8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы через использование смыслового чтения

Автор: Надежда Ильинична Каширина

Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы через использование смыслового чтения

Автор: Каширина Надежда Ильинична

Кёршинский филиал МБОУ Бондарская СОШ

 

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования читательской грамотности у учащихся начальных классов. Она описывает различные стратегии смыслового чтения, которые могут значительно улучшить понимание текста детьми. Особое внимание уделяется разработке специфических карточек-пятиминуток, повышающих читательскую компетентность. Описываемые методы помогают детям осмысленно воспринимать информацию и развивать жизненно важные навыки чтения, что имеет особое значение в свете современных изменений в образовательной системе.

Ключевые слова: читательская грамотность, стратегии смыслового чтения, методы формирования читательской грамотности.

 

«Читать — это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное — вот в чем главное». К.Д. Ушинский.

Актуальность проблемы читательской грамотности.

Читательская грамотность в начальной школе — это фундаментальное умение, которое закладывает основу для успешного обучения и социального взаимодействия. Развитие читательской грамотности становится особенно актуальным в свете современных образовательных стандартах, которые требуют от учеников не только способности читать, но и глубокого понимания прочитанного. Учитывая возрастающую сложность текстов, с которыми сталкиваются учащиеся, недостаток читательской грамотности может привести к негативным последствиям, как в учебе, так и в будущем. 

Необходимо отметить, что читательская грамотность формируется через целый ряд умений: от анализа и синтеза информации до умения задавать вопросы и делать выводы на основе прочитанного. Существуют различные методы и стратегии, которые можно применять в обучении. Например, использование техник смыслового чтения, таких как аннотирование текста и создание ментальных карт, может значительно повысить уровень понимания и усвоения материала. Эти стратегии способствуют не только запоминанию фактов, но и развитию критического мышления, что в свою очередь, помогает учащимся более эффективно строить свои знания. 

Важным аспектом в контексте формирования читательской грамотности является взаимодействие между учащимися. Групповая работа, обсуждение прочитанных текстов и совместные исследования позволяют ученикам обогащать свои представления о мире и учиться у друг друга. Данные виды деятельности поддерживают активное участие детей в учебном процессе, что, как показывают исследования, приводит к более глубокому пониманию текста и повышает уровень вовлечённости. 

Методическое сопровождение, направленное на развитие читательской грамотности, также должно учитывать интересы учащихся, их индивидуальные способности и уровень подготовки. Важно, чтобы учителя имели возможность адаптировать свои методы обучения под конкретную группу, что позволило бы максимизировать эффективность образовательного процесса. Применение различных форматов, таких как чтение в парах, конкурсные задачи и интерактивные игры, помогает заниматься чтением более увлекательно и результативно. 

Нельзя оставить без внимания и роль родителей в этом процессе. Совместное чтение книг, обсуждение прочитанного и выполнение домашних заданий по литературе способствуют созданию учебного контекста, в котором ребенок чувствует поддержку и мотивацию. Взаимодействие с текстом в доме также помогает устанавливать прочные связи между учебным материалом и реальной жизнью, что является важным фактором в формировании заинтересованности к чтению и обучению в целом. 

Важность формирования читательской грамотности в раннем возрасте невозможно переоценить. Это не просто навык, но и основа для активного, успешного и независимого обучения впоследствии. В условиях информационного общества умение извлекать, анализировать и интерпретировать информацию становится необходимостью. Следовательно, систематическая работа по развитию читательской грамотности в начальных классах должна быть интегрирована в образовательный процесс на всех уровнях, привлекая к нему как педагогов, так и родителей, создавая тем самым единую образовательную среду.

Формирование читательской грамотности у учащихся начальной школы требует применения различных стратегий смыслового чтения, способствующих развитию критического мышления и аналитических навыков. Эти стратегии не только помогают в освоении текста, но и служат важным инструментом для подготовки детей к более сложным образовательным задачам, которые они встретят в будущем. 

