Автор: Курочка Анна Фёдоровна
Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период — в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.Патриотическое воспитание в начальной школе имеет направления:
— любовь к родителям и родному дому;
— любовь к природе, её охрана и изучение;
— любовь к родному краю, его изучение;
— знакомство с национальной культурой;
— воспитание чувства национальной гордости;
— изучение государственной символики;
— военно-патриотическое воспитание.
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.
Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма начинаю с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами. Знакомя детей с историей страны, я прошу их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятне. Представление о Родине (особенно у детей младшего возраста) меняется, расширяется с годами, поэтому начав с воспитания чувства любви к родителям, к дому, а затем уже расширяю это понятие: моё село, Москва, Россия. В работе по патриотическому воспитанию я использую следующие формы работы:
— урок;
— тематические беседы;
— классные часы;
— внеклассные мероприятия;
— проектная деятельность.
Воспитывать помогает уже самый первый урок. Цель этого урока — вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «Родина», «Отечество», «гражданин», «государство», с государственными. На таких уроках знакомлю детей с важными историческими событиями, героями страны. Дополнением к этому служат картины родной природы, репродукции полотен русских живописцев. При этом активно использую возможности компьютерной техники. Патриотическое воспитание заложено в каждом уроке. Изучая окружающий мир, младший школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью своего края. Уроки математики дают представление о развитии отечественной науки. Изобразительная деятельность, музыка развивают творческие способности учащихся, прививают чувство прекрасного, знакомят с национальной культурой. Уроки русского языка, чтения формируют у учащихся культуру русского речевого общения, изучают историю России, исторические события в произведениях соотечественников. Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Материалом для бесед служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.
Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, в связи с этим проводятся мероприятия, посвященные Дню матери.
Так же провожу классные часы, которые раскрывают традиции русской культуры, знакомят с фольклором, так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры) играют более существенную роль в гармоническом развитии личности младшего школьника. В связи с этим на уроках активно использую пословицы, загадки, сказки, песни. Провожу различные внеклассные мероприятия, на которых дети получают теоретические знания о прошлом своей Родины.
В процессе коллективно творческих дел дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности.
В патриотическом воспитании организаци:«Конкурс рисунков », конкурс «А ну-ка, мальчики!», «Никто не забыт, ничто не забыто.»
Проектная деятельность.
Важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся. Учащиеся представили проекты на темы: « Моя родословная», «Красная книга»,
Патриотическое воспитание – важнейшее направление воспитательной работы с детьми любого возраста, важно, чтобы эта работа соответствовала уровню развития ребёнка, его представлениям об окружающем мире. Говоря о патриотическом воспитании, надо сказать, что здесь важна ежедневная, ежеурочная работа.