Автор: Борисова Марина Иосифовна
ГБОУ Школа №1568
Дошкольное отделение №6
Непосредственно – образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
«Геометрические фигуры – четырехугольники»
Подготовила и провела
Воспитатель группы №9
Борисова М.И.
2022-2023г.
Образовательная область: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие
Задачи: дать знания об обобщающем понятии «четырехугольники»; развивать умение ориентироваться на листе; закрепить название геометрических фигур: находить сходство и различия.
Материал: математический набор на каждого ребенка; карточки с изображением геометрических фигур на каждого ребенка; лист бумаги формата А4 на каждого ребенка; фигура квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции, треугольника, круга, овала (для демонстрации); конверт с письмом
Ход
— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите? (Ответы детей)
На доске расположены, на расстоянии друг от друга круг, треугольник, квадрат.
— К нам пришло письмо из «Города Геометрических фигур». В этом письме написано, что все фигуры поссорились. Каждая из них считает, что она самая главная. Нас просят помочь и помирить фигуры какие-то «четырехугольники».
— Ну что ребята, поможем геометрическим фигурам?(Ответы детей). А еще мне очень хотелось бы понять, кто это «четырехугольники». Начинаем разбираться?
— Какие геометрические фигуры находятся на доске? Кто попробует мне описать фигуру (название фигуры, форма, характерные особенности фигуры)
Воспитатель вызывает по одному ребенку к доске и ребенок описывает геометрическую фигуру. После того, как все фигуры описали, воспитатель спрашивает:
— Ребята, как вы думаете, можно построить дом только из одного круга? А треугольника? Квадрата? (Ответы детей)
-Если собрать все фигуры можно с помощью них «нарисовать картину»? (Ответы детей. Да) Воспитатель вызывает одного ребенка к доске, ребенок «рисует картину» из геометрических фигур. Подвести детей к пониманию того, что чем больше геометрических фигур, тем больше предметов можно построить.
— Ребята, в конверте есть геометрические фигуры. Воспитатель достает из конверта по очереди прямоугольник, ромб, трапецию. Описывает каждую фигуру. Обращает внимание детей на сходство всех этих фигур (4 стороны и 4 угла).
— У какой фигуры на сложенной вами картине тоже 4 стороны и 4 угла? (Ответы детей. Квадрат). На основе выявления существенных признаков геометрических фигур подвести к обобщенному понятию четырехугольник.
Физминутка «Дом»
Я хочу построить дом
(руки сложить домиком и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нем
(пальцы обеих рук соединить в круг)
Чтоб у дома дверь была
(ладони рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла
(одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальцы)
Чтоб вокруг забор стоял
(показываем руками «забор»)
Пес ворота охранял
(соединить пальцы рук в замок)
— Ребята, мы с вами узнали, кто это четырехугольники. Давайте теперь поиграем, игра называется «Четвертый лишний». У вас на столе лежат карточки. На карточках в три ряда расположены геометрические фигуры. Посмотрите внимательно, чем фигуры похожи, а какая фигура отличается от остальных. Она и будет четвертой лишней. Лишнюю фигуру надо перечеркнуть.
После того как дети выполнят задания, воспитатель обращает внимание детей, что в каждом ряду располагалось по три четырехугольника. Четвертая фигура к четырехугольникам не относится.
— Молодцы, вы справились с заданием. Теперь я предлагаю стать вам художниками. Положите перед собой лист белой бумаги. Но рисовать мы сегодня будем не красками, а геометрическими фигурами. Возьмите пожалуйста математический набор. Я буду диктовать какую геометрическую фигуру надо взять и где ее расположить. А что мы сегодня рисуем, вы узнаете после того, как нарисуете картину.
Геометрический диктант: положить лист горизонтально; взять прямоугольник и положить его на середину листа; квадрат положить рядом с прямоугольником справа; еще один квадрат положить рядом с квадратом справа; и еще один квадрат положить рядом с квадратом справа; положить квадрат над прямоугольником слева; взять круг и положить его под прямоугольником слева; взять круг и положить его под прямоугольником справа; еще один круг положить под квадратом, следующий за прямоугольником; взять еще один круг и положить его под следующим квадратом; взять еще один круг и положить его под крайним квадратом; дополнить нашу картину поможет цифра ноль, которую мы расположим над квадратом, который находится над прямоугольником слева.
— Какую картину мы с вами нарисовали? Какие геометрические фигуры мы использовали? Какие четырехугольники понадобились для написания картины? Какие еще четырехугольники вы знаете?
— Как вы думаете, глядя на свои рисунки, наши геометрические фигуры помирились? (Ответы детей). Надо все делать вместе и дружно, не ссориться и помогать друг другу.