Ключевым этапом в процессе освоения смыслового чтения является предварительное осмысление. На этом этапе учащиеся учатся активировать предшествующий опыт и знания, формируя предположения о содержании текста. Дети могут использовать заголовки, картинки и ключевые слова для создания предвкушения относительно темы и структуры текста. Это способствует более глубокой вовлеченности в чтение и повышает уровень концентрации. 

Во время чтения активно применяются различные техники, такие как выделение основных идей, запись вопросов и создание визуальных образов. Данные действия не только обогащают понимание прочитанного, но и способствуют улучшению запоминания информации. Активное чтение позволяет ученикам не просто воспринимать информацию, но и преобразовывать ее в более доступную и понятную форму. Это также включает умение задавать вопросы, которые стимулируют критическое мышление и помогают углубить понимание текста. 

Рефлексия после чтения является завершающим этапом формирования читательской грамотности. На этом этапе учащиеся обсуждают прочитанное, обмениваются мнениями и выводами. Это не только помогает закрепить понимание текста, но также способствует развитию навыков высказывания собственного мнения и аргументации. Открытые обсуждения факторов, влияющих на содержание текста, и связи между разными частями произведения становятся важнейшими элементами этого процесса. 

Систематическое использование этих стратегий на уроках позволяет создать умственную основу для легкого перехода к более сложным текстам и жанрам. Это важный аспект, который формирует у учащихся уверенность в своих силах, а также предоставляет возможность развивать свою творческую и интеллектуальную деятельность. 

Методы работы с текстами должны включать разнообразные подходы и упражнения, позволяющие работать с различными видами текстовой информации. Учителя могут использовать мультимедиа, интерактивные технологии и групповую работу, чтобы сделать учебный процесс более динамичным и интересным. Таким образом, стратегия смыслового чтения становится практически обязательной в современном образовательном процессе начальной школы.  

Ещё одной важной частью стратегии смыслового чтения является создание системы оценки, которая будет учитывать не только конечный результат, но и процесс чтения. Таким образом, оценки могут быть основаны на уровне вовлеченности, способности задавать вопросы и на понимании текстов. Это позволяет детям видеть не только результаты своих усердий, но и процесс их развития. 

Настоятельное внедрение этих стратегий в образовательный процесс требует от педагогов не только знаний о методах работы с текстом, но и гибкости, чтобы адаптироваться к потребностям и возможностям каждого конкретного класса. Как показывает практика, учащиеся, активно вовлеченные в процесс смыслового чтения, имеют более высокие показатели владения языком и культурой чтения.  

Таким образом, формирование читательской грамотности через стратегии смыслового чтения представляет собой многоуровневый и динамичный процесс, который требует комплексного подхода. Успешное применение этих стратегий способствует созданию не только грамотных, но и критически мыслящих учеников, готовых к вызовам современного мира. В конечном итоге, это не только развивает индивидуальные способности учащихся, но и создает крепкий фундамент для их будущей образовательной и профессиональной карьеры.

Методы формирования читательской грамотности.

Сформированная читательская грамотность является основой успешного обучения учащихся начальной школы. Для этого необходимы методы и приемы, которые помогут детям развивать навыки осмысленного чтения. Важным аспектом является использование активных техник взаимодействия с текстом, которые творчески вовлекают учеников в процесс чтения и обсуждения. Как показывает практика, применение таких стратегий позволяет повысить уровень понимания прочитанного и способствует развитию критического мышления. 

Среди приемов, использующихся для формирования читательской грамотности, выделяются техники проблемного обучения. Этот метод предполагает создание проблемных ситуаций, в которых учащиеся должны анализировать текст, выстраивать логические связи и формулировать выводы. Такой подход помогает детям видеть не только поверхностный смысл, но и глубже осмысливать прочитанное, задавая вопросы, которые подталкивают их к самостоятельному поиску ответов. Например, можно предложить учащимся рассмотреть текст с разных точек зрения и обсудить, как различные обстоятельства влияют на персонажей и их действия. 

