8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Знак, символ, хореография

Автор: Дарья Сергеевна Поливода

Знак, символ, хореография

 

Развитие хореографического искусства происходит, основываясь на мировоззрении зрителя. С течением времени меняются программы, репертуар, осуществляется пересмотр школ. Неизменно только одно – это человеческое тело, но хореограф, изучающий человека, всегда находится в поиске. Именно поэтому происходит динамика развития хореографии.

Формирование и развитие хореографии осуществляется вследствие развития знаковой системы.

Язык хореографии  — знаково-символическая система ритмически упорядоченных движений человеческого