8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Формирования мотивации к занятиям ОБЖ у студентов медицинского колледжа.

Автор: Стародубцева Татьяна Григорьевна

Формирования мотивации к занятиям ОБЖ у студентов медицинского колледжа.

Вступающие в жизнь выпускники должны стать конкурентоспособными, то есть иметь высокий образовательный уровень, обладать прочными знаниями и способностью принимать быстрые, правильные, самостоятельные решения, работать с информацией, соединять, когда требуется, знания из разных областей. В этих условиях достижение желаемого результата связано, как никогда ранее, с подготовкой обучающихся к самостоятельной творческой деятельности. Поэтому задача учить творчеству, воспитывать самостоятельную личность, не просто владеющую знаниями, а умеющую их применить, выдвигается в процессе обучения на одно из первых мест. Вот почему в настоящее время вновь усиливается интерес к формированию мотивации, которая во многом определяет «человеческий фактор» и признана бесспорной движущей силой человеческого поведения и, в частности, учения.

Высокий уровень мотивации при обучении студентов является источником активности и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования. Учебно-познавательные мотивы формируются в процессе учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для учащихся видов познавательной деятельности. Один из этих этапов — мотивационный.

Известно, что если обучающийся не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, не хочет учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность преподаватель должен позаботиться о мотивах их деятельности.

Для формирования положительной мотивации учения на уроках ОБЖ необходимо методически грамотно использовать приемы и средства мотивации. К педагогическим средствам, которые могут оказывать влияние на познавательные мотивы учащихся, я использую наглядные и технические средства. Учитывая методические требования, при отборе содержания к уроку ОБЖ я выбираю учебный материал, который, несомненно, будет вызывать интерес у учащихся. Содержание курса ОБЖ позволяет широко использовать дополнительную литературу, например, в таких темах: «ЧС природного характера», «ЧС техногенного характера», «Пожарная безопасность», «Безопасность на дорогах» и другие.  

Повышению мотивации учения способствует создание на уроке ОБЖ  следующих ситуаций: участие в дискуссиях и обсуждениях; рецензирование ответов товарищей; самостоятельный выбор заданий; поиск возможных решений познавательных задач; решение ситуативных заданий.

Большинство студентов занимают в учебном процессе пассивную роль, теряют интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания студентов по дисциплине неглубокие, познавательный интерес  и мотивация достаточно низкие. В современном мире знания, получаемые на занятиях ОБЖ необходимы каждому человеку, позиционирующему себя успешным, культурным, образованным человеком.

Перед преподавателем встает проблема, каким же образом организовать обучение так, чтобы увлечь студентов процессом познания, пробудить стремление к самостоятельному овладению знаниями и умениями, как к чему-то для него ценному, привлекательному, то есть, как развить познавательный интерес, как к «главной», так и к «неглавной» предмета?

К дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» как раз многие относятся как к «второстепенному» и задача преподавателя ещё более усложняется.

Моя работа как преподавателя ОБЖ по формированию учебной мотивации начинается с диагностики уровня познавательной мотивации каждого учащегося с целью выявления отношения к изучению предмета.

С целью для развития учебной мотивации студентов на своих уроках по ОБЖ: я регулярно пересматриваю содержание учебного материала; использую разнообразные виды уроков; так например в этом учебном году я провела мероприятие в форме игры – викторины «Знатоки ОБЖ»;  привлекаю учащихся к коллективным и индивидуальным формам работы, к сотрудничеству.

Таким образом, основным направлением развитие мотивации обучающихся будет способствовать повышению качества знаний, побуждение у студентов самостоятельного освоения знаний, а также привитие навыков в учёбе.

 

×
×