Автор: Фахрисламова Гульфира Загидуловна
«Сочетание традиционных и инновационных форм работы с родителями детей дошкольного возраста»
Актуальность проблемы взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации обусловлена изменением требований к дошкольному образованию, связанных с принятием закона «Об образовании в РФ», введением Федеральных государственных стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Родители в настоящее время понимаются как партнер и активный субъект образовательного процесса, что качественно измеяет условия взаимодействия педагогов и семьи.
Многие специалисты по работе с семьей (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Е.С. Евдокимова, С.Ю. Епифанова, O.Л. Зверева, Т.В. Кротова, О.В. Солодянкина и др.), одним из ведущих условий социально-личностного развития ребенка считают повышение культуры родителей, их педагогической образованности, просвещенности, которое обеспечивает включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Сотрудничество современной семьи с работниками дошкольной образовательной организации зависит от того, насколько родители настроены на взаимодействие с педагогами. Важную роль играет выбор эффективных форм взаимодействия с семьей, которые способны заинтересовать и мотивировать родителей на сотрудничество с дошкольной образовательной организацией.
В современных условиях взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации должно основываться на принципах сотрудничества, с использованием активных инновационных форм, призванных заинтересовать родителей и сформировать у них желание и стремление быть полноправными партнерами и активными субъектами образовательного процесса. Для этого необходимо создать условия для формирования мотивации современной семьи на сотрудничество с работниками дошкольной образовательной организации, используя традиционные и инновационные формы взаимодействия.
Важным условием, определяющим эффективность решения тех или иных задач в работе с родителями, является подбор соответствующих форм взаимодействия с ними. Традиционные формы работы с родителями включают информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Это родительские собрания, семинары-практикумы, консультации, беседы, уголок для родителей, организация совместных праздников, открытые занятия.
Для того, чтобы родители на практике были активными участниками в процессе взаимодействия с ДОО необходимо использовать не только традиционные формы работы с родителями, но и активные, инновационные формы. В работе с родителями можно использовать различные формы интерактивного взаимодействия: сайт детского сада; редакционно-издательская деятельность: электронная газета, журнал; электронная почта; дистанционные конференции, создание страницы группы в социальных сетях и т.д. Одним из видов инновационной формы работы с родителями являются создание мини-музея в группе ДОО.
В своей работе я постаралась отразить все нюансы работы по созданию мини музея (см. таблицу).
Практика показывает, что мы еще далеко не полно используем
возможности родителей, а это значит – надо искать всё новые и новые формы и методы работы с семьёй, укреплять творческий союз педагогического коллектива и родителей.
Создание мини музея
Основной |
выбор помещения или уголка в |
Формирование коллекций, экспозиций |
Приглашение детей мл. групп и родителей |
Заключительный |
Подготовка |
определяем тематику мини-музеев
|
Сбор информации по теме |
Подготовительный |
Выбор и подготовка
|
Регистрация экспонатов в каталоге |
Сбор экспонатов |
Консультации, определяем |