Дидактические игры в системе работы с детьми с ОНР

Автор: Клевцова Людмила Владимировна

Статья учителя-логопеда Клевцовой Л.В.

 «Дидактические игры в системе работы с детьми с ОНР»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в результате которой формируется его личность. В игре ребенок знакомится со многими свойствами и качествами окружающих его предметов. Через игру ребёнка можно знакомить с растениями, с домашними, дикими животными и т.д. В дошкольном возрасте игра становится средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых (родителей, педагогов) с ребенком, особенно с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. Огромную роль в развитии ребёнка играют дидактические (обучающие) игры.

Дидактические игры – это игры, созданные взрослыми для развития способностей у детей, очень важны в развитии интеллекта детей. Сущность
дидактической игры заключается в том, что дети решают
умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой
форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные
трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как игровую, это повышает его умственную активность.

Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Многие игры имеют «запрещенные правила», которые ограничивают действия и слова играющих. Например, в игре «Чего не стало?» требуется закрыть глаза и не открывать их, пока не будет дан сигнал.
Добросовестное выполнение правил приучает к честности,
справедливости, вырабатывает силу воли.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в
неразрывной связи с развитием у него логического мышления и
умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую
задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать
сходство и различие, обобщать, делать выводы, что вырабатывает у ребёнка внимательность и наблюдательность.

В играх с игрушками, разными предметами, с картинками,
природным материалом происходит накопление чувственного
опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей.

Увлечение игрой повышает способность к произвольному
вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и
прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством для активного развития как обычного ребёнка, так подготовки детей к школе.

Дидактические игры можно разделить на три вида:

1. Предметные – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты) «Вершки и корешки», «Путаница», «Узнай вкус». В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах объектов природы.

2. Настольно-печатные – это настольное лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы.

3. Словесные – это игры со словами и содержанием, которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей.

Структурные составляющие дидактической игры:

— дидактическая задача;

— игровые действия;

— правила игры;

— результат.

В играх со взрослыми дети приобретают знания, умения и опыт, которые далее применяют в самостоятельной игре или уже учат других детей, реализуя накопленный опыт.

Играя с ребенком, запомните, что не следует подавлять инициативу ребенка, нужно играть с ним на равных, осторожно направляя его.

Играя вместе с ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон родителей и педагогов вселяет в ребенка уверенность, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть и играют. Таким образом ребёнок попадает в ситуацию успешности, которая является стимулирующим механизмом к активизации ребёнка и желанию продолжать познавать мир!

×
×