8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Виды образовательных ситуаций

Автор: Гаврилова Татьяна Валентиновна

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений, навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий. Федеральный государственный образовательный стандарт вводит новое понятие — учебная ситуация. Учебная ситуация — это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, частично запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации, как особые структурные единицы учебной деятельности. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности. Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет.  Учебную ситуацию можно создать, а можно перевести из учебной задачи. Для этого необходимо поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, чтобы ребёнок захотел на уроке выполнять определённые действия.

 Пример перевода учебной задачи в учебную ситуацию:  предмет  — математика, тема – единицы измерения времени, учебная задача – выполнить вычитание именованных чисел: 8ч – 30 мин. Учебная ситуация: предлагаем детям задание, имеющее практическое значение, занятие в школе начинается в 8.00, прийти в школу следует за 10 минут до начала урока, дорога до школы занимает 20 минут, не позднее какого времени необходимо выйти из дома, чтобы не опоздать?

        Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о роде имён существительных. Будем учиться проверять безударные гласные », но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?

        Для создания учебной ситуации в начале урока можно использовать различные приёмы входа в урок: вопросы, суждения, задания, для выполнения которых недостаёт знаний; заголовки-вопросы; приёмы «ситуация неожиданности», «прогнозирование», проблемная ситуация.

       Учитель  должен утратить функцию простого «транслятора знаний», а приобрести способность проектировать совместную деятельность с учащимися, готовность к сотрудничеству, открытость для общения, осмысливать существующие и формулировать новые проблемы. Только тогда учитель сможет воспитать достойного гражданина нашей страны, способного использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

         Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом:

— возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),

— специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или окружающем мире типами формируемых умений),

— меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

Примером учебной ситуации может стать:

  • ситуация неожиданности, которая создается при ознакомлении с фактами, вызывающими удивление;
  • ситуация конфликта, возникающая, когда новые факты вступают в противоречие с устоявшимися представлениями;
  • ситуация несоответствия, порождается противоречием между жизненным опытом и научными данными;
  • ситуация неопределенности, возникает, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для решения. Это побуждает проявить смекалку, интуицию, сообразительность;
  • ситуация выбора, предполагает, что школьники должны сделать выбор из нескольких вариантов ответа и обосновать его;
  • ситуация предложения, основана на возможности выдвинуть версию о причинах, характере и последствиях изучаемых событий.

Примеры ситуаций, которые можно использовать на уроках русского языка.

Ситуация выбора: (про)читал (про) город, (до)ехал (до)б…рёзы,

(по)бежал (по)д…ревне, (на)кричал (на)с…баку.

Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1) слова из словарика и не из него;

2) слова с приставками и предлогами;

3) глаголы и прилагательные.

У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.

Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.

Ситуация неопределенности

Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал — пил, запевал — пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.

Ситуация несоответствия

Помогите проверить орфограмму в слове хв . стуны.

Ребята предлагают проверить так: Петя — хвост, Ира — хвастун, Даша — хвастаться.

Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Пети не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом хвастаться мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем, что это за изменение? Ребята знали, что для проверки безударной гласной у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу. Задача урока: узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков.             И ребята узнают, что это не изменение слова, а родственное слово, поэтому такой способ проверки подходит.

Ситуация неожиданности

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,

Вспорхнули с ветки воробьи!

Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке — с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята объяснить не могут. Задача урока: познакомить с падежами.

К учебным ситуациям, которые возможно организовать в младшем школьном возрасте, можно отнести:

1. Ситуация выбора — Выбор поэзии

Учащиеся выбирают по стихотворению (самостоятельно или из предложенного), учат его наизусть, или готовят выразительное чтение и выступают с ним перед классом. Они стараются говорить ясно, с соответствующим выражением и темпом.

2. Ситуация успеха – Драматизация

Учащиеся готовят и представляют театрализованную постановку, под режиссурой одного из учеников или учителя. Они заучивают свои роли, внимательно выслушивают указания и сотрудничают с одноклассниками, чтобы представить убедительную драматизацию, которая показывает, что они верят в свою роль. Учащиеся контролируют свои действия и эмоции и выразительно пользуются голосом и пластикой, чтобы изобразить своих героев и их чувства.

3. Ситуации общения — Читаем в паре

Учащиеся работают в парах с двумя копиями одного и того же рассказа.
Они проглядывают рассказ и решают, будут ли они читать это про себя или вслух.
Учащиеся обсуждают способы организации рассказа и решают, как часто они будут останавливаться, чтобы обсудить прочитанное.                                      Учащиеся внимательно выслушивают друг друга и отвечают.
После прочтения, учащиеся обсуждают сам процесс чтения в паре и размышляют о том, что удалось узнать и понять.

 

4. Ситуации убеждения — Я посадил яблоню…

Данное задание предполагает продолжение трех начатых текстов так, чтобы получились тексты: описание, повествование и рассуждение. Данная работа предполагала групповую работу.

 

5. Ситуации сопереживания — Викторины, конкурсы, фестивали…

Учащиеся работают в группах, отвечая на вопросы викторины, конкурса. Участвуют группами в конкурсе знатоков «По местам исторических событий.

6. Игровые ситуации — Зоопарк

Обучающимся предлагаются картинки, которые необходимо подписать. Выполнение данного задания позволит составить рассказ «Зоопарк».

 

7. Ситуации освоения новых способов деятельности — Графический диктант

Обучающиеся по слуховому восприятию воспроизводят действия,
в результате которых получают или не получают определенный продукт.

Сколько учебных ситуаций может быть на уроке? Уроки состоят из учебных ситуаций, следующих одна за другой в определённом порядке:

— учебная ситуация целеполагания;

— учебная ситуация планирования;

— проблемная ситуация и её решение;

— учебная ситуация моделирования;

— учебная ситуация наблюдения,

— учебная ситуация обучения самоконтролю и самооценке;

— учебная ситуация рефлексии;

— учебная ситуация формирования ценностного отношения к событиям, явлениям.

Современный урок – это создание учебных ситуаций для решения поставленных проблем.

Виды образовательных ситуаций

Объяснительно-иллюстративные

Больше подходят для занятий, для погружения в тему.

Репродуктивные

 Ребенку транслируется опыт, который он должен усвоить (повтор).

Проблемные

 Ребенок ищет решения в совместной со взрослыми деятельности.

Частично-поисковые

 Совмещают в себе показ взрослого и поиск решений проблемы.

Эвристические

Дети делают открытия самостоятельно.

Выделяют следующие способы классификации образовательных ситуаций:

— по месту возникновения (на занятии, дома и др.);                

— по степени проектности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные);

— по степени оригинальности (стандартные, оригинальные);

— по степени управляемости (управляемые, неуправляемые, стихийные);

— по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);

     — по содержанию (проблемные, воспитательные, дидактические, политехнические)

         Таким образом,  изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

         Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания.

 

 

 

 

×
×