Автор: Лихоеденко Любовь Викторовна
Практика подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является единственной формой итоговой аттестации выпускников средней школы. И как бы к нему не относились ЕГЭ приходиться сдавать всем выпускникам. Получение аттестата о среднем образовании невозможно без успешной сдачи ЕГЭ по математике. Математика является не только важным учебным предметом, без которого немыслимо всестороннее развитие личности, но и весьма сложным. Математическими способностями обладают далеко не все школьники, а от успешной сдачи экзамена зависит дальнейшая судьба и технарей, и гуманитариев. Эта проблема в равной мере волнует и учителей, и учеников, а также родителей будущих выпускников. Я готовлю учащихся к ЕГЭ по математике с самого начала введения ЕГЭ по математике практически каждый год. Мои дети не сдавали ЕГЭ только в 2010 и в 2014 году. Также с самого начала введения ОГЭ (ГИА) по математике каждый год готовила своих учеников и к этому экзамену. Перерыв был в прошлом году, в этом году также у меня нет 9 класса. Наработан определённый опыт в этой области. Хотелось бы поделиться этим опытом со своими коллегами.
В основу программы подготовки к ЕГЭ должны быть положены следующие концептуальные положения: личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества. Необходимо индивидуализировать обучение «трудных» и «одаренных». Обязательна органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ можно выделить следующие составляющие:
· информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
· предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
· психологическая готовность (состояние готовности — «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике являются следующие:
- организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ;
- содержательная подготовка;
- мониторинг качества.
Информационная работа
В кабинете математики ежегодно оформляется информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ, а также материалы ЕГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по математике (рекомендации для выпускников), расписание экзаменов, график консультативных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов.
Неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ, на мой взгляд, является обучение учащихся заполнению бланков. Эту работу мы ведем с 10 класса. Тем не менее, некоторые учащиеся даже к концу 11 класса допускают ошибки при заполнении бланков ЕГЭ во время тренировочных работ: кто от волнения, а кто и по невнимательности. Работа в этом направлении ведётся систематически и индивидуально с отдельными учащимися на консультациях.
Содержательная подготовка
Зачастую учителя, репетиторы и родители, помогающие своим детям подготовиться к ЕГЭ, пытаются прорешать как можно больше вариантов предыдущих лет. На мой взгляд, такой путь неперспективен. Во-первых, варианты не повторяются. Во-вторых, у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. В-третьих, у детей появляется чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много и все они такие разные. И каждый раз нужно применять соответствующий подход. Естественно, запомнить решения всех заданий невозможно, поэтому намного разумнее учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению.
Сформулируем принципы построения методической подготовки к ЕГЭ.
· Первый принцип — тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
· Второй принцип — логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
· Третий принцип — тренировочный. Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Необходимо довести решение задач до автоматизма. На уроках и консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
· Четвёртый принцип — индивидуальный. На моих уроках ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
· Пятый принцип — временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя — за какое время сколько заданий они успевают решить.
· Шестой принцип — контролирующий. Максимизация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен. Общеизвестно,что даже небольшие пробелы в знаниях ведут к существенным потерям в баллах. Но очень часто выпускники, хорошо успевающие по математике, но совершенно не подготовленные к ЕГЭ и ГИА психологически, также не получают высоких баллов. Приступая к работе по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, учителю, прежде всего, надо сломить сопротивление и неуверенность учащихся. Именно поэтому перед нами встает задача – определить возможные направления психолого-педагогической работы с учащимися по снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования. А для этого, прежде всего, каждый должен определить степень обученности каждого ученика и класса в целом на данный момент. Здесь же мы не должны забывать и об обучаемости каждого ученика. Я получаю необходимую информацию с помощью системы тестов, фронтальной работы, устных опросов и т.д. Предварительную проверку сочетаю с так называемым компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях и умениях.
Хочу отметить следующее: есть две крайние точки зрения на обучение:
первая – провести ученика за руку через все возникающие на его пути препятствия;
вторая – поступить с позиции того преподавателя плавания, который руководствуется принципом – барахтайся, пока не научишься. На разных этапах подготовки к ЕГЭ и ГИА возможны элементы и того, и другого, но все же истина, наверное, между ними.
