Автор: Сизых Елена Викторовна
Статья
<<Формирование каллиграфических навыков на уроках письма в начальной школе>>
«Каллиграфия —
это музыка, только обращённая не к слуху, а к глазу»
(В.В. Лазурский)
Проблема формирования каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста актуальна. В трудах психологов Л.С. Выгодского «Мышление и речь», Гальперина П.Я «Теория поэтапного формирования умственной деятельности», Д.Б. Эльконина «Психология обучения младших школьников» можно найти ответ на вопрос: как научить детей писать быстро и красиво? Но эта проблема актуальна и в наши дни. Как и когда учить ребенка писать? Какая методика наиболее эффективна? Какими должны быть ручка и бумага? Что делать, если процесс обучения письму затруднён? Как подготовить ребенка к письму и научить писать красиво, грамотно? Эти и ещё многие аналогичные вопросы неизбежно встают перед педагогом и родителями ещё до школы. Решая любой из них, мы обязательно должны учитывать, насколько подготовлен ребёнок, можно ли начинать обучение письму или нужна дополнительная подготовительная работа.
Опыт показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней учения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство школьников неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу (тетрадь). Редко кто владеет основами звука- буквенного анализа. Все это затрудняет формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения.
Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при обучении письму? Безусловно, да. Но следует понимать, что это во многом зависит от уровня, функционального развития ребёнка, связано с его речевым развитием и состоянием здоровья. Не менее важно и то, как и какую методику использовать.
Обучение письму должно вестись с учетом возрастных и функциональных возможностей каждого ребёнка.
Цель этой работы – показать, каким образом можно достичь устойчивых каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста.
Каллиграфия – это искусство писать чётким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем всё больше и больше убеждается в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк.
Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы всё больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом.
Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С. П. Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.
Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах. Прежде, чем думать, как написать букву, как рационально соединить её с другими буквами, ученик должен сначала решить, какую именно букву выбрать. Чем меньше будет затрачено времени на решение орфографической задачи, тем больше внимания будет уделяться чёткости начертания букв, правильности их соединения, ритмичности и связности письма. И наоборот: чем больше автоматизирован навык письма, тем легче и быстрее формируются орфографические умения. Установлено, что уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях:
При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы;
Нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствиеv их оптического или кинетического сходства.
Погрешности в методике формирования каллиграфических навыков в 1 классе также вызывают стойкие ошибки. Так, требование безотрывного письма ведёт за собой не дописывание элементов букв. А упражнения в механическом списывании образцов вызывают появление двойных букв.
Замечено, что грамотность письма снижается в условиях повышения скорости письма, а также при индивидуальном замедленном темпе письма у ученика.
На практике при письме встречаются следующие графические ошибки:
дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах,
неравномерно расставляют слова на строке;
пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;
очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность
наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;
не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме;
не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко); нередко обнаруживается ломкость, вычурность письма.
Каллиграфические ошибки свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка учащихся. Погрешности в письме могут быть вызваны самыми различными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и так далее), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных анализаторов, недостаточность взаимодействия оптического глазодвигательного аппарата, малый опыт чтения и письма, неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память. Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, учитель воспитывает аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию. Как эффективно формировать у младших школьников каллиграфические навыки письма? Проблема каллиграфического письма приобрела в последние годы особую актуальность. И это понятно: там, где сформирован каллиграфический навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты. Их исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов. Эта проблема заинтересовала и меня.
Основная цель работы над каллиграфией – автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности. Чтобы решить проблему, были поставлены следующие цели:
усвоение способов начертания письменных букв, их соединений; усвоение графических и каллиграфических правил;
обучение безотрывному написанию одной буквы или 2-3 лёгких букв;
развитие мускулатуры руки и качеств навыка письма
Исходя из целей, были сформулированы следующие задачи: проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме; рассмотреть методику работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников на примере традиционных и альтернативных методик обучения письму; проанализировать типичные причины графических ошибок при овладении каллиграфическими навыками, предложить способы их предупреждения и исправления; проанализировать состояние вопроса в практике и предложить пути оптимизации работы по формированию каллиграфических навыков в начальной школе.
