Использование технологии песочной терапии в работе учителя-логопеда

Автор: Никифорова Дарья Сергеевна

Игры с песком, для детей с тяжелыми нарушениями речи, являются очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Во-первых, усиливается желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика.

Для организации игр потребуются:

— песочный стол;

— песок. Песок обязательно должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его необходимо мыть и сушить, или насыпать новый;

— коллекция минифигурок (люди разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т.д.), животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран животные, птицы, рыбы, насекомые), транспорт разного назначения, растительный мир (деревья, цветы, фрукты, овощи идр.), символы социализации (дома, постройки, предметы быта, орудия труда идр.), природный материал (ракушки, камешки, шишки, веточки), символические предметы (трубочки для коктейля, пластмассовые буквы, бусы, пуговицы, кристаллы и др.), предметные картинки (на все группы звуков).

Ритуал входа. Этот этап обязателен не только для психотерапевтической работы, но также при проведении занятий. Цель данного этапа – определить, «узаконить» правила поведения в песочнице. Особая ценность метода заключается в том, что с этого момента контролирующие и регулирующие функции переходят от логопеда к некоему персонажу. Именно он позиционирует себя как существо, определяющее рамки и правила поведения, возлагает на себя право регулировать взаимоотношения детей, работающих в песочнице. Кто это может быть? При первом посещении песочницы, ознакомлении с ней мы, конечно, предлагаем готовый персонаж: Королева или Царица песка, Король или ЦарЬ пустыни, Принцесса Песчинка, Песочная фея и т.д. Можно использовать реальных жителей пустыни: например, Король верблюдов или просто верблюд, образ черепахи Тортиллы и т.д.

Данный персонаж приглашает детей в свою страну, однако определяет и правила взаимодействия с песком. Попытаемся определить их:

— песок не разбрасывать

— не сыпать

— не есть

— не разрушать постройки других

— не заливать всю песочницу водой

— не уносить игрушки.

Учитывая негативное отношение дошкольниов к частице «не», неспособность многих детей следовать правилам, предлагаю поработать над приветственным словом «пеСчанного персонажа» к детям. ОБращение может быть как поэтическое, так и прозаическое. Предлагаю несколько идей, предоставленных Н. А. Зарубиной. Я зачитаю одно из обращений. Остальные варианты можно увидеть на раздаточном материале.

Царица черепах: Я приветствую вас, ребята, и очень рада, что вы пришли в мою песочную волшебную страну. Здесь вы можете делать все: играть, строить, колдовать, смешить, творить… Но мою страну – такую прекрасную и хрупкую – надо беречь и охранять. И песок, и воду, и жителей, и самих создателей. Вы знаете, как это сделать? (Далее детьми перечисляются предполагаемые ими правила поведения, после чего педагог дополняет их).

Присутствие сказочного контролера сдерживает порывы детей, даже самых гиперактивных. Однако в педагогческой работе возможно все, и на случай, когда границы дозволенного грубо нарушены, рекомендую «закрыть страну». Для этих целей можно использовать темный непрозрачный платок, которым вы закроете пространство песочницы. Учитывая невероятно приятные ощущения от работы с песочком, которых они лишаются, дети начнут активно возмущаться. Как правило, одного накрывания оказывается достаточно, и впредь ребенок не будет допускать нарушения законов песочной страны.

В дальнейшем ритуал входа может быть изменен, и правила поведения, положим, предлагается озвучивать самим детям. Это и развивает речь, и повышает уровень ответственности, и включает механизм саморегуляции.

В структуре занятия на ритуал входа, как правило, отводится от 3 до 5 мин.

В своей работе я разработала систему занятий и упражнений на учебный год по основным направлениям работы с детьми с ОНР.

Использование игровых упражнений с песком на световом столе в индивидуальной логопедической работе с детьми решают очень многие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— регуляция мышечного тонуса, совершенствование мелкой моторики.

— автоматизация поставленных звуков;

— развитие фонематического слуха;

— формирование слоговой структуры слова;

— расширение словарного запаса;

— развитие языкового анализа и синтеза;

— обучение грамоте;

— совершенствование грамматического строя речи;

— развитие связной речи.

Все эти задачи решаются с помощью игровых методов.

Я хочу поделиться несложными в организации логопедическими играми, которые можно использовать в песочнице.

Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания.

При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

«Выровняй дорогу» — от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?» — картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«Ямка» — ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струей выдувает ямку в песке.

Игры и упражнение на регуляцию мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук.

— положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.

— погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.

— погрузить пальцы в песок и поочередно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики).

При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

Игры и упражнения на совершенствование мелкой моторики.

«Песочный круг» — пальцами нарисовать с ребенком круги: самый большой, внутри поменьше, еще меньше – и до тех пор, пока в центре кругов не образуется точка. Далее предложить ребенку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т.д.

«Необыкновенные следы»:

— «идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«ползут змейки» — ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

«жучки, паучки» — ребенок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Игры и упражнения на автоматизацию звука.

«Сильный мотор» — произносить звук [р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву ЭР, произнося одновременно звук [р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик» — произносить звук [рь] мягкий, проводя мизинцем дорожку по песку.

«Горочка» — набрать в руку песок и произносить звук [с], насыпая горку. Вариант этого упражнения – выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песок игрушек игрушку со звуком [с] и, набрав песок произносить этот звук, засыпая ее.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха.

«Спрячь ручки» — прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).

«Водолаз» — со дна песочницы достать предметы или защищенные картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки.

«Подарки Соне и Маше» — песочница делится перегородкой на две части. Ребенок дарит предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками девочкам (Соне со звуком «С» или Маше со звуком «Ш»).

Игры и упражнения на формирование слоговой структуры слова.

«Следы на песке» — сделать следы на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.

«Гора» — ссыпать из кулачка столько кучек «гор», сколько частей в слове и посчитать.

«Полоски» — ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

Игры и упражнения на совершенствование лексико-грамматического строя речи.

«Чего не стало» — логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребенок узнает, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род.п., ед. или мн. числе.

 «Подбери слово» — находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.

 

Обучение грамоте.

«Найди буквы и назови» — логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребенок должен найти и назвать все буквы. Эту игру можно усложнять, давая инструкции типа: — «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово» — ребенок достает спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

 «Добавь деталь» — логопед «пишет» на песке букву упустив один элемент. Ребенок добавляет недостающий элемент буквы и называет ее.

Игры и упражнения на развитие связной речи.

«Угадай-ка» — ребенок закапывает в песок предмет и описывает его, не называя. Логопед должен догадаться о каком предмете идет речь.

«Найди и опиши игрушку» — ребенок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).

Ритуал выхода. Все хорошее рано или поздно заканчивается, как заканчивается и выполнение всех запланированных педагогом заданий. И тогда сказочный персонаж, который приглашал детей, либо ребенка, к игре в песочнице, объявляет об окончании игры, напоминает о необходимости убрать «страну», привести ее в первоначальный вид.

 

Логопедические игры с использованием метода песочной терапии считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребенка индивидуально. У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, т.к. на занятии нет места монотонности и скуке. В течение года даются рекомендации для воспитателя по работе с педагогической песочницей, а также для родителей детей. Ожидаемый результат моих занятий приведет к положительной динамике в процессе автоматизации коррегирующих звуков, умении более свободно использовать грамматические обороты языка, развитию уровня связной речи, раскрепощенности в общении.

×
×