Автор: Елена Петровна Малахоева
Е.П.Малахоева,
учитель русского языка
и литературы ГОБОУ МО
«СОШ № 289»,
город Заозёрск,
Мурманская область
Технология эффективной речевой деятельности
(обмен опытом)
От того, что и как мы говорим, зависит
не только наша собственная успешность
и самочувствие, но и самочувствие
и успешность других людей, а также
успешность дела, которым мы занимаемся.
Л.Хей
Наша речь – это наше оружие, а оружием надо владеть очень хорошо, чтобы добиться успеха в бою. Педагогическая деятельность – это «вечный бой» за знания, умения и навыки, которым должен овладеть каждый наш учащийся. А насколько мы сами успешно владеем знаниями, умениями и навыками в области речи – нашего главного оружия? Практика показывает, что далеко не каждый педагог владеет знаниями в области орфоэпии и акцентологии, а это значит, что он неправильно произносит слова ( н-р, компетэнция) и неправильно ставит ударения в них (н-р, премИровать, ходатАйство), многие не владеют навыком грамматически правильного построения предложения и словоформ: «Войдя в дом, на душе заскребли чёрные кошки», «Любите природу, мать вашу!», «Едьте, пошлите, ложьте, первее» и т.п. Некоторые из нас допускают в своей речи жаргонизмы: достали, халява, базар, круто и т.п. Это недопустимо. Что же мы будем требовать тогда от учащихся, если наша собственная речь настолько неправильна?!
Для успешного обучения и воспитания всем нам необходимо овладеть технологией эффективной речевой деятельности, которая направлена на обеспЕчение качества речи педагога и учащихся. Принципы технологии: научность (использование объективных, достоверных данных, фактов, современных достижений в области качества речи), экзистенциальность (опора на эмоционально-чувственное восприятие слова), интеграция (синтез культурологи, риторики, философии, психологии, лингвистики), практическая направленность (актуализация процесса говорения на уроках, на занятиях в кружках), рефлексивность (отслеживание качества как своей, так и чужой речи).
Средства технологии:
1) активизация устной речевой деятельности учащихся
2) работа с разными видами текстов
3) разнообразие видов речевой деятельности педагога
4) мониторинг качества речи
Результат:
1) осознание ценности слова
2) потребность в улучшении качества речи
3) умение выражать мысли в действенной словесной форме
Ресурсы:
1) кадры, неравнодушные к качеству речи
2) информационные (специальные знания о речи; словари и справочники).
Помните, что ваша речь – показатель ваших интеллектуальных возможностей!
Памятка для педагогов по улучшению качества речи
1. Не используйте в речи штампы, общие, избитые фразы, жаргон.
2. Используйте речевые средства, выражающие уважение к собеседнику (манера здороваться и прощаться, задавать вопросы и отвечать на них, умение слушать и слышать собеседника).
3. Меньше используйте слова с частицей НЕ, выражения в приказной форме.
4. Говорите эмоционально, но не раздражительно.
5. Никогда не кричите: ваш «громкий» шёпот должен быть слышен ученикам за последней партой.
6. Овладевайте нормами литературного языка, станьте примером в овладении правильной, эмоционально-окрашенной, богатой речи для ваших воспитанников.