8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Современный урок русского языка в условиях реализации ФГОС

Автор: Кодаченко Надежда Алексеевна

Доклад на тему «Современный урок русского языка в условиях реализации ФГОС»

 

Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи.

 

В жизни современного общества происходят серьезные изменения, которые влияют и на школьное образование. В современной школе существуют проблемы, но самая острая из них — понижение учебной мотивации школьников, снижение интереса к изучаемым предметам.  Одна из задач современного преподавателя — работать на занятии так и организовать процесс обучения таким образом, чтобы повышать интерес школьников к учебе. При изучении русского языка в школе ФГОС выдвигает как одно из современных требований «понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования».

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях.

Основные задачи образования – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Современному обществу нужны образованные, нравственные,*  предприимчивые люди, которые могут:

·       анализировать свои действия;

·       самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

·       отличаться мобильностью;

·       быть способными к сотрудничеству;

·       обладать чувством ответственности.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.        Новый образовательный стандарт предполагает, что главным * содержанием образования становится развитие личности, которое в системе общего образования обеспечивает  прежде всего формирование универсальных учебных действий.

Что же подразумевает под собой термин УУД*

1.   Совокупность способов действий учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

2.   Одной из функций УУД является обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 

3.   Самоконтроль, целеполагание, рефлексия

Коммуникативные способности как один из видов УУД основываются на сознательной ориентации учащихся на позиции других людей (партнера по общению или деятельности, умении слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умении с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.)

Основная идея Стандарта состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, умение вести диалог. Наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике позволяет групповая форма работы.

При групповом обучении возникает учебный коллектив, влияющий на становление личности каждого.

ученики придерживаются определённых правил:
      — уметь слушать каждого участника группы;
      — высказывать свои мысли, даже если они кажутся неверными;
      — не приписывать себе успех.

Выделяются следующие этапы работы группы:*

1.    Подготовка к выполнению группового задания:
а/постановка задачи;
б/инструктаж о последовательности работы;
в/раздача дидактического материала по группам.

2.    Групповая работа:
а/знакомство с материалом, планирование работы в группе;
б/распределение заданий внутри группы;
в/индивидуальное выполнение задания;
г/обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
д/подведение итогов группового задания.

3.    Заключительная часть:
а/сообщение о результатах работы в каждой группе;
б/анализ познавательной задачи, рефлексия;
в/общий вывод о работе групп  и достижениях при выполнении поставленной задачи.

Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и способности каждого учащегося, открывает большие возможности для группы, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Каждый ученик может поверить в свои силы, почувствовать интерес к предмету.

Кроме групповой работы, самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения  включает следующие шесть  основных этапов, рассмотрим их  с приемами работы.

·     мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

Приём «Ассоциативный ряд». Пример. Сентиментализм. Ассоциации: чувство, литературное направление, эмоции, природа. Приём «Верные – неверные утверждения». Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Приём «Орфоэпическая разминка». Это система обучения правильной, выразительной и чёткой речи. Труднопроизносимые слова проговариваются хором. Приём «Этимологическая минутка» о …  происхождении слова копейка (родственное слову копье).

·     целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём этапа рефлексии учебной деятельности.

·     осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); Приём «Диктант на засыпку».

·     коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); приём «Мини — исследование» или «Мини – проект».

взаимопроверка, взаимоконтроль; Приём «Фонетический конструктор». Прием «Кроссворд» Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Словообразовательные шарады: составь слово: корень из слова сказка, суффикс из слова извозчик, приставка из слова расход = рас+сказ+ик

·     рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). Прием «Доскажи словечко…» «Я понял, что…» «Я научился…» «Я думаю, что…» и др.   Приём «Пятёрочка». Ребята обрисовывают контур своей ладони и вписывают свое мнение по поводу урока. Большой палец – для меня важно и интересно. Указательный палец – мне было трудно. Средний палец – для меня было недостаточно. Безымянный палец – мне не понравилось. Мизинец – мои предложения.

Составить СИНКВЕЙН.

язык

богатый, могучий, прекрасный

поддерживает, вдохновляет, окрыляет

Русский язык будет жить вечно.

народ

Элементы групповой работы можно использовать при изучении темы «Безударные гласные в корне слова». Раздаются  каждой группе карточки, на которых они должны отметить слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне ;  в 5 классе хорошо провести игру «Кто больше и быстрее»- подобрать синонимы к слову , а затем  назвать однокоренные слова к  данному слову; вспомнить фразеологизмы и заменить их одним словом(За тридевять земель — далеко; мчаться во весь дух – быстро), а  игра «Разговор по телефону», «В музее », предполагает составление  диалога.
          В конце урока можно  включать игровые моменты по группам: «Орфографическое лото»,  «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета, «Подбери  пару», «Из двух — третье» и т.д.   Например, при изучении темы «Словообразование» каждая группа получает карточки с морфемами , из них  нужно образовать слова. Побеждает та группа, которая сделает это быстрее.

Большой материал для групповых игр дают такие разделы, как «Лексика» и «Фразеология». Это и шарады, анаграммы, «Спрятанные слова», кроссворды, чайнворды.

Урок русского языка может быть организован в форме исследовательской работы.  Например, урок – исследование «Неологизмы в русском языке», «Исконно русские слова».

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения учащихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования   ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

×
×