Автор: Лариса Владимировна Акшенцева
Использование активных методов обучения
на уроках в начальной школе.
Сл.1Активные методы обучения
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.Сл.2
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Сл.3Активные методы обучения( АМО) — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
В начальной школе на уроке мы часто используем игровые моменты.
Для каждого этапа урока есть свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Сл.4
Динамично помогают начать урок такие методы, как
— «Галерея портретов»
— «Подари подарок другу»
— «Поздоровайся локтями»
— «Улыбнемся друг другу»
Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями.
Сл.5Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала помогают следующие методы:
— «Магазин»
— «Парный выход»
— «Светофор»
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Сл. 6Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются методы «Ульи» — обсуждение в группах.
«Кластер» Сл.7Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее. В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры.
Сл.8Метод «Творческая мастерская» применяется на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книжки –малышки необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов — главная цель этого урока.
Также на этом этапе хорошо использовать метод «Синквейн«.Сл.9
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «пшеница» (к уроку литер.чтения)
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна (золотая, зрелая).
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна (созревает, растет, колосится).
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы (Зреет в поле пшеница).
Последняя строчка — это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение (хлеб)
Этот метод хорошо использовать на уроках русского языка при изучении «словарных слов».
На этапе рефлексии можно применить следующие методы:
— «Незаконченное предложение»
— «Телеграмма»
— «Земля, вода, воздух,огонь.»
Как и у каждой методики здесь есть свои плюсы и минусы.Сл.10
+ Активные методы обучения помогают — развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
— Дети начальной школы в виду психологических особенностей своего возраста не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Сл.11Спасибо за внимание!