8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Интелект-карта как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Автор: Коврякова Айгуль Венеровна

1. Здравствуйте представляю Вам свою педагогическую находку «Интеллект-карта как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

2.  Современный мир стремительно меняется. Мы стараемся успевать за его изменениями: развиваем в себе многозадачность. Какие знания и навыки нужны нам, чтобы добиться успеха в жизни? Точного ответа на этот вопрос не существует. Однако очевидно, что детям необходимо развивать будущие навыки уже сейчас, чтобы преуспеть в будущем. Мы должны помочь детям научиться работать с информацией, быть креативными, работать в команде и развивать критическое мышление.

Перед педагогами стоит новая задача. Они должны общаться с детьми как с людьми, которые представляют будущее. Поэтому важно не только передать знания, но и научить детей приобретать эти знания и применять их в жизни, то есть создать условия для всестороннего развития.

3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет необходимые условия для развития у детей инициативности, самостоятельности ,любознательности. Эти важнейшие качества во взрослой жизни превращаются в важные навыки успешных людей.

Еще одна задача, которая стоит передо мной – обеспечить детскую реализацию за счет создания особого пространства, в котором ребенок порождает новые продукты, а взрослый поддерживает его в этом.

Важно прислушиваться  к мнению каждого ребенка. Так дети могут понять, что что их идеи ценят. И даже самые невероятные предположения мы вместе можем разобрать.

 4. И тут передо мной возникла трудность – как зафиксировать детские вопросы, мысли и реакции? Как сделать познавательную деятельность детей наглядной, запоминающейся, стимулирующей к открытиям и плодотворной? Как научить детей организовывать информацию?

 В результате я нашла для себя эффективный и действенный метод под названием «Умная карта».

5. «Умная карта» , или интеллект-карта– это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

6. Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным Тони Бьюзеном, автором методики запоминания.  В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

 Интеллект-карты часто использовались именно по этому назначению. Педагог сам составлял такие карты по теме занятий. Дети использовали их для изучения лексики, составления предложений и рассказов.

В процессе своей работы я попробовала составить интеллект-карты вместе с детьми, где роль знакового материала играют собственные рисунки детей. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. 

7. Работа с «Умной картой» может быть начата во время организованного обсуждения с детьми. Все участники высказывают свои идеи, и мы вместе находим решения для их реализации. Мы с детьми записываем все идеи и ответы на вопросы. Детям очень нравится рисовать свои предположения и гипотезы. Каждый хочет сохранить свою «картинку» на карте.

В ходе работы с интеллект-картами происходит интеграция образовательных областей.

8. Метод интеллект-карт стал применяться мной на этапе сбора информации по определенной теме. Я наблюдала за тем, как развиваются творческие способности детей в процессе обучения, а также замечала, как дети получают опыт, накапливают и систематизируют свои знания об окружающем мире.

9. После того, как я освоила данную технологию, я стала использовать ее в процессе планирования совместной деятельности с детьми.
Для дошкольника разработка плана – это наиболее ответственное и трудное занятие. Умение ребенка составлять логическую последовательность действий для достижения поставленной перед ним цели является предпосылкой для того, чтобы это  стало возможным в будущем. Учитывая это, с самого начала я разработала план в виде «Умной карты», сгруппировав детей, чтобы каждый из них был ответственным за конкретный вопрос.

Например в творческом проекте “Подарок для мамы”, мы с детьми  совместно разработали наш план, представленный в виде интеллект-карты. Мы нашли и зарисовали картинки ко всем вопросам и повесили их в группе на видном месте. Теперь мы наглядно видели, что нам нужно делать, какие материалы нам нужны, кто нам может помочь.

Когда   дети строят свои планы, используя картинки и зарисовки, они хорошо все запоминают. Детям нравится договариваться друг с другом о значении символов, которые они часто используют в своих «умных картах».

Часть детей начала составлять план, используя интеллект-карту, самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.
Дети получают информацию из разных источников, благодаря чему они могут проверить свои гипотезы и найти ответы на интересующие их вопросы.
Например тема «Здоровье», что входит в это понятие и как сделать так, чтобы быть здоровым?

10. Интеллект – карта полезный инструмент для детей, когда они представляют свой проект. Дети могут видеть визуальные образы, которые помогают им показать этапы проекта, план своего выступления, отраженный в каждой ветви карты, и вызывает желание рассказать о чем-то, что ясно и наглядно. Кроме того, у детей появляется желание поделиться своими знаниями и впечатлениями с другими, что способствует их активному участию и вовлеченности в образовательный процесс. Благодаря этому, мои воспитанники регулярно становятся победителями в конкурсах на районном и всероссийском уровнях.

 Интеллект-карты стали неотъемлемой частью нашей наших занятий, и я уверена, что они будут продолжать помогать моим воспитанникам достигать успехов в жизни.

11. Базируясь на моих наблюдениях, я пришла к выводу, что использование интеллект-карт в образовательной деятельности способствует улучшению коммуникации между детьми и взрослыми.

Дети проявляют большую активность в поиске новых тем для исследования, а также в выборе последовательности действий для достижения поставленной цели.

12. Интеллект-карты – это хороший инструмент для вовлечения родителей и других членов семьи в процесс обучения ребенка.
С помощью таких материалов, как сборники интеллект-карт, выставки творческих работ и фотографии, можно наглядно показать родителям эффект этого приема. И, конечно, родители заинтересовались процессом их создания.
Мною были организованы мастер-классы для родителей, подготовлены конспекты и буклеты, материалы опубликованы на персональном сайте.
В результате, родители видят, что их дети становятся более самостоятельными и ответственными. Они просто вместе создают список задач или расписание, где все дела разбиты по приоритету. Дети видят, что нужно сделать первым делом, а что может быть отложено на потом. Это помогает им организоваться и самостоятельно планировать свои действия.

13. В целом, интеллект-карты стали важным инструментом для детей — который помогает им успешно справляться с заданиями и развивать свой творческий потенциал. Я горжусь тем, что они освоили этот метод и применяют его в своей жизни. Они понимают, что интеллект-карта помогает им организовать свои мысли и идеи, а также структурировать информацию. Они могут создавать карты для разных целей — от составления плана рассказа до решения математических задач.

Я делюсь своим опытом с коллегами на мастер-классах и семинарах.

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский



 

 



×
×