Современные образовательные практики также включают в себя использование технологий и интерактивных материалов, которые могут значительно обогатить процесс обучения. Это не только книги и учебные пособия, но и электронные ресурсы, которые включают в себя видео, аудио и визуальные элементы. Такие средства позволяют учащимся более активно вовлекаться в процесс осмысления и анализа информации, что способствует углубленному пониманию текста. 

Методы формирования читательской грамотности можно интегрировать в различные виды деятельности на уроках. Например, при работе с художественной литературой можно использовать литературные игры, ролевые занятия или групповые обсуждения, в ходе которых учащиеся могут обмениваться мнениями и идеями, развивая свои навыки критического мышления. Важно учитывать, что активное вовлечение детей в обсуждение и анализ не только способствует улучшению читательских навыков, но и развивает их коммуникацию и способность работать в команде. 

Кроме того, использование карточек с вопросами к тексту позволяет организовать индивидуальную и групповую работу учеников, что также является эффективным методом формирования грамотности. Ученики могут задавать друг другу вопросы, формировать ответы и обсуждать их, тем самым практикуясь в умении извлекать информацию из прочитанного текста и выражать свои мысли.  

Важно не забывать об обратной связи. Регулярное обсуждение результатов чтения и анализа текстов, а также предоставление помощи в случае затруднений существенно повышает качество усвоения материала. Дети должны чувствовать поддержку и видимые результаты своих усилий, что способствует мотивации и интересу к чтению.  

Ключевым аспектом является разнообразие методов и подходов, используемых в обучении. Чем больше способов взаимодействия с текстом будет предложено учащимся, тем шире будет спектр их читательских навыков. Таким образом, важно создавать устойчивую систему, где каждая из стратегий имеет свое место и значение. Внедрение в практику различных приемов, ориентированных на развитие читательской грамотности, не только усилит познавательную активность, но и поможет формированию устойчивой привычки к чтению, которая станет залогом будущего успеха учащихся.

Разработка карточек-пятиминуток.

Разработка карточек-пятиминуток для начальной школы представляет собой важный аспект в формировании читательской грамотности. Эти карточки призваны выполнять функцию кратких заданий, позволяющих учащимся оперативно повторять и закреплять пройденный материал. Применение формата карточек делает обучение более динамичным и вовлекающим, что особенно актуально для детей младшего школьного возраста, у которых внимание часто рассеивается. Разработка таких карточек включает несколько ключевых аспектов. 

Во-первых, необходимо определить формат и содержание карточек. Наиболее эффективно использовать краткие и разнообразные задания, которые можно выполнять в течение пяти минут. Такой подход обеспечивает возможность легко адаптировать материал под различные темы и задачи, что особенно важно для начальной школы. 

Во-вторых, карточки должны быть адаптированы для начинающих читателей. Это означает, что задания следует разрабатывать с учетом возрастных особенностей. Например, простые логические задачи, вставка слов в предложения, анализ предложений могут быть оптимальными для работы с детьми, чтобы не перегружать их, но в то же время развивать навыки смыслового восприятия текста.  

Тематика карточек может охватывать множество аспектов чтения и языка, от работы со словами до выполнения логических заданий. Задания могут включать нахождение синонимов и антонимов или выполнение упражнений на анализ предложений. Также можно разрабатывать карточки, основываясь на конкретных текстах, что будет не только развивать читательские навыки, но и помогать лучшему пониманию литературного материала. 

Цифровизация процесса также играет немалую роль в эффективности разработки карточек-пятиминуток. Использование онлайн-редакторов и шаблонов позволяет педагогам создавать красивые и функциональные карточки, которые можно быстро обновлять и адаптировать под новые темы. Такой подход способствует качественной подготовке материала и делает его более доступным как для учителей, так и для учащихся. Ресурсы, подобные тому, что предоставляет сайт Могу Писать, содержат готовые шаблоны и задания для уроков русского языка в первом классе, что облегчает задачу педагога. 