При работе мною используются технологии: информационно -коммуникационные; здоровье сберегающие; игровые; личностно ориентированные.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКАМ ПИСЬМА
Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели, как учитель пишет.
Другим приёмом при обучении чистописанию следует считать списывание учащимся с готового образца – образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образец письма. При списывании с образца и сравнение его с воспроизведенным. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование – это образец еще и для неосознанного подражания.
Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма, — словом, того, чего иногда, он не может перенести в свое время движение во время письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет и раздражает ученика.
Иногда можно давать учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу – кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение – закрепление правильного движения. В любом случае копирование важно, что бы оно осуществлялось как письмо, правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Здесь учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске. Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образа, по памяти, писать в воздухе, держа руку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движения и форму образца.
Как копировальный способ, так и воображаемое письмо – это вспомогательные приемы, которые, помимо прямого влияния – удвоение движения, восприятия формы, привлекают внимания ученика, вызывает интерес к письму, разнообразят форму обучения.
Анализ формы букв. Он может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, выполняет особенности формы буквы, размер соотношения элементов.
Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыками письма. Сознательное усвоение особенно необходимо тогда, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Знание правил при письме должны формироваться очень кратко и их должно быть немного.
Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике. Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.
В 1 классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма: буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном; необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга; писать надо красиво.
Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так, он может сначала ввести правила написания с одинаковым наклоном. Это правило объясняется уже в до буквенный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном и повторяют за учителем, что они должны писать прямые, но наклонные палочки. При переходе к письму букв, слогов и слов формируется правило о наклонном письме. Затем при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После того как объяснены приемы безотрывных соединений букв, формулируется правило о безотрывном письме. Правило – писать надо красиво – является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Писать чисто, без помарок, не заходить за поля, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды.
Не следует вводить правила назойливо, на каждом уроке. Иначе этот прием, направленный на сознательное усвоение навыков, превращается в свою противоположность: слова не доходят до сознания учащихся.
Важным приемом обучения чистописанию являются письмо под счет или в такт счету. Этот приём при обучении письму применялся давно. Письмо под счет способствует выработке плавного, ритмического письма определенного темпа. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес к письму. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно и постоянно, чтобы не делать работу однообразной.
Ещё одним из приемов обучения можно считать прием ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в чём ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. При этом в 1 классе лучше не наносить на доску пример ошибочного написания букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку и исправить.
Применяются также приемы взаимопроверки. Дети любят оценивать работу соседа и часто видят чужую ошибку. Учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь: помочь увидеть недостаток и объяснить, как его исправить.
Здесь были описаны основные приемы, применяемые в обучении каллиграфическим навыкам письма. Кроме этих приемов, можно отметить и некоторые другие, такие как рисование детьми бордюров, узоров, росчерков, штриховка мелких форм и других.
На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма. В течение выполнения всех заданий учащимся напоминалось о правильной посадке, о положении тетради, ручки в руке и так далее. Таким образом контролировалось соблюдение гигиенических правил письма.
Можно использовать при работе упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова и предложения и, наконец, связные тексты, упражняются в написании, в письме под диктовку. Для детей младшего школьного возраста используются на уроке игровые ситуации: «Бюро находок» (закрепление знания элементов) — учитель выставляет в окошечко элементы, а дети должны знать, какая буква их «потеряла»; «Доктор Айболит» (развитие каллиграфической зоркости и предупреждение ошибок) — доктор (ученик) «ставит диагноз больной букве» и рассказывает, как надо её лечить (правильно писать).
Для обеспечения эффективной работы по совершенствованию процесса формирования каллиграфических навыков учителю необходимо:
знать психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма, гигиенические условия письма;
осознать важность педагогических принципов обучения письму;
знать различные системы работ по формированию каллиграфических навыков;
выбирать эффективные приёмы обучения каллиграфическим навыкам;
анализировать графические ошибки детей при письме и на этой основе намечать способы их предупреждения и исправления.
Статью написала
учитель начальных классов
МОУ-СОШ№6
г. Петровск- Забайкальский
Сизых Елена Викторовна