8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Роль ОЧЦ в духовном развитии человека

Автор: Ирина Викторовна Таушева

                                                                                               Таушева И.В., г. Челябинск

 

Роль общечеловеческих ценностей

в духовном воспитании человека

 

Более 300 лет назад Ян Амос Каменский характеризовал историю человеческого развития как «Период человеческого расстройства». Очень образное определение для современного мира. С одной стороны – высокий уровень развития науки; а с другой – ежедневные катастрофы. Это на материальном уровне, а как учесть их на духовном?

Сегодня наука и образование находятся в поиске такого содержания и технологии преподавания, которые бы преобразили человечество всего мира.

  Меняются подходы к воспитанию и образованию, а также и к человеку. Еще совсем недавно человек как объект образования был «Homo sapiens» (Человек разумный) и образование было «информационно-ориентированным». Сейчас человек изучается уже как «Homo amorous» (Человек любящий) и образование «поворачивается от области головы к области сердца». Человек в процессе воспитания и самосовершенствования (духовного образования) может и должен изменить свой характер, наполнить сердце любовью и состраданием ко всему существующему.

Да, современное образование дает возможность стать человеку значительным в глазах общества, заработать средства к существованию. Но в первую очередь оно должно помочь человеку познать самого себя, научить человека, как избавиться от дурных наклонностей и вредных привычек, сформировать свой характер; оно должно дать знания о том, как построить гармоничные отношения между людьми и природой.

Ценность личности напрямую зависит от ее культуры. Но истинный смысл слова «культура» заключается не в отказе от плохих поступков, а в развитии благородных качеств характера. Поэтому одной из главных целей образования является воспитание характера независимо от возраста человека.

24 апреля 2024 года был провозглашен Всемирный День Общечеловеческих ценностей.

 Программа духовно-нравственного воспитания [«Эдюкаре» («Выявление»), предлагаемая Европейским институтом ESSE (Дания),] предлагает научить каждого следовать в жизни 5 общечеловеческим ценностям (ОЧЦ): истина, праведное поведение, мир, любовь и ненасилие, которые охватывают самое существенное в воспитании и определяют цель жизни. Им соответствуют 5 аспектов человеческой личности: праведному поведению – физический аспект; миру – эмоциональный; истине —  интеллектуальный; любви – нравственный; ненасилию – духовный. Расцвет всех 5 сфер вообще является целью любой системы воспитания. Но современные системы поощряют в известной степени тело и разум и практически не уделяют внимания трем остальным сферам. 

Рассмотрим теперь каждую из ОЧЦ. 

Истина заключается в стремлении человека к познанию окружающего

мира и самого себя. «Корень действия лежит в мысли», — сказал Герберт Спенсер. Поэтому за всяким действием стоит мысль и очень важно, чтобы мысли были добрыми, а не эгоистичными. Необходимо развивать силу различения и научиться контролировать свои мысли. Познавший истину обретает способность к различению, способность видеть единство в многообразии и многообразие в единстве. Основные подценности: скромность, правдивость, беспристрастность, любознательность, оптимизм, единство мысли, слова и действия.

Праведность (правильное поведение) – способность человека поступать

в соответствии со своей совестью, с принципами морали и нравственности, то есть это непричинение вреда ни самому себе, ни другим людям, ни природе. Необходимо анализировать свои поступки и обращаться к голосу совести при их совершении.   Карл Юнг утверждал: «Счастье заключается не в том, чтобы делать то, что мы любим, а в том, чтобы любить то, что мы делаем». Основные подценности: хорошие манеры, уважительность, забота о других, чистоплотность, смелость, самопожертвование, бережливость, ответственность.

         Любовь есть выражение божественного в человеке, она – сила нашей души. Она наделяет человека истинной мудростью. Любовь – не чувство в обычном понимании этого слова, а форма энергии, которая передается и воспринимается человеком каждое мгновение. Она влияет на все формы жизни и является  субстанцией  особого рода, которая тем больше умножается, чем больше передается другим. Человек, осознавший эту истину, обретает счастье. Именно любовь заставляет человека желать счастья другому и радоваться его благополучию. Когда мотивом действия становится любовь, то оно становится праведным. Когда слова говорятся с любовью, они превращаются в истину. Если чувства человека наполняются любовью, то он испытывает внутреннее спокойствие, умиротворение и счастье. Основные подценности: искренность, щедрость, сопереживание, дружелюбие, преданность, умение прощать.

Мир (спокойствие) – естественное состояние человека, данное ему от

рождения. Спокойный человек всегда доволен тем, что имеет, держит под контролем  свои чувства и эмоции, у него хорошее здоровье. «Мир начинается с улыбки», — говорила Мать Тереза. Человек улыбается, когда испытывает удовлетворение и счастье. Когда в душе человека мир, то и в семье будет мир. Если в семье мир, то и в обществе будет мир. Когда в обществе мир, то и нация наполнена миром. Если нация находится в мире, то и на Земле будет мир. Основные подценности: уравновешенность (внутренняя и внешняя), сосредоточенность, терпение, скромность, понимание, удовлетворенность, уверенность в себе, чувство благодарности, самоконтроль.

          Ненасилие есть непричинение вреда живым существам и природе ни мыслью, ни словом,  ни действием. Ненасилие есть бережное отношение к окружающему миру, к Природе, к знакомым и незнакомым людям. Ненасилие в отношении собственного тела заключается в употреблении полезной, пищи, сохранении баланса между пятью органами чувств (обоняние, вкус, осязание, зрение, слух) и пятью элементами Творения (земля, вода, воздух, огонь, эфир). Основные подценности: милосердие, заботливость, сострадание, сотрудничество, забота обо всем живом, единство, уважение к другим культурам и религиям, внимательность, демократичность, чувство социальной справедливости, патриотизм.

        Рассматривая ОЧЦ, следует отметить, что они неразделимы, взаимосвязаны и, проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека.

        Таким образом, воспитание на основе вышеперечисленных ценностей позволяет стать достойным гражданином своей страны, честным, добросовестным,  целеустремленным, любящим свою Родину,  уважающим всех людей, независимо от их национальности, вероисповедания или цвета кожи.

×
×