Автор: Соболева Елена Анатольевна
Развитие орфографической зоркости обучающихся начальных классов на уроках русского языка. Орфограммы корня
Соболева Е. А., учитель начальных классов высшей категории, МБОУ СОШ №32 с углубленным изучением английского языка
г. Озерска, Челябинской области
Эпиграф: «Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому, и я научусь». (Конфуций)
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой ).
Мы с вами живем в то время, когда в школе происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны образовательного процесса. Хочу, чтобы мы с вами вспомнили главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться, умения самостоятельно добывать и применять знания.
Особенностям новых стандартов отвечают следующие образовательные технологии:
-технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе
-системно-деятельностного подхода
-технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
-технологии, основанные на реализации проектной деятельности
-технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
— информационно-коммуникативные технологии.
Моделирование уроков в различных технологиях – дело для учителя не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся.
В своей работе использую несколько технологий или их элементы: это — здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, игровую технологию, технологию проблемного и дифференцированного обучения, технологию “Портфолио”. Данные технологии позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.
Поделюсь тем, как я использую на уроках русского языка
технологию проблемного обучения.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. На уроках стараюсь ничего не давать в готовом виде. Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению,
Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников. Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Словосочетание «творческое усвоение знаний» означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного (учебного) творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний.
Всё чаще замечаю то, что при столкновении с проблемой не у всех учащихся возникает познавательная потребность. Поэтому я, как учитель, учитываю интеллектуальные возможности и достигнутый ими уровень знаний. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.
Формирование орфографического навыка в начальных классах является одним из ведущих в курсе русского языка. Но эта задача не из легких. На уроках огромное внимание, уделяю формированию орфографической зоркости (умению видеть и слышать орфограмму в слове) – обнаружению ошибкоопасного места. С первых уроков и по сей день мы с детьми разграничиваем понятия звук и буква (слышу одно, часто пишу другое), систематически тренирую учеников в нахождении орфограмм.
Приведу несколько примеров использования в своей практике технологии проблемного обучения на уроках русского языка на этапе орфографических минуток.
Тема: «Безударные гласные корня».
Задание Найди лишнее (слово), в данном случае, лишнюю букву:
А О Ё Я И Е
Лишняя буква ё, т. к. она всегда ударная, стоит в сильной позиции, под ударением, написание не вызывает сомнения.
У Ы О Ё
Лишняя – О, стоит в слабой позиции может произносится как А, написание вызывает сомнение и требует проверки.
Тема: «Правописание однокоренных слов. Гласные корня».
Прочитайте слова, разделите их на две группы:
Пов-р, наб-г, отв-р, в-ренье, б-гун, заб-г, нав-ристый, уб-гать.
Здесь, как и в других случаях дети должны осмыслить задание, и использовать алгоритм:
— прочитаю все слова
— разделю слова на две группы по смыслу
— проверю себя, в каждом слове выделю корень.
Затем дети получают следующее задание. Запишите, слова группами, вставляя пропущенные буквы. Найдите и подчеркните в каждой группе слово (слова), которые будут проверочным.
Проверка. — Докажите почему?
— Покажите графически (обозначают ударение, подчеркивают безударную гласную).
— Какое правило использовали для проверки слов.
— Сколько знаем способов проверки безударного гласного? Два.
— Каким способом воспользовались?
1. Чтобы проверить б/г в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот гласный будет стоять в сильной позиции, т е под ударением.
2. Слово можно проверить, изменив его форму- поставив его в форму мн.ч или ед.ч.
Следующее задание: Какой-либо сказочный герой записал слова или предложение. (элемент игры) Прочитайте, что заметили в данных словах? Найдите ошибки. Докажите.
Мароз, зимля, маладой, бирёза.
— На какие 2 группы вы бы разделили данные слова? 3 варианта
(количество слогов, проверяемые и непроверяемые б/г, слова с б/г –о и слова с б/г е). Могут предложить другие варианты.
— Какое слово лишнее? (молодой – 2 б/г).
— Все ли б/г в слабой позиции в корне слова можно проверять?
Вывод: Есть слова с безударными гласными, которые проверяются ударением, а есть гласные, которые не проверяются ударением (их надо запомнить), есть слова с 2 безударными гласными (молодой, золотой, зеленеет).
Безударная гласная в корне слова – самая опасная орфограмма. НУЖНО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИТЬ ОШИБКУ.
Аналогичное задание: Постарайтесь найти в каждом слове корень, из которого оно «выросло». Выдели корень, подчеркните гласную в корне. Найди проверочное слово в каждой группе.
Кричать, крикливый, крик
окно, окошечко, окна
покачать, раскачал, качка
тайник, тайна
ВЫВОД: Гласные в однокоренных словах пишутся одинаково, не зависимо от того как произносятся.
Тема: «Непроизносимая согласная»
На доске записано слово праздник. – Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически.
(Праздник, [п,р, а,з, н,и,к].)
– Что вас удивило? (Буква д в слове пишется, а при чтении звук [д] не произносится.)
– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?
Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию, подсказать: – Звук не произносится, поэтому называется…
Часто использую загадки с отгадками на какое-либо правило, задания с раскрашиванием (Мишка сорвет только те ягодки, на которых слова с б/гл. раскрась эти ягоды). Люблю использовать стихи про правила.
Считаю, что главным в обучении правописанию является орфографическое правило и его применение Умение обнаруживать орфограммы – залог грамотного письма. Русский язык – значит правила, никакой другой ассоциации термин «Русский язык» не вызывает. А правило – это ключ к безошибочному письму.