Автор: Черняева Надежда Владиславовна
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 9 класс
ТАЙНЫ ПРИРОДЫ
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе нормативно- правовых документов:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 3 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 п. 18.2.2. (для 5-7 классов)
3. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
5. Рабочая программа ориентирована на учебник Биология: 9 класс: учебник для общеобразовательной организации/ [В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов, З.Г.Гапонюк]; под редакцией В.В.Пасечника.- 7-е издание.- М.: Просвещение, 2020.-208 с.: ил.(Линия жизни).
6. Основная образовательная программа основного общего образования Уранской средней школы.
Планируемые результаты освоения программы В результате изучения курса учащиеся научатся:
— знать признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
— знать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
— знать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Учащиеся получат возможность:
-объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
-родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
-роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы;
-необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
-взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
-причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
-на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;
— наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.
Содержание программы
Общее количество часов – 34ч.
1. Введение. Биология как наука. Методы биологии.(1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
2. Признаки живых организмов (4часа)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
4. Человек и его здоровье (16 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (3 часа)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИППИ.
Календарно – тематическое планирование
№ урока в теме |
Тема урока |
Дата занятий |
|
Плановые сроки прохождения |
Фактические сроки прохождения |
||
Введение (1 час) |
|||
1. |
Биология как наука. Методы биологии Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов» («ОГЭ по биологии» -2023год) |
8.09.2023г. |
8.09.2023г. |
Признаки живых организмов (4часа) |
|||
2. |
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. (Л/р «Строение клетки» с использованием оборудования Точка Роста) |
15.09.2023г. |
15.09.2023г |
3. |
Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. (Презентация «Вирусы») |
22.09.2023г. |
22.09.2023г. |
4. |
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.( с использованием оборудования Точка Роста) |
29.09.2023г. |
29.09.2023г. |
5. |
Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. |
6.10.2023г |
6.10.2023г |
Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов) |
|||
6. |
Царство Бактерии. ( Презентация и схема по теме «Бактерии») .( с использованием оборудования Точка Роста) |
13.10.2022г |
13.10.2022г |
7. |
Царство Грибы (Видео «Грибы») .( с использованием оборудования Точка Роста) |
20.10.2022г |
20.10.2022г |
8. |
Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. (Пособие «В схемах и таблицах») |
27.10.2022г |
27.10.2022г |
9. |
Царство Растения Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения» (ОГЭ по биологии» -2023год) |
3.11.2022г |
|
|
|
|
|
10. |
Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира» (ОГЭ по биологии» -2023год) |
10.11.2022г |
|
11 |
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции |
17.11.2022г |
|
12 |
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. |
24.11.2022г |
|
Человек и его здоровье (16 ч) |
|||
13. |
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. |
1.12.2022г |
|
14. |
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ по биологии» -2023 год «Общий план строения человека», «Нейрогуморальная регуляция организма» (ОГЭ по биологии» -2023 год) |
8.12.2022г |
|
15 |
Железы внутренней секреции. Гормоны. (Видео «Гормоны») |
15.12.2022г |
|
16 |
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. |
22.12.2022г |
|
17 |
Дыхание. Система дыхания. Практическая работа № 5: «Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание» (ОГЭ по биологии» -2023год) |
12.01.2024г |
|
18 |
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. (Видео «Внутренняя среда организма») .( с использованием оборудования Точка Роста) |
19.01.2024г |
|
|
|
||
19 |
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. |
26.01.2024г |
|
20 |
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам:«Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ» (ОГЭ по биологии» -2023год) |
2.02.2024г |
|
21 |
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. |
9.02.2024г |
|
22 |
Покровы тела и их функции. |
16.02.2024г |
|
23 |
Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Практическая работ № 7: «Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека» (ОГЭ по биологии» -2023год) |
22.02.2024г |
|
24 |
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. |
1.03.2024г |
|
25 |
Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств» (ОГЭ по биологии» -2023 год) |
15.03.2024г |
|
26 -27
|
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение (Презентация «Сон и его значение») |
22.03.2024г
|
|
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание |
29.03.2024г |
|
|
|
|
|
|
28 |
Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорнодвигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи» (ОГЭ по биологии» -2023 год) |
5.04.2024г
|
|
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа) |
|||
29 |
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. |
12.04.2024г
|
|
30-31
|
Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. (Презентация «Взаимоотношения живых организмов») Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. |
19.04.2024г
|
|
26.04.2024г
|
|
||
32 |
Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» (ОГЭ по биологии» -2023 год) |
10.05.2024г
|
|
Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (3 часа) |
|||
33-34 |
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. |
17.05.2024г |
|
|
Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. |
|
|