8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Стимулирование творческой активности учащихся как условие развития способностей школьников»

Автор: Белых Марина Владимировна

Министерство образования Российской Федерации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №43

ИМЕНИ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ А.Е.ГОЛОВАНОВА

(МБОУ г. Иркутска СОШ №43) 

 

 

 

 

«Стимулирование творческой активности учащихся как условие развития способностей школьников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         АВТОР: Белых Марина Владимировна,

учитель истории и обществознания,

 1 категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Иркутск

2024г.

 

Интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач обучения. Учебный процесс  строится как процесс постоянно усложняющихся задач, требующих от учащихся интеллектуальных поисковых усилий. Поэтому  необходим ряд заданий, стимулирующих творческую активность учащихся. Стимулировать творческую активность учащихся можно в учебной деятельности,  во внеклассной работе, в связи с применением современных технологий. В учебной деятельности можно использовать:

1. Применение познавательных задач и заданий:

А) Образные задания (помогают учащимся воссоздать историческое прошлое в образах и умение оперировать ими).

Б) Интеллектуальные и логические задания (направлены на усвоение теоретических знаний и требуют активизации логического мышления).

В) Применение упражнений (задания на манипуляцию и оперирование историческими датами, терминами, понятиями, названиями).

2. Проблемные задания— особый вид логических заданий, построенных на несоответствии личного уровня знаний и умений ученика к требующемуся для решения поставленной задачи. В процессе ее решения ученики овладевают опытом творческой деятельности, т.е. способностью при решении каждой новой задачи находить свой оригинальный способ ее решения, опираться как на имеющиеся знания и умения, так и на догадку и интуицию.

3. Словесные поощрения;

4. Игровая деятельность;

5. Творческая исследовательская деятельность : доклады, рефераты иные творческие работы.

Творческая активность  учащихся как условие развития способностей ярко проявляется при профильном обучении, т.к.

 Профильное обучение – это средство индивидуализации и дифференциации обучения.

Ø Направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

Ø Более полно учитываются интересы, склонности и способности ученика.

Ø Создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами.

Ø Реализуются намерения учеников в отношении продолжения образования.

Во внеклассной работе наиболее ярко проявляются способности учащихся, их творческая активность: через олимпиады, конкурсы, викторины, НПК.

 

 

 

 

 

Для учащихся:

Ø разнообразит школьную жизнь;

Ø повышение мотивации;

Ø положительное воспитательное воздействие;

Ø развивает исследовательские и аналитические способности;

Ø помогает на практике применять полученные знания и умения;

Ø формирует активную гражданскую позицию;

Ø влияет на становление личности.

 

Для учителя:

Ø более широко применять новые пед. технологии

Ø помогает овладеть методами научно-исследовательской и экспериментальной работы;

Ø способствует педагогическому творчеству;

Ø позволяет использовать опыт внеклассной деятельности на уроках;

Ø побуждает углублять собственные знания по предмету.

 

 При использовании современных технологий стимулировать творческую активность и способности учащихся можно через:

Ø технологию моделирования или игровую деятельность;

Дидактические игры  на уроках  истории

            Игра «Чистая доска»

Можно использовать как для объяснения нового материала, так и для повторительно-обобщающего урока.

             Перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке записывает вопросы (для удобства игры их нужно пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и т.д. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску», она совсем не чистая, наоборот, вся заполнена разными вопросами. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать готовы ли вы ответить на какой- нибудь вопрос. Если вы даете на него правильный ответ, то вопрос стирается. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой.

           Вариант 2: небольшое соревнование: какой ряд поможет ответить на большее количество вопросов. В этом случае необходимо отмечать какой из рядов ответил на тот или иной вопрос.

           Вариант 3: Все ученики письменно отвечают в тетради на вопросы по ходу объяснения учителя. Вопросы, оставшиеся без ответов, автоматически становятся домашним заданием.

           Игра «Из уст в уста»

Эта игра строится на неоднократном прочтении вслух учителем учебного текста.

