Автор: Татьяна Михайловна Иванова
Передо мной, как и всеми учителями истории стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и подготовить выпускников к ЕГЭ? Как и многим другим, пришлось пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации. Эта работа была связана с анализом моего педагогического опыта, попытками извлечь из него то, что может пригодиться и в современных условиях и отказом от того, что явно устарело. Пришлось много прочитать, пересмотреть и создать свою систему подготовки выпускников к ЕГЭ. Нужно сразу сказать, что я не считаю главной целью преподавания истории в школе подготовку к ЕГЭ. Главным условием для успешной сдачи является интерес ученика. Чтобы выдержать экзамен, который проводится в форме ЕГЭ, нужно владеть определёнными навыками.
В первую очередь, конечно необходима организация системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету. В чём мне видится система работы в данном направлении.
Как известно, система — это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Подготовка к ЕГЭ по истории начинается в среднем звене с 5 класса и ведётся вплоть до окончания 11 класса. Достаточно взглянуть на типологию заданий, входящих в КИМы по истории, чтобы эту закономерность проследить.
Понятно, что в рамках основного курса (2 часа в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на более или менее приличном уровне просто невозможно. Но готовить их надо, необходимо формирование у учащихся тех навыков, которые понадобятся именно для успешной сдачи единого государственного экзамена. Важно, чтобы на уроках истории и обществознания учащиеся познакомились с особенностями выполнения различных типов заданий ЕГЭ. Большое место занимает также практическое выполнение заданий. Такова общая схема подготовки к ЕГЭ.
Содержание занятий, формы работы на уроке, способы оценивания знаний учащихся, конечно, каждый учитель определит сам в соответствии с этапом прохождения программы, уровнем подготовленности детей, их желанием изучать предмет, своим стилем общения с учащимися и т. д.
Я для себя выявила несколько способов достижения успехов на ЕГЭ по истории.
1) Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Правильное с пониманием смысла прочтение вопроса залог успеха результатов ЕГЭ.
2) Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
3) В — третьих, большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. В нашей школе начиная с декабря месяца регулярно проводятся пробные ЕГЭ по всем предметам. После пробных ЕГЭ идет разбор и анализ ошибок, учитель выделяет наиболее трудные задания, разбирает их на уроке вместе с учениками, находит аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывает с детьми их решение.
4) В — четвертых, подготовка к ЕГЭ — это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.
5) В — пятых, за 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. . В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться — учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.
6) В — шестых, при решении тестов не нужно пренебрегать интуицией, логикой, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечётких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как привило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.
7. В – седьмых, особое внимание нужно уделять вопросам культуры, как показывает опыт это «больное «место при подготовке к ЕГЭ по истории.
8. В – восьмых, нужно выделить несколько уроков именно для работы с картами, при чем одна и та же карта должна быть разного масштаба.
Это основные принципы, которыми я руководствуюсь. За все годы подготовок к ЕГЭ ни разу не было детей с неудовлетворительной оценкой.
Знание понятий, терминов, признаков, черт, хронологию событий, исторических персоналий и период в котором они жили и творили, помогающих сравнивать, сопоставлять, обобщать и др. – основной залог успеха на экзаменах.
Это основные принципы, которыми я руководствуюсь. Конечно, существует ещё много тонкостей работы с различными типами заданий ЕГЭ.
Готовить учащихся к ЕГЭ по истории мне приходится на уроках., консультациях, а также самостоятельно в домашних условиях, используя различные образовательные сайты в сети Интернет. После прохождения каждой темы учащиеся пишут проверочную работу, с последующим подробным разбором наиболее трудных заданий. Мониторинг результатов обученности по основным темам курса составляет маршрутный лист на каждого обучающегося.
Родителям советую обсуждать заранее что именно ребёнку сдавать, приобретать специальную литературу, знакомиться со структурой кимов и вместе проверять результат. 22
Для успешного выполнения заданий ЕГЭ по истории, особенно второй части, на уроках истории работаю поэтапно:
I. Учу приобретать знания по истории:
— как готовить домашнее задание по учебнику;
— как запоминать даты;
— как усваивать и запоминать понятия (Читаем определение и выделяем слово-определитель: то слово в определении, которое определяет термин!.
Этап 2. Запоминание термина и слова-определителя. Достаточно будет написать их три раза на листе бумаги. И повторить никуда не подсматривая! Этап 3. Надо запомнить уточняющую часть определения.Язычество – система первобытных верований, основанная на многобожии, обожествлении сил природы, животного и растительного мира.
— как работать с различными видами первоисточников (письменными, устными, изобразительными)..
II. Работаю над устной речью учащихся:
— обучаю давать краткие и развёрнутые ответы;
— формирую умение описывать, давать характеристику, объяснять, строить доказательство (обосновывать суждение при помощи логических выводов и научно установленных исторических фактов).
III. Учу готовить презентации, сообщения.
Урок истории невозможен в старших классах без опережающего домашнего задания, подготовки доклада или сообщения. К услугам современных учеников Интернет, библиотека, изобилие справочной информации, научно-публицистической литературы. Моя задача – правильно поставить вопрос перед учеником, ведь сообщение – это краткое выступление перед классом по определенному вопросу.
IV. Учу вести записи исторического материала:
-составлять план текста;
-составлять конспект;
— составлять хронологические таблицы.
Конспектировать учу кратко, излагать только самые важные вопросы изучаемой темы или главные идеи автора статьи, документа и т.д. Поощряю тех учеников, которые выказывают своё отношение к материалу, аргументы в пользу авторской позиции или контраргументы.
На практических занятиях при изучении темы народных волнений, войн, революций составляем с учениками хронологические таблицы.
V. Формирую умение анализировать исторический материал.
Изучение исторических событий, явлений, процессов невозможно без анализа. Эту трудную задачу мне помогают выполнить всевозможные памятки.
VI. Отрабатываю навык изучения исторических событий, явлений, процессов. В процессе подготовки к выпускному экзамену старшеклассникам особенно необходимы умения определять причинно-следственные связи, сущность событий и их последствия, умение оценивать, сравнивать и анализировать исторические события.
Основная цель занятий с учащимися выпускных классов — не только закрепить, обобщить, углубить полученные знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к сдачи выпускного экзамена. Главная задача учителя при проведении таких занятий – обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по предмету.