Я убеждена, что преподавание математики в целом, и подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, в частности, выполнят свое предназначение только в том случае, когда дадут ученику необходимый объем информации и технических навыков, но и помогут ему овладеть культурой математических рассуждений, т.е. научат его самостоятельно пользоваться математическими методами и методами самоорганизации и самоконтроля. А учитель получит удовлетворение только в том случае, если он передаст ученику не просто знания, но и разовьет гибкость его мышления и обеспечит психологическую готовность к различным испытаниям, в том числе и к ЕГЭ, и к ОГЭ.
И здесь ни одному педагогу не обойтись без овладения одной из наиболее значимых здоровье сберегающих технологий – индивидуального подхода к обучению школьников. Формы и способы осуществления дифференциации при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определения соответствующего индивидуальным особенностям учащегося уровня сложности заданий в приделах стандартных или повышенных требований. Но дифференцированный подход к обучающимся при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ невозможно осуществлять без знания психологических особенностей школьников.
Психологическая подготовка
· следует работать над повышением уровня мотивации в первую очередь;
· необходимо работать над такими качествами как усидчивость, сосредоточенность, внимательность, способность к самопроверке;
· следует приучать учащихся работать самостоятельно;
· необходимо не допускать нервозности, не нагнетать психоз, но требовать обязательности, исполнительности, самостоятельности;
· каждый ученик должен иметь адекватное представление об уровне собственной подготовки по предмету независимо от своих способностей; знать свои пробелы в знаниях и стремиться их устранить;
· быть готовым к длительному самостоятельному занятию предметом, уметь объяснить каждый шаг своего решения, выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению, вносить дополнения в свой индивидуальный справочник;
· обязательно нужно учить стратегии выполнения работы, правильно распределять своё время при выполнении работы, уметь концентрироваться на выполнении работы, что достигается настойчивыми тренировками.
Экзамены представляют собой нелёгкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на них, уверенные в успехе. У других экзамен и оценки за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе, тревоги. Каждый ребенок по своей природе индивидуален и обладает целым рядом особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.
В связи с этим хочу остановиться на классификации групп детей с точки зрения их психологических особенностей и рассказать о некоторых педагогических подходах к математической и психологической подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Психологическая готовность учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике, по моему мнению, может быть представлена рядом необходимых для успешной деятельности состояний и качеств выпускника, которые и необходимо развивать помимо его предметной подготовки. В их ряду:
- чувство уверенности в своих силах и в завтрашнем дне, преодоление комплексов «отличника», «неудачника», «жертвы»
- снижение тревожности и эмоциональная стабильность;
- способность к самоанализу и рефлексии;
- сформированность навыков саморегуляции в стрессовой ситуации;
- осознание и принятие учащимся своих возможностей;
- осознание им своей реальной цели в виде ясного и адекватного индивидуальным возможностям образа желательного результата ЕГЭ;
- направленная на успешную подготовку к ЕГЭ мобилизация всех внутренних ресурсов и познавательных способностей;
- стратегии подготовки и поведения на экзамене, соответствующей его индивидуальности;
- достаточная информированность о процедуре и особенностях ЕГЭ;
- достаточный опыт решения разнообразных практических задач, необходимо связанных с особенностями самой процедуры сдачи ЕГЭ;
- сформированные общеучебные умения и навыки работы с информацией;
- особенности памяти, внимания, мышления, способствующие успешной подготовке и сдаче ЕГЭ;
- система отношений (к ситуации экзамена, к себе как субъекту учебной деятельности и профессионального выбора, к деятельности учения),
- способствующих эффективному преодолению возникающих трудностей;
- навыки внутренней мобилизации, самоорганизации;
- внутренняя положительная мотивация на регулярную самоподготовку и самоорганизацию.
В связи с этим подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по математике требует индивидуального, личностно — ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в учебном плане 10-11 классов имеется 1 час элективных занятий в рамках подготовки к ЕГЭ по математике. Кроме того, систематически провожу дополнительные консультации. Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения разделяю класс на 3 группы.
1 группа — группа «риска» — учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования.
2 группа — учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать балл, достаточный для поступления в учебное заведение, не предъявляющего высокие требования к уровню математической подготовки.
3 группа — учащиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, необходимый для поступления в ВУЗ.
Для каждой группы можно сформулировать несколько принципов организации подготовки к ЕГЭ.