             Игру можно проводить с целым классом.  Вызываются четыре человека. Трое из них должны не надолго выйти из кабинета. Оставшийся вместе со всеми учащимися должен внимательно выслушать рассказ, который потом должен пересказать второму учащемуся. Второй участник передает информацию третьему и так по цепочке. Последний участник пересказывает свою версию. После этого учитель медленно читает первоначальный вариант рассказа, а затем помогает школьникам разобрать то, что оказалось сложным для пересказа, задает вопросы по содержанию темы.

             Класс в этом случае не пассивные слушатели: они мысленно фиксируют искажение информации и пытаются сами вспомнить, как же было в первоначальном варианте.

          Игра  «Шапка вопросов»

Каждый ученик пишет на полоске бумаги вопросы по теме.

             Вариант «Три шапки».

  1. Знание текста;
  2. Как относится  отвечающий к изложенному в тексте (например, впечатление и т.д.)
  3. Вопросы, на которые сам затрудняется ответить.

Методика: Ученики по желанию тянут по одному вопросу. И после небольшой подготовки отвечают на вопросы.

        Вариант 2:  Вопросы задаются исторической личности.

   Игра «Царь горы»

Словарно-терминологическая работа.

         Методика: Ученики должны  выстроится в линию. Если ученику удается ответить на вопрос, он становится в конец линии, если — нет, он садится на место. Победитель – «Царь горы».

 

       Игра «Кто я?»

К доске приглашается ученик. Ему на спину вешается табличка с именем исторического деятеля. Каждый ученик в классе знает чье имя написано на табличке. Дети стараются точнее рассказать ведущему о том, каков он, не называя имени. Задача ведущего узнать кто он.

     Игра «Историческое бинго»

Игра используется для словарно-исторической работы.

           Ученики получают задание на дом заполнить карточку словарными словами.

Например:

Ареопаг

архонт

демос

реформа

Аристократ

илот

полис

хитон

 

С детьми оговариваются термины, которые будут использоваться в игре. На  заранее приготовленных карточках написаны определения, но не указаны сами термины. Ребенок вытягивает любую карточку, читает определение, узнает и называет термин. Те, у кого есть такой термин, вычеркивает его из карточки. Ученик, давший правильный ответ, получает жетон. Игра заканчивается после того, как у одного из ребят оказывается, вычеркнуты все слова. Подсчитывается количество жетонов, выявляется победитель.

         Игра «Историческая азбука»

Словарно-терминологическая работа. Развивает гибкость мышления, обобщает знания учащихся. Задается буква, допустим «А». Ребята за установленное время составляют список слов, результаты сравниваются.

      Игра «Модуль»

Записываем критерии:

  1. Учимся формулировать проблему;
  2. Определяем направление;
  3. Находим противоречия;
  4. Ассоциации, ключевые слова, персоналии, статистика;
  5. Выводы, рекомендации, предложения;
  6. Презентация (рисунок, письменная рекомендация, выход на администрацию школы).

Например: Берем тему- «Введение в современные соц. проблемы», разбиваем на модули и предлагаем детям (класс разбит на группы).

Модули: 1. Роль индивида в современном обществе, «Я» в обществе.

                2. Семья в современном обществе.

                3. Проблемы молодежи.

                4. Модернизация, реформирование общества.

 

Ø технологию дискуссионной деятельности: семинар, проблемно-проектная дискуссия, структурированная дискуссия;

Ø технологию творческой исследовательской деятельности: практикум, проблемно-лабораторный урок, исследовательский урок с докладами, рефератами и иными творческими работами;

Ø технологию на основе личностной ориентации педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.  И.Я. Лернер. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.,   1982

2.  Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. Историческое образование в современной России. М., 1997

3.  М.В.Короткова, М.Т.Студеникин. Методика обучения истории в схемах, таблицах и описаниях. М., 1999

4.  Хрестоматия по новейшей истории, 1917-1945: пособие для учителя/’ Сост.М.Е.Сучков; Под ред. Н.Н.Яковлева. М., 1987

5.  Г.М.Плоткин. Гражданская война в России урок решения познавательных задач)// Преподавание истории в школе, 1999 №1

6.  Г.И. Старобинская. Познавательные задания и контрольные вопросы по курсу истории Древнего мира .// Преподавание истории в школе- 1999 №7

7.  И.А. Клепикова. Познавательные задания по истории Рязанского края, 1999 №8

 

×
×