Важно отметить, что карточки-пятиминутки могут служить не только для уроков, но и для самостоятельной работы учащихся. Позволяя детям работать с материалом в удобное для них время, эти карточки создают условия для более глубокого изучения тематики. В конечном итоге, грамотная разработка таких учебных пособий помогает формировать у детей не только навыки чтения, но и умение работать с текстами, что является основой для дальнейшего успешного обучения.

Результаты внедрения стратегий чтения.

Результаты внедрения стратегий смыслового чтения в образовательный процесс показывают их эффективность в формировании читательской грамотности у учащихся начальной школы. Применение этих стратегий не только помогает детям лучше усваивать текстовую информацию, но и развивает их критическое мышление, побуждая к анализу и синтезу прочитанного. Это способствует созданию активных участников учебного процесса, которые способны формулировать собственные выводы и идеи, а не просто воспроизводить информацию. 

Современные условия, в которых обучаются дети, требуют от них гибкости и способности воспринимать информацию в условиях информационного перегруза. Стратегии смыслового чтения позволяют учащимся адаптироваться к этим условиям. Например, в процессе работы со сложными текстами учащиеся учатся не только воспринимать информацию, но и задавать вопросы, делать предположения и приходить к логическим выводам. Использование такого подхода делает процесс чтения более интерактивным и увлекательным, что, в свою очередь, повышает мотивацию учащихся к обучению. 

Внедрение стратегий смыслового чтения в образовательный процесс требует определенной готовности как педагогов, так и самих учащихся. Учителя должны быть подготовлены к разработке интересных заданий, которые будут способствовать развитию смыслового восприятия текстов. Учащиеся, в свою очередь, должны научиться активно взаимодействовать с текстами, а не просто принимать информацию на веру. Это позволяет формировать не только читательскую грамотность, но и личностные качества, такие как самостоятельность в мышлении и уверенность в своих выводах. 

Важно отметить, что применение стратегий смыслового чтения не ограничивается только уроками русского языка и литературы. Эти методы можно адаптировать и к другим предметам, что делает их многофункциональными. Например, на уроках окружающего мира можно использовать источники, чтобы делать анализ событий, выявлять причины и следствия, что способствует развитию именно критического мышления, рассматривать тексты, связанные с природными явлениями и их объяснениями, что поможет учащимся освоить научную терминологию и метод анализа научного текста. 

В ходе внедрения стратегий смыслового чтения в обучение, важно помнить о необходимости регулярного мониторинга прогресса учащихся. Это позволяет свободнее адаптировать методы и подходы в зависимости от результатов. Формативное оценивание, основанное на наблюдении за активностью и участием детей в процессе обучения, является важным элементом, поскольку наглядно демонстрирует, каким образом стратегии чтения помогают достигать поставленных задач и развивать читательскую грамотность. 

Таким образом, результаты внедрения стратегий смыслового чтения в практике начальной школы показывают их значимость и востребованность. Эти методы не только способствуют развитию читательской грамотности, но и формируют навыки, необходимые для успешной учебы и социализации каждого ребенка в современном обществе. Подходя к процессу обучения комплексно и осмысленно, педагоги могут значительно повысить эффективность образовательного процесса и мотивировать учащихся к активному участию в нем. 

Таким образом, формирование читательской грамотности у учащихся начальной школы является важной задачей, требующей комплексного подхода и активного участия всех участников образовательного процесса. Успешная реализация стратегий смыслового чтения не только способствует улучшению понимания текста, но и формирует у детей навыки, необходимые для успешной учебы и жизни в современном обществе. Важно, чтобы данная тема оставалась в центре внимания как педагогов, так и государственных структур, что позволит создать условия для полноценного развития читательской грамотности у подрастающего поколения.

 

Список литературы:

1. Ефременко О.Ф. Смысловое чтение как основа читательской грамотности младшего школьника / О.Ф. Ефременко, М.Н. Курбатова, О.С. Филова // Актуальные аспекты педагогики и психологии: материалы Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 7 окт. 2021 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2021. — С. 26–27.

2. Прокина Л.П. Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 229-233.

3. Формирование читательской грамотности младших школьников: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Н.С. Чернякова. –Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2023. – 52 с. 

 

×
×