Учащиеся первой группы должны уверенно выполнить 6-7 заданий 1 части. После проведения диагностических работ, выявляю у каждого сильные и слабые стороны математической подготовки и закрепляю то, что уже получается. В работе с учащимися первой группы отрабатываю в первую очередь практико — ориентированные задачи на проценты, чтение графиков, геометрические понятия, т.к. именно эти задачи являются для них наиболее понятными.
Выпускникам второй группы, необходимо уверенно выполнять 11 заданий первой части, а также стараться выполнить задание №13. Учащиеся этой группы чаще ошибаются в вычислениях при решении заданий практико — ориентированного характера, чем в применении алгебраических алгоритмов. Поэтому в работе с учащимися этой группы в основном ставлю задачу сформировать навыки самопроверки при выполнении заданий 1 части, повторить темы, необходимые для решения определенных заданий части 2.
С выпускниками третьей группы отрабатываю умение уверенно выполнять задания №1-13 и ориентирую на выполнение заданий №14-19.
В каждодневной работе использую указанную уровневую дифференциацию. При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. Для реализации принципа дифференциации мною собран банк упражнений по определенным заданиям первой и второй частей контрольно-измерительных материалов с образцами решений, рекомендациями по их выполнению. Сильные учащиеся также являются и консультантами. Они проверяют решение тестов слабыми, помогают им при затруднениях, при этом сами повторяют и отрабатывают навыки решения 1 и 2 части.
Ежемесячно провожу проверку вычислительных навыков, начиная с простейших математических действий: сложения, вычитания, умножения и деления.
Уделяю внимание технике выполнения экзаменационной работы:
· обучение постоянному жесткому контролю времени;
· обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, конечно, разумному выбору этих заданий;
· обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приёму проверки, проводимой сразу после решения задания.
Считаю важным доверительные отношения между учителем и каждым учеником, потому что почти в каждой семье есть свои психологические проблемы, которые отвлекают внимание ребёнка и не дают ему сосредоточиться на достижение главной цели на данный период времени – успешной сдаче ЕГЭ
Для того, чтобы наилучшим образом подготовиться к ЕГЭ по математике, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но также хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы, процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.
За время подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ я пришла к выводу, что необходимо начинать готовить детей к экзамену как можно раньше.
Проанализировав содержание вариантов по ЕГЭ, можно сделать вывод, что часть 1 содержит порядка 70% материала, который прямо или косвенно формируется в основной школе, а также параметрический и геометрический материал в части С. В связи с этим уже в основной школе необходимо начинать подготовку по таким разделам:
а) действительные числа и действия с ними;
б) степенные выражения и их преобразования;
в) свойства арифметического корня;
г) функции и их свойства;
д) уравнения, неравенства и их системы;
е) решение текстовых задач на проценты;
ж) арифметическая и геометрическая прогрессии;
з) решение комплексных задач по геометрии.
Необходимо с 5-го класса внедрять в учебный процесс разноуровневые тематические тесты.
А теперь расскажу, как я решаю поставленные задачи. С чего я начинаю эту работу.
Во-первых, с первых же дней учёбы убеждаю детей в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.
Во-вторых, в течение всего учебного года знакомлю детей с материалами ОГЭ и ЕГЭ. Устный счёт на каждом уроке строю только на основе упражнений ЕГЭ и ОГЭ. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаю тест ЕГЭ: в 7- 9 классах – за основную школу, в 10-11 классах – за полную среднюю школу. Прошу ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня и решить их. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываю секрет, как можно было решить задачу рациональнее, чтобы сэкономить время.
В-третьих, когда уже удалось заинтересовать детей, знакомлю их с особенностями новой формы итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:
· обучаю строгому самоконтролю времени;
· учу определять трудность заданий;
· знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;
· знакомлю с приёмом «спирального движения по тесту».
· самопроверке;
· разумного выбора ответа;
· сравнения, угадывания;
· различным «хитростям» быстрых вычислений
Говорю ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более двух, трёх минут. И из урока в урок отрабатываем тесты на скорость: например, за 12 минут школьникам необходимо решить 4 – 6 заданий теста. При этом даю настоящие тесты ГИА или ЕГЭ с отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент обучения. Обязательно отмечаю количество человек уложившихся во времени, и сразу анализирую ситуацию и опять даю совет, какое задание можно было решить рациональнее. Постепенно приучаю ребят к методу «пристального взгляда» — внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Поверьте, если разбирать тест, над которым ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все рекомендации учителя воспринимаются более осознанно.
Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.
Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту. По результатам достижений сама определяю двух, трёх учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними строго индивидуально.
Практика показывает, что при выполнении заданий базового и повышенного уровня выпускники допускают много вычислительных ошибок. Для их устранения уже в 5, 6 классах отрабатываю навыки действий с десятичными и обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами, обязательно требую учить наизусть правила, отрабатываю их и повторяю при каждом возможном случае и при устном счёте, которому уделяю особое внимание.
В качестве одного из типичных недостатков современной математической подготовки учащихся в нашей стране чаще всего называют почти полное неумение работать с задачами хотя бы минимальной практической направленности. Подавляющее большинство упражнений в учебниках направлены на проверку умений «вычислять, упрощать, решать» и т.п. Но доля текстовых, практико-ориентированных задач на ЕГЭ возрастает. Поэтому уже с 5 класса стараюсь составлять задачи практической направленности. Уделяю большое внимания навыкам их решения.
Работая с КИМами с 7 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории (набору шпаргалок в конверте для запоминания). У них постепенно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к новой форме аттестации.
Коротко расскажу ещё о некоторых факторах успешности на ЕГЭ. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Однако, упражнения для повторения в учебниках очень объёмны и трудоёмки, требуют письменного выполнения. Поэтому на каждом уроке, организую повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ. Я стала экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Всегда стараюсь выдать теорию по теме за 1-2 урока и лекцию построить так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Остальные уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом. И еще учителя математики знают, что учебники почти не готовят детей к ЕГЭ, в них по-прежнему традиционные формулировки заданий. Какой я нашла выход: сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, как эта тема вышла на ЕГЭ. Стараюсь при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий из первой и второй части, используя сборники с материалами ЕГЭ разных лет. Разработала и систематизировала тестовый материал, создала подборку текстовых задач по подготовке к промежуточным аттестациям, ОГЭ и ЕГЭ. Приобрела для кабинета большое количество методической и математической литературы по ключевым вопросам ЕГЭ.
Основная работа по непосредственной подготовке к экзамену начинается в ходе обобщающего повторения. Возможностей для организации эффективного обобщающего повторения и продуктивной подготовки к экзаменам в настоящее время довольно много. Главное — не подменять итоговое повторение бессистемным решением (и уж тем более — бездумным заучиванием решений) того или иного числа задач. При грамотной организации итогового обобщающего повторения удастся диагностировать проблемные зоны в знаниях учащихся, закрыть их, овладеть общими навыками решения задач различных типов, эффективно и продуктивно подготовить учеников к экзамену и, в конечном счете, обеспечить их необходимым багажом для продолжения образования.
Каждая тема даётся в сжатом виде с основными акцентами, составляется краткий справочник по этой теме, разбираются типовые задания уровня. На каждую тему отводится не более двух занятий. Основная отработка заданий частей 1и2 ведётся на комплексных тестах, когда заканчивается обобщающее тематическое повторение.
Ещё одна составляющая – выполнение вариантов ЕГЭ, сгенерированных с помощью специальных программ (генератор вариантов на сайте «Решу ЕГЭ», «alekslarin.net»), демоверсий текущего года, варианта пробного экзамена, работа по сборникам «Варианты ЕГЭ» текущего года. Здесь главное – контроль и учёт. На каждого ученика в начале учебного года я завожу диагностическую карту, в которой фиксирую выполнение отдельных заданий ЕГЭ, динамику ученика. Каждый ученик имеет собственный лист учёта выполненных заданий. В течение консультативного занятия ученики самостоятельно выполняют работы с обязательной фиксацией результатов. Те задания, которые «западают» у большого числа учеников, подробно разбираются со всем классом и даются аналогичные на контроль. Кроме того, со всем классом разбираем те задания части 1и2, которые в принципе может решить большинство. Далее идёт индивидуальная дифференцированная работа. Задания части 2(нестандартные) и 3 разбираются только с теми учениками, которые почти не делают ошибок в базовой части. Остальные «набивают» руку на части 1, чтобы гарантированно в классе и дома получить балл, необходимый для преодоления минимального порога. Систематически даю учащимся контрольные тесты на оценку с соблюдением временных рамок. Кроме того, показываю рациональные подходы к решению некоторых заданий: выбор ответа через проверку или методом исключения.
Следущая составляющая – использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ, которые дают возможность проходить в школе и дома он-лайн тесты, обсуждать решения ряда задач на различных форумах, в различных группах в социальных сетях.
Каждый месяц, а в 4 четверти каждую неделю проводятся диагностические работы, позволяющие проверить уровень усвоения материала, для каждой контрольной работы заведены папки, в которых находятся КИМы, их решения, мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика.
Мониторинг – одна из составляющих при работе со слабоуспевающими. Я в начале учебного года завожу диагностические карты на всех учеников 9 или 11 классов. Вношу в них результаты всех проверочных, тренировочных, диагностических, работ. Это позволяет прослеживать динамику выполнения отдельных заданий и всей работы в целом. У каждого ученика имеется тетрадь для дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ и индивидуальная папка, в которую вкладываются: график дополнительных занятий, индивидуальных консультаций, индивидуальный план работы по подготовке к ЕГЭ, планы ликвидации пробелов знаниях (составляются после написания КДР, репетиционных работ), диагностические карты, карточки-самоконтроля (учащиеся заполняют самостоятельно после того, как учитель проверит выполненные ими самостоятельные, проверочные работы). Заполняя такую карточку, ученик видит результаты своей работы, есть ли динамика, какие темы являются проблемными.
Также одним из важных приемов при подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике является устный счет.
Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка.
В связи с подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке отвожу 5-10 минут для проведения устных упражнений. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.
Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение КВУР, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей умножения”) для решения более сложных задач.
На уроках математики при подготовке к ЕГЭ и ГИА очень важно применение ИКТ. Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков;
- создание уроков с помощью программы “Notebook”, “PowerPoint”
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Применение информационных технологий помогают:
· создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;
· развить познавательный интерес к предмету;
· первично закрепить знания учащихся;
· проверить прочность усвоения знаний.
Очень часто у учителя нет времени на составление презентации. Тогда нам на помощь в этом случае приходят интернет-ресурсы:
А) Серверы образовательных центров, где учителя обмениваются своим опытом:
Б) энциклопедические ресурсы:
http: // www.rubricon.ru — группа энциклопедических ресурсов «Рубрикон»;
http: // www.mega.km.ru – виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
http: // www.college.ru — «Открытый колледж» компании «Физикон».
На уроках закрепления знаний хорошо применять программы – тренажеры для отработки теоретических знаний и развития практических умений и навыков. Здесь на помощь учителю может прийти тренажер по математике издательства «Кирилл и Мефодий» для 11 классов, «Математика – семейный наставник» фирмы «1С» для 5-6 классов, а для 5-9 классов «Витаминный курс по математике». А также тренажеры можно найти у своих коллег на сайте «Первое сентября». Они более адаптированы к нашим учебникам.
В заключении хочу сказать, что такая система подготовки детей к итоговой аттестации помогла мне получать результаты ЕГЭ по математике значительно выше средних по району и краю и выше средних по России.
P. S. После сдачи ЕГЭ выпускники все до единого бегут ко мне и очень долго, перебивая друг друга, с огромным волнением рассказывают, что было на экзамене. И как приятно слышать от детей, что все задания экзамена им были знакомы. А потом долгое ожидание результатов, переживание и, наконец, радость со слезами на глазах – ЕГЭ успешно сдали все. Это самая большая награда учителю.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барышев А.Ю. Программа психологической подготовки к сдаче ЕГЭ
// Справочник заместителя директора школы. – 2009. — № 4.
2. Гринберг Дж. Управление стрессом. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
3. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Речь,
2007.
4. Журавлев А.Л., Крюкова Т.Л., Сергиенко Е.А. Совладающее
поведение: Современное состояние и перспективы. — М.: Изд-во «Институт
психологии РАН», 2008.
5. Кадашникова Н.Ю., Илларионова Т.Ф. Как подготовить ребенка к
экзамену. Тренинги, тесты, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2010.
– 137 с.
6. Как подготовить ребенка к экзамену: тренинги, тесты, игры,
упражнения / сост. Н.Ю. Кадашникова, Т.Ф. Илларионова. – Волгоград:
Учитель, 2010. – 137 с.
7. Кожемякина М.П., Спасенников В.В. Анализ психологической
составляющей подготовки учеников к единому государственному экзамену
Приложение 1.
Памятка выпускнику.
В день экзамена
Успокойся!
В этом поможет простое дыхательное упражнение: закрой глаза и дыши медленно, глубоко. Выдох должен быть в 2-3 раза продолжительнее, чем вдох. При этом не забывай про себя думать: «Я спокоен и уверен в себе!», «Я всё помню!».
Поставь цель!
Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они твои личные.
Сосредоточься!
Забудь об окружающих. Для тебя существуют только задания экзаменационной работы и время, отведенное на выполнение теста.
Распредели своё время!
Запланируй «два круга» для решения заданий и время для проверки. Две трети всего времени отведи легким заданиям. Далее сосредоточься на более сложных заданиях.
Торопись не спеша!
Задания необходимо читать внимательно и до конца. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как оформить ответ в бланке, перечитай вопрос и убедись – правильно ли ты понял задание, что поможет избежать обидных ошибок.
Начни с легкого!
Пробегись глазами по всем заданиям экзаменационной работы. Выбери наиболее легкие и начинай отвечать на них. Таким образом, ты освободишься от нервозности и быстрее вникнешь в более трудные вопросы.
Пропускай!
Специалисты рекомендуют пропускать трудные или непонятные задания. К ним можно вернуться позже.
Думай только о текущем задании!
Создатели контрольных измерительных материалов стараются охватить весь объем школьной программы. Поэтому вопросы в тестах не связаны друг с другом. Принцип решения одной задачи не поможет в ответе на другой.
Исключай! Форма проведения ЕГЭ (тестирование) даёт определённые преимущества. Среди заданий Части А и В есть вопросы с четырьмя вариантами ответов. Среди них один правильный. Следует помнить, что некоторые задания быстрее решить методом исключения.
Угадывай!
Бывают вопросы, в ответах на которые абитуриент не до конца уверен. Отвечай интуитивно! При этом выбирай ответ, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Не бойся ошибок!
Известно, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Задания решают разные выпускники, в том числе, учащиеся профильных классов. На практике трудно набрать максимальное количество баллов. Главное, набрать баллы выше минимального порога.
Приложение 2.
Семь заповедей педагога
1) Не пытаться тянуть ученика до уровня, выходящего за пределы его способностей.
Каждый человек имеет определенный резерв возможностей в силу особенностей своего мышления и памяти.
2) Не проводить занятие без подготовки.
Перед занятием я просматриваю учебники, дидактические материалы, изучаю динамику ошибок в тетрадях и составляю индивидуальный комплект упражнений именно для данной учебной ситуации.
3) Не нужно мешать ученику думать.
Если школьник сконцентрирован — это всегда видно. При неумелом владении искусством невмешательства в мыслительный процесс педагог по математике будет только отвлекать ребенка от размышлений над понятиями, формулами и преобразованиями. Помощь должна поступать именно в тот момент, когда ученик в ней нуждается, а не тогда, когда, когда он готов решить задачу самостоятельно.
4) Не «навредить» ученику.
Математика допускает разные пути решения задач, разную их подачу, разные обоснования этих решений и разные оформления. Дезориентировать и запутать ученика проще пареной репы.
5) Не пропускать ни один вопрос ученика
Если ребенок что-то задумал спросить — нужно обязательно дать ему эту возможность (не перебивать его) и помочь сформулировать мысль. Вопрос ученика — сигнал для учителя математики. И тревожный, и позитивный одновременно. Тревожный симптом в том, что ребенок чего-то не понимает.
6) Не повышать голос на ученика и не ругать его.
Криком никто никогда ничего не добивался. К месту будет отметить, что человеческое ухо больше чувствительно к частоте звука, чем к его амплитуде и уровню. Интонация преподавателя, с которой он ведет занятия, вибрации и динамика тона позволяют не только заострять внимание и концентрироваться ученику, но выделять из общего потока слов самые важные.
7) Не выполнять за ученика ту работу, которую он должен сделать самостоятельно.
Иначе ребенок не получит должную умственную нагрузку и не разовьет навыки.