Автор: Фесенко Юлия Борисовна
Тема: Знакомство с мягким знаком. Мягкие согласные.
Цель: Знакомство с мягким знаком и мягкими согласными.Задачи: Повторить тему «гласные и согласные». Познакомить детей с мягким знаком. Ввести понятие «мягкие согласные», научиться слышать мягкие согласные в конце слова.Оборудование: лист бумаги, синяя и желтая гуашь, кисточка, Панно «Звукоград» с замками с синими и красными башенками. Желтый домик и зеленый замок отдельно.Организационный момент. (Необходимо познакомить детей с волшебством смешения красок и получением зеленого цвета.) Ребята, сегодня все наше занятие будет связано с волшебством.Дети рисуют на листе бумаги синюю полоску и под ней рисуют желтую таким образом, чтобы краски смешались. Получится зеленый цвет.Логопед: — Кто же знает, какое волшебство сейчас произошло?Дети: — Мы смешали краски и получили другой цвет. Зеленый.Логопед: Действительно, у нас получилось смешение цветов. А сейчас мы с вами познакомимся со смешением звуков!Тема занятия— Мягкий знак. Мягкие согласные.Ход занятия.Логопед:Звукограде в ЗвукоградеВсем гостям все очень рады!Гласные, согласныеСиние и красные -Повстречали мягкий знак,Стал согласным он как брат!Гласным всюду стал мешать,Неужели выгонять?Ребята, вот, послушайте, что получилось: ЛЬАПА, ОСЬЕН, СЬАДИК – СЛОВА ВСЕ СТАЛИ НЕУЗНАВАЕМЫЕ!!! Как думаете, что с ними произошло? Что за слова пытались сказать Звукоградовцы?Дети: в словах неправильно произносятся! Логопед: — Да, верно. В словах откуда-то появился мягкий знак. Мягкий знак – это такая буква, которая пишется, но не слышится, а только добавляет мягкости впереди стоящим согласным звукам. А все произошло потому, что в город приехал новый житель Ь. Он носит желтую рубашку и все согласные звуки, которые стоят перед ним, становятся мягкими.(на стенд вывешивается схема, а так же буква Б синяя и Ь желтый.)Ребята, смотрите, вот если после Б поставим мягкий знак- что получится? Какого цвета будет звук?Дети: — Получится Б` зеленого цвета.Логопед: Правильно! И так будет со всеми согласными звуками! (К ТАБЛИЦЕ С СОГЛАСНЫМИ ПРИСОЕДИНЯЕМ МЯГКИЙ ЗНАК, ДЕТИ ДОЛЖНЫ ОЗВУЧИВАТЬ, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ, ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ НА ТО ЧТО СИНИЙ СМЕШИВАЕТСЯ С ЖЕЛТЫМ И ПОЛУЧАЕТСЯ ЗЕЛЕНЫЙ, НАПРОТИВ ТВЕРДОГО СОГЛАСНОГО В ОКОШЕЧКО ПОМЕЩАЕМ МЯГКИЙ ЗВУК В ЗЕЛЕНОЙ РУБАШЕЧКЕ. )Дети: произносят твердый и мягкий звуки.Логопед: Вот видите, как здорово все получается! Все согласные с удовольствием подружились с мягким знаком! Поселили его в маленький домик с желтой крышей. (Вывешивает маленький домик)-А вот фокус какой, некоторые звуки в синих рубашках не захотели дружить с мягким знаком.( Подносит мягкий знак к звукам Ш,Ж, Ц. Дети пытаются произнести их мягко. )Логопед: — Вот ребята, это звуки, которые всегда-всегда твердые! Запомните их! Если они согласные и твердые, то будут носить рубашки какого цвета?Дети: Синего!(Логопед Показывает в таблице буквы (жителей замка с синими башенками в синих рубашках) )- А некоторые так на них обиделись, что навсегда остались мягкими! (Звуки Ч и Щ пробуем произнести с мягким знаком и без)Дети: Не получается!Логопед: А эти звуки тогда какими будут?Дети: — Всегда мягкими согласными звуками в зеленых рубашечках!Логопед: — И будут всегда жить в зеленом замке!Физкультминутка «Хоровод»На полянке ЗвукоградаСобирается народВесело поют ребятаДружно водят хоровод!(шагают по кругу взявшись за руки, на последнее слово строчки останавливаются и протопывают слово, прохлопывают в ладоши, наклоняют голову вправо-влево и моргают глазами на каждый слог) Логопед:- Наши горожане опять затеяли игру и запутались! Давайте им помогать!На поляне(панно с замками) разбросаны фишки синего, красного и зеленого цвета. И картинка с ЛОСЕМ, СОЛЬЮ, КОСТЬЮ.Логопед:игра называется «ЗВУКИ УГАДАЙ, СЛОВО СОСТАВЛЯЙ!»(Дети СОСТАВЛЯЮТ СХЕМУ СЛОВ, определяя гласные и согласные звуки. Составляют буквенную схему слова из красных и синих прямоугольников. Отвечают на вопросы логопеда: звук С в конце мы слышим мягким. Но ведь этот звук может быть и твердым? Значит что то его заставило стать мягким? Правильно, это мягкий знак! В конце под буквой Ь ставят желтый квадрат.- С синий, мягкий знак желтый, значит получим звук в какой рубашечке? Правильно, в зеленой! Дети ставять в конце схемы зеленую фишку)То же проделывают с другими словами.Логопед:- Давайте теперь посчитаем, сколько букв в словах, которые мы с вами составляли? И сколько звуков? Подумайте, мы с вами мягкий знак произнести можем отдельно от всех звуков?Дети: — Нет!(считают буквы и сопоставляют со звуковыми схемами — сравнивают)Логопед: Как думаете, почему же у нас букв больше, чем звуков?Дети: — потому что есть буквы, которые не имеют звуков!Логопед: — Все верно, буквы, которые не имеют звуков, смешиваются в речи с звучащими буквами и получаются смешанные звуки. У нас появились мягкие согласные, которые поселились в зеленом замке рядом с домиком мягкого знака!Игра «Хлопни, если услышишь».Логопед произносит звуки: ль, н, вь, д, т, сь, п, м, ж, ч. Дети хлопают, обсуждают ошибки.Детям предлагается зарисовать правила:
ж , ш и ц всегда твердые, |
ч и щ всегда мягкие, |
согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. |
Отлично, ребята! Звукоградовцы рады были с нами поиграть, но им пора домой. До свиданья!