствовать это, надо жить. Значит, жизнь – это тоже счастье.

«Счастье – это умение наслаждаться жизнью и радоваться каждому новому дню».

«Счастье – это и есть жизнь. Та жизнь, в которой нет зла, ненависти, где нет плохих людей. Ведь можно быть богатым, но несчастливым. Кто-то правильно сказал, что лучше иметь голую свободу, чем золотую клетку»

«Счастье – это когда всем хорошо, а не одному тебе».

Такая работа – хорошая подготовка к ОГЭ,  к сочинению

 Другой пример.

В 8 классе предлагаю детям написать изложение-миниатюру по тексту А. Приставкина «Муравей». Задание: выразить свое отношение к поступку человека. В  составленном тексте подчеркнуть в предложениях грамматические основы, укажите , чем выражены подлежащее и сказуемое.

Муравей.

Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из нее капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду, и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.

По тропинке шел человек. Он остановился и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидел муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!» И с тем поднял ягоду и засунул ее в рот.

И пошагал дальше.

В 9 классе при повторении изученного в 5-8 классах начинаю урок с краткой беседы о красоте поступков, воспитании характера человека.

     Когда я вхожу  в класс, то вижу , что передо мной не просто ученики, а уже почти взрослые люди и говорю им:
 — Вы вступили в такую пору жизни, когда очень важно воспитывать себя, давать справедливую оценку своим поступкам. Ведь основное содержание человеческой жизни – воспитывать себя, предъявлять к себе почти непосильные моральные требования и строго следить за тем, чтобы они были выполнены.

   Я предлагаю  текст из книги Я. Корчака «Правила жизни». Обучающиеся  должны выяснить основную мысль текста и выразить свое отношение к нему.

    Затем выполните некоторые грамматические задания. (На экран проецируется текст).

Я. Корчак «Правила жизни»

    Один вспыльчивый, легко впадает в гнев, другой редко злится, один умеет хоть немного, да владеть собой и сдерживаться, другой сразу приходит в неистовость, словно убить хочет.

    Про таких говорят: «Раб своих страстей». Правильно говорят: тот, кто не умеет сам себе приказать: «Перестань!», у кого нет сильной воли – тот раб: всякий доведет его до белого каления. Мудрец сказал, что приказывать другим легко, а вот научись быть господином собственных мыслей и чувств.

      На уроках русского языка легко работать также с воспитательным потенциалом пословиц, поговорок, фразеологизмов, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку.

«Тире между подлежащим и сказуемым» — Родная сторона – мать, чужая – мачеха»; Родина – мать, сумей за не постоять;

«Прилагательные полные и краткие» — Своя земля и в горсти мила; Глупа та птица, которой гнездо свое не мило;

«Степени сравнения имен прилагательных» — Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти;

«Не с глаголами» — Правда в огне не горит и в воде не тонет; Согласного стада и волк не берет; После дела за советом не ходят;

«Глаголы на –тся, -ться» — Конь познается при горе, а друг – при беде; Грамоте учиться – всегда пригодится; Пуганая ворона и куста боится;

«Однородные члены предложения» — За совесть, за честь хоть голову снесть; Спишь, спишь, и отдохнуть некогда; Не пером пишут, а умом и т.д.

     Большими воспитательными возможностями обладают уроки развития речи, на которых мы пишем сочинения, изложения, сказки, рассказы. 

       Но уроки русского языка невозможно рассматривать без уроков литературы. Ведь литература играет огромную роль в идейно-нравственном формировании личности, в ее гармоничном развитии. Сегодняшние школьники читают меньше.

Как же повысить интерес к чтению?

       Много использовала методов и приёмов, но они не всегда бывают эффективны.

     Поняла одно: желание читать приходит только тогда, когда ученик способен пережить, почувствовать и понять изучаемое произведение. А такое желание должно основываться на убежденности, что все это мне интересно и нужно. Эффект обучения и воспитания прямо зависит от активности личности, ее заинтересованности и накопленного опыта.

     На своих уроках стараюсь не только научить ребенка правильно и быстро читать – этого мало. Учу, чтобы он понимал и запоминал прочитанное, мог анализировать.

      Чтение – процесс сложный, творческий. Необходимо обладать еще способностью творческого чтения, уметь эмоционально воспринимать прочитанное, анализировать его и сопереживать героям. Только читатель с развитой способностью к творческому чтению может постичь все нравственно-эстетическое богатство.

    На уроках литературы наибольшее предпочтение я отдаю проблемному обучению. Оно привлекательно тем, что в процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе.

    При обсуждении проблемных вопросов высказываются различные мнения, нередко противоположные. И это особенно важно, так как показывает, что ученики думают, переживают, отстаивают свою точку зрения.

Например, изучая произведение А. С Пушкина «Станционный смотритель», я ставлю цель: выявить у ребят чувство ответственности за близких им людей. Достичь осмысления внутреннего мира героев, их поступков помогают вопросы по тексту:

 — Права   ли Дуня, что уехала из дома?

— Как отреагировал отец(С. Вырин) на отъезд Дуни?

— Вспоминала ли Дуня об отце в Петербурге?

— Как вела себя Дуня на кладбище?(Обращаю внимание на глаголы легла и лежала)

     Конечно, ребятам этого возраста хочется видеть конец повести счастливым. Воспользовавшись этим, я использую элементы урока- гипотезы, то есть начинаю вопросы со слов: «Что было бы если…

Вопросы:

— Что было бы, если станционный смотритель был принят в доме Минского, как гость?

— Что было бы, если Дуня уехала с согласия отца?

-Что было бы, если приехала навестить отца после появления его в Петербурге?

Такие вопросы выявят ответы, которые утвердят в сознании подростков понятия о милосердии к людям.

    Выше было сказано о том, что жизненный опыт ученика нужно соединять с жизнью персонажей. Поэтому завожу разговор о том, как относятся ребята к родителям. Прошу их подумать минуту о том, всегда ли были справедливы ребята с ними. Как поступят они, когда родители будут преклонного возраста.

  В 9 классе  был урок по произведению Грибоедова «Горе от ума», обучающиеся очень эмоционально обсуждали вопросы:

— Была ли  у Софьи настоящая любовь к Молчалину?

— Можно ли по-настоящему полюбить таких людей как Молчалин? А Чацкого?

— Чацкий победитель или побеждённый?

   Таким образом, применение технологии проблемного обучения позволяет оживить и активизировать учебный процесс, способствует формированию нравственного воспитания учащихся, учит проникать в суть изучаемого произведения, выявлять не только идею, проблему художественного произведения, но и определять  жизненную позицию учащихся.

    Подводя итог, можно отметить, что современные образовательные технологии обучения помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию изученного, развивают самостоятельность мышления, позволяют преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки. Они воспитывают чувство ответственности, помогают формированию внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности.

  Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остаётся слово – слово учителя, слово писателя. Общаясь со школьниками определённого возраста,  всегда остро чувствуется, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать.

  Наши ученики – подростки, юноши и девушки. Они переживают самую трудную пору в духовной жизни – пору нравственного самоопределения.

А главное – это время мучительных раздумий над впервые вставшими перед сознанием «вечными вопросами».

    Одно из правил, которым пользуюсь на уроках литературы: изучая литературу – изучаю жизнь. Необходимо внушить ребятам мысль о том, что литература является зеркальным отражением жизни, а жизнь не может быть неинтересной.

Учитель русского языка

и литература  Гаврилова Т.Н.

×
×