Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны природы»

Автор: Черняева Надежда Владиславовна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 9 класс
ТАЙНЫ ПРИРОДЫ

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе нормативно- правовых документов:

1.             Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.

2.             Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 3 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный Приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 п. 18.2.2. (для 5-7 классов)

3.             СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

4.             Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

5.             Рабочая программа ориентирована на учебник Биология: 9 класс: учебник для общеобразовательной организации/ [В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов, З.Г.Гапонюк]; под редакцией В.В.Пасечника.- 7-е издание.- М.: Просвещение, 2020.-208 с.: ил.(Линия жизни).

6.             Основная образовательная программа основного общего образования Уранской средней школы.

 

 

Планируемые результаты освоения программы В результате изучения курса учащиеся научатся:

                знать признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;

                знать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

                знать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

 

Учащиеся получат возможность:

-объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

-родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);

-роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы;

-необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

-взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

-причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;

-на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;

— наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

-определять принадлежность          биологических    объектов    к       определенной систематической группе (классификация);

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

 

Содержание программы

Общее количество часов – 34ч.

1. Введение. Биология как наука. Методы биологии.(1 час)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.

Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

 

2. Признаки живых организмов (4часа)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

 

3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

 

4. Человек и его здоровье (16 часов)

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.

 

5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

 

6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (3 часа)

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИППИ.

 

Календарно – тематическое планирование

 

№ урока в теме

Тема урока

Дата занятий

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

           Введение (1 час)

1.

Биология как наука. Методы биологии Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»

(«ОГЭ по биологии» -2023год)

8.09.2023г.

 8.09.2023г.

         Признаки живых организмов (4часа)

2.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. (Л/р «Строение клетки» с использованием оборудования Точка Роста)

15.09.2023г.

 15.09.2023г

3.

Вирусы – неклеточные формы жизни.

Признаки организмов.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. (Презентация «Вирусы»)

22.09.2023г.

 22.09.2023г.

4.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.( с использованием оборудования Точка Роста)

29.09.2023г.

 29.09.2023г.

5.

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

6.10.2023г

 6.10.2023г

          Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)

6.

Царство Бактерии.

( Презентация и схема по теме

«Бактерии») .( с использованием оборудования Точка Роста)

13.10.2022г

 13.10.2022г

7.

Царство Грибы

(Видео «Грибы») .( с использованием оборудования Точка Роста)

20.10.2022г

 20.10.2022г

8.

Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

(Пособие «В схемах и таблицах»)

27.10.2022г

 27.10.2022г

9.

Царство Растения Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам:

«Царства: Бактерии, Грибы,

Растения»

(ОГЭ по биологии» -2023год)

3.11.2022г

 

 

 

 

10.

Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам:

«Царство Животные, Учение об эволюции органического мира» (ОГЭ по биологии» -2023год)

10.11.2022г

 

11

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции

17.11.2022г

 

12

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

24.11.2022г

 

        Человек и его здоровье (16 ч)

13.

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

1.12.2022г

 

14.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ по

биологии» -2023 год

«Общий план строения человека», «Нейрогуморальная регуляция организма»

(ОГЭ по биологии» -2023 год)

8.12.2022г

 

15

Железы внутренней секреции. Гормоны. (Видео «Гормоны»)

15.12.2022г

 

16

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

22.12.2022г

 

17

Дыхание. Система дыхания.

Практическая работа № 5: «Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание» (ОГЭ по биологии» -2023год)

12.01.2024г

 

18

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы

крови. Иммунитет.

(Видео «Внутренняя среда организма») .( с использованием оборудования Точка Роста)

19.01.2024г

 

 

 

19

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

26.01.2024г

 

20

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам:«Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ»

(ОГЭ по биологии» -2023год)

2.02.2024г

 

21

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

9.02.2024г

 

22

Покровы тела и их функции.

16.02.2024г

 

23

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Практическая работ № 7: «Решение тестовых заданий по темам

«Система выделения», «Покровы тела»,

«Размножение и развитие человека» (ОГЭ по биологии» -2023год)

22.02.2024г

 

24

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

1.03.2024г

 

25

Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам:

«Опорно-двигательный аппарат»,

«Органы чувств»

(ОГЭ по биологии» -2023 год)

15.03.2024г

 

26 -27

 

Психология и поведение человека.

Высшая нервная деятельность

Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение.

Познавательная деятельность мозга.

Сон, его значение

(Презентация «Сон и его значение»)

22.03.2024г

 

 

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья:

аутотренинг, закаливание

 29.03.2024г

 

 

 

 

28

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорнодвигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека»,

«Гигиена. Здоровый образ жизни»,

«Приемы оказания первой помощи» (ОГЭ по биологии» -2023 год)

5.04.2024г

 

 

         Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)

29

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Популяция.

12.04.2024г

 

 

 

30-31

 

 

Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. (Презентация «Взаимоотношения живых организмов»)

Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.

19.04.2024г

 

 

 

26.04.2024г

 

 

32

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

(ОГЭ по биологии» -2023 год)

10.05.2024г

 

 

       Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (3 часа)

33-34

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы.

17.05.2024г

 

 

Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×