Автор: Светопольская Рина Андреевна
В современном мире главным ресурсом эффективного взаимодействия является слаженная работа коллектива. Одним из наиболее востребованных личных качеств является способность человека действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого его члена действовать в команде. Возможность работать в команде дает каждому человеку серьезную поддержку и перспективы роста как личности. Команда – это группа людей, заинтересованных в достижении общего результата. Команда ни в коей мере не подавляет индивидуальность отдельного человека. Наоборот, каждый занимает в команде место, соответствующее его способностям и возможностям. В команде каждый ее член ощущает себя значимым и незаменимым, а это, как известно, является важнейшим условием удовлетворенности любой деятельностью.
Формирование учебного коллектива – одна из основных задач образовательного учреждения. От того на сколько быстро и успешно получиться трансформировать группу в сплоченный коллектив будут зависеть успешность обучения и работоспособность обучающихся. Поэтому организацией коллектива в детском объединении необходимо начать заниматься в самом начале учебного года и продолжать в течение всего учебного процесса.
Представленный ниже тренинг командообразования ориентирован на работу с учащимися младшего и среднего школьного возраста образовательного учреждения – с 7 до 13 лет и направлен на развитие сплоченности коллектива в ходе групповой работы с педагогом. Он сочетает в себе игры и упражнения для формирования навыков командной работы, укрепления командного взаимодействия. У обучающихся развивается умения и навыки слаженной работы в команде; а подобранные разнообразные методы и приемы, способствуют развитию у обучающихся организаторских, коммуникативных и креативных способностей.
Упражнения на командообразование (тренинги) могут проводиться с двумя разными целями: показать коллективу, что они пока ещё не являются идеальной командой или же, наоборот, дать коллективу ощущение мощной, сильной, сплоченной команды. Поэтому степень сложности тренинга определяется педагогом с учетом индивидуальных возможностей, дифференцированного для каждого учащегося, а также в соответствии с особенностями каждой возрастной группы детей.
Тренинг командообразования
Цель тренинга: сплочение детского коллектива; формирование навыков командной работы, построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
· ближе познакомить обучающихся детского коллектива друг с другом;
· сформировать благоприятный психологический климат в группе;
· развивать у обучающихся умения работать в команде.
· организовать коллективное взаимодействие обучающихся.
Упражнение «Интервью в парах»
Группа разбивается на пары. За ограниченное время (10 минут) необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим на тренинге. Форма представления следующая: один участник встает за спину партнера по общению, кладет ему руки на плечи, рассказывает о нем от первого лица. Например, Лена встает за спину Кристине и говорит: «Меня зовут Кристина, я…» и рассказывает все, что она узнала о Кристине, затем участники меняются местами.
Такая форма представления помогает с помощью физического контакта сократить дистанцию между участниками, а также развивает эмпатию.
Упражнение «Приветствие»
Группа приветствует друг друга, но к имени добавляет яркую психологическую черту этого человека. Например: «Привет, Леночка, у которой всегда хорошее настроение!» Тот, кто получил такое приветствие, должен выразить свою благодарность без слов. Обсуждение.
Упражнение «Какой я»
Упражнение направлено на то, чтобы каждый узнал о своем характере. «Что обо мне могут сказать другие? Какой я во взаимоотношениях с другими?»
Каждому члену группы раздается лист бумаги. Если человек, хочет узнать свои отрицательные качества, то в углу листика он рисует крестик, если положительные – солнышко. Далее, нужно прикрепить этот лист бумаги себе на спину и подходить к тому, чье мнение о своем характере хочет узнать человек.
Упражнение «Друг для друга»
Детям дается задание подумать и написать, где и чем может быть полезен каждый человек в коллективе. Например: «Катя – с ней интересно поговорить о музыке, С Сергеем не пропадешь в походе». Детям будет интересно узнать ответ на вопрос «На что же я гожусь?»
Подобные тренинги командообразования являются одним из инструментов создания благоприятного психологического климата в детском учебном коллективе. Вот такие примерные упражнения можно «проделать» с детьми для того, чтобы они стали более сплоченными и научились слушать и слышать друг друга. Опираясь на данный образец, педагог может подобрать тренинг на свой учебный коллектив самостоятельно, в зависимости от своего запроса. Владея технологией командообразования, педагог может научить ребят взаимодействовать, поддерживать друг друга, работать вместе, чтобы достичь общей цели.