Автор: Кичук Иванна Ивановна
Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте.
Кичук Иванна Ивановна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №99 «Топ-Топ»
г. Норильск
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой деятельности, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Рисование нетрадиционными техниками дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом для создания маленьких шедевров. В детском возрасте простое, базовое рисование не так интересно. Юным художникам хочется создать что-то особенное. Гораздо интереснее показать ребёнку нетрадиционные техники рисования.
Цель нетрадиционной техники:
Развивать творческие, художественно–эстетические способности, творческое воображение. Совершенствовать навыки рисования. Создавать новое, используя нетрадиционные техники изображения.
Задачи:
1. Формировать у детей художественно–творческие способности и активность в достижении цели.
2. Развивать свободу изобразительных движений руки, плавность, ритм движений.
3. Обучать техническим, изобразительным навыкам и умениям в нетрадиционных техниках.
4. Развивать творческое воображение.
5. Видеть красоту созданного изображения.
6. Расширять знания об изобразительном искусстве, обогащать представление о предметах и явлениях действительности.
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник — это интересно и увлекательно. Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Их использование способствует:
-интеллектуальному развитию ребенка;
-коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
— развивает уверенность в своих силах;
— развивает пространственное мышление;
— учит детей свободно выражать свой замысел;
— развивает мелкую моторику рук;
— свобода выбора материалов и техник.
Для освоения нетрадиционных способов предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту:
— бумага разной фактуры, формы и размера;
— гуашевые и акварельные краски;
— кисти; кисти из щетины;
— восковые и цветные мелки;
— маркеры, фломастеры;
— простые и цветные карандаши;
— графитный карандаш или уголь, свеча;
— глина, пластилин, соленое тесто
Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно начинать с младшего возраста — по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:
-рисование пальчиками, ладошками
-рисование тычками из поролона, ватными палочками
-печатание листьями, картофелем, морковкой;
-Рисование свечой, углем
В среднем и старшем дошкольном возрасте — нетрадиционные техники:
— Рисование свечой, углем;
— Кляксография с трубочкой;
— Монотипия;
— Набрызг;
— Восковые мелки + акварель;
— Оттиск смятой бумагой;
— Рисование поролоном;
— Гравюра (граттаж);
— Оттиск пробкой, поролона, пенопласта;
— Тиснение;
— Тычок жесткой (щетина) полусухой кистью;
— Рисование по сырому;
— Кляксография с ниткой;
— Рисование на ткани;
— Рисование солью.