8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Елена Петровна Малахоева

Е.П.Малахоева,

учитель русского языка

и литературы ГОБОУ МО

«СОШ № 289»,

город Заозёрск,

Мурманская область

 

 

Технология эффективной речевой деятельности

(обмен опытом)

 

От того, что и как мы говорим, зависит

 не только наша собственная успешность

 и самочувствие, но и самочувствие

 и успешность других людей, а также

успешность дела, которым мы занимаемся.

 

Л.Хей

 

         Наша речь – это наше оружие, а оружием надо владеть очень хорошо, чтобы добиться успеха в бою. Педагогическая деятельность – это «вечный бой» за знания, умения и навыки, которым должен овладеть каждый наш учащийся. А насколько мы сами успешно владеем знаниями, умениями и навыками в области речи – нашего главного оружия? Практика показывает, что далеко не каждый педагог владеет знаниями в области орфоэпии и акцентологии, а это значит, что он неправильно произносит слова ( н-р, компетэнция) и неправильно ставит ударения в них (н-р, премИровать, ходатАйство), многие не владеют навыком грамматически правильного построения предложения и словоформ: «Войдя в дом, на душе заскребли чёрные кошки», «Любите природу, мать вашу!», «Едьте, пошлите, ложьте, первее» и т.п. Некоторые из нас допускают в своей речи жаргонизмы: достали, халява, базар, круто и т.п. Это недопустимо. Что же мы будем требовать тогда от учащихся, если наша собственная речь настолько неправильна?!

         Для успешного обучения и воспитания всем нам необходимо овладеть технологией эффективной речевой деятельности, которая направлена на обеспЕчение качества речи педагога и учащихся. Принципы технологии: научность (использование объективных, достоверных данных, фактов, современных достижений в области качества речи), экзистенциальность (опора на эмоционально-чувственное восприятие слова), интеграция (синтез культурологи, риторики, философии, психологии, лингвистики), практическая направленность (актуализация процесса говорения на уроках, на занятиях в кружках), рефлексивность (отслеживание качества как своей, так и чужой речи).

     Средства технологии:

1)    активизация устной речевой деятельности учащихся

2)    работа с разными видами текстов

3)    разнообразие видов речевой деятельности педагога

4)    мониторинг качества речи

Результат:

1)    осознание ценности слова

2)    потребность в улучшении качества речи

3)    умение выражать мысли в действенной словесной форме

Ресурсы:

1)    кадры, неравнодушные к качеству речи

2)    информационные (специальные знания о речи; словари и справочники).

 

Помните, что ваша речь – показатель ваших интеллектуальных возможностей!

 

 

 

Памятка для педагогов по улучшению качества речи

 

1.    Не используйте в речи штампы, общие, избитые фразы, жаргон.

2.    Используйте речевые средства, выражающие уважение к собеседнику (манера здороваться и прощаться, задавать вопросы и отвечать на них, умение слушать и слышать собеседника).

3.    Меньше используйте слова с частицей НЕ, выражения в приказной форме.

4.    Говорите эмоционально, но не раздражительно.

5.    Никогда не кричите: ваш «громкий» шёпот должен быть слышен ученикам за последней партой.

6.    Овладевайте нормами литературного языка, станьте примером в овладении правильной, эмоционально-окрашенной, богатой речи для ваших воспитанников.

 

 

×
×