Автор: Тумашова Дарья Владимировна
Система подготовки к ОГЭ по географии
Экзаменационная работа в 9 классе состоит из 30 заданий разных типов. Добавилось время на экзамен 30 минут, теперь 150 минут, это плюс, изменился порядок заданий, добавились новые — 27, 28, 29. Работа содержит 3 задания (12, 28 и 29), на которые следует дать развёрнутый ответ, только задание 12-е оценивается в 2 балла. Итого максимальный балл уменьшился до 31 балла. Изменилась шкала перевода в оценки 0-11 -2, 12-18 – 3, 19-25 – 4, 26-31 – 5. Значительная часть заданий КИМ для ОГЭ по типу аналогичны заданиям, использующимся в экзаменационной работе ЕГЭ. В отличие от ЕГЭ, в контрольно-измерительных материалах для ОГЭ больше внимания уделяется достижению обучающимися требований, направленных на практическое применение ими географических знаний и умений.
Также важной для ОГЭ является проверка сформированности умения извлекать и
анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ).
Итоги государственной аттестации позволяют сделать выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, тем самым, повышается ответственность учителя-предметника за качество подготовки учащихся на ступени основного общего образования.
К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к сокращению востребованности географии при вступительных экзаменах. Соответственно многие учащиеся выделяют для себя основные предметы для углубленного изучения, в перечень которых география не входит.
Географию в основном сдает, тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому география дает им шанс успешно закончить девять классов и получить специальность по желанию, к сожалению это они осознают только перейдя в 9 класс.
Что мешает подготовке?
• Неуверенность; отсутствие желания учиться; заниженная самооценка;
• Негативное отношение к экзамену; низкий уровень вычислительных навыков; слабая сформированность понятий и определений;наличие «пробелов».
Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ОГЭ, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала — вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно — измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий, например за счет внеурочной деятельности.
Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учащихся с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Ребята должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов.
Знакомлю с необходимыми учебными пособиями, а также с материалами различных сайтов для подготовки к ОГЭ. (сайт ФИПИ www.fipi.ru , «Решу ОГЭ»)
Основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.
Подготовка к экзамену имеет место практически на каждом уроке. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из КИМов. Имеет место использование на самоподготовке и в домашних заданиях материалов КИМов.
В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ОГЭ.
После изучения, повторения каждой темы решаем тематические тесты.
Преимущества тематического теста: в нём собраны разные задания по одной теме; на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста; по такому тесту удобно проводить повторение; осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.
Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. Ведь 70% всех экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа, это задания которые требуют умения использовать одновременно несколько карт, методом наложения. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к учащимся.
Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами. Сначала показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от ученика.
При подготовке к ОГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка учащихся, а этому тоже стараюсь научить.
Для самостоятельной работы над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы решения типовых тестовых заданий по разным темам, а потом сдают зачет по выполнению алгоритма заданий.
Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал. Данная система мероприятий способствует повышению качества подготовки и приводит к положительным результатам при сдаче ОГЭ.
Накануне пробного экзамена знакомлю учащихся со стратегией работы на экзамене, которая должна помочь правильно распределить время, уменьшить число возможных ошибок из-за спешки и невнимательности. Она включает 3 этапа работы. Первый этап — отмечай верное и пропускай то, что сложно.
Второй этап – проверяй сделанное, отбрасывай неверное, используй географические атласы.
Третий этап — проверяй сделанное и угадывай то, что не знаешь.
Человек достигнет результата, только делая что-то сам…
(Александр Пятигорский, русский философ).