Автор: ДАНИЛКИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
«Реализация дифференцированного и индивидуального обучения при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации»
Государственная итоговая аттестация по математике в 9 классе — это результат работы ученика и учителя на протяжении нескольких лет обучения в школе, и подготовка к ней является важной составляющей учебного процесса
Объективно математика является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и вызывает трудности у многих учащихся.
Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне.
Подготовка к ГИА является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ГИА является своеобразной проверкой не только знаний, но и социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности.
Поэтому введение ГИА по математике вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.
Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний.
Подготовка ко второй части работы в 9 классе осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на консультациях. Используется сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ.
При подготовке к ГИА важным моментом является дифференцированный подход к обучению и, в частности, при организации итогового (перед экзаменом) повторения учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого учащегося и ставить перед ним достижимую цель.
Дифференцированный подход в обучении предполагает переход от классно-группового метода к индивидуальным интерактивным формам обучения, когда на первое место выдвигается личность учащегося, его индивидуальные возможности и склонности.
Успех дифференцированного обучения в значительной степени зависит от познавательной активности школьников, от того, насколько они заинтересованы в собственной работе. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить предъявляемые учителем требования активизируют познавательную деятельность учащихся, причем на разных уровнях.
Задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше.
Внедряемые элементы данного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приручаются к самоорганизации учебного труда. Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть успешно организованы на любом этапе урока математике.
Использование мною уровневой дифференциации позволяет обучение каждого ребёнка на уровне его возможностей и способностей.
Разноуровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. При этом на уроках часто применяю метод свободного выбора заданий из самостоятельной работы.
Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:
· сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
· эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
· индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий;
· раскрепостить учеников при ответе на вопросы;
· совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи.
В систему работы по подготовке к ГИА по математике включаю следующие компоненты:
1. Включаю в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
2. В содержание текущего контроля включаю экзаменационные задачи.
3. Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
4. Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Изменение системы контроля, а, строго говоря, изменение отношения учителя к качеству контроля, является необходимым условием повышения качества обучения.
Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, и затем обязательно пересдать проверочную работу.
Проверочные работы составляются в соответствии с требованиями к уровню знаний по данной теме.
Работу по устранению пробелов я провожу на уроках и во внеурочное время, например консультациях. Время пребывания на этих занятиях для разных учащихся разное. Оно определяется количеством пробелов и успешностью их устранения.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является не только тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала, но и мотивация учеников и их родителей.
При подготовке к ГИА использую еще один подход – индивидуальный.
Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности, учет в процессе обучения индивидуальных особенностей, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого школьника.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения с учителем. Из-за индивидуальных особенностей личности им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова. У одноклассников проще спросить непонятное, получить в нужный момент помощь. Поэтому таким ученикам уделяю внимание.
Так же для подготовки к ГИА важную роль играют индивидуальные консультации для слабых и сильных, которые провожу еженедельно. Вся эта система работы как на уроках, так и внеурочное время поможет моим учащимся получить хорошие результаты на ГИА.
Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе всё большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надёжных итогов контроля.
Урок математики имеет свою специфику, содержание урока разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для усвоения новых знаний. При обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на каждом уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки постановка образования современного человека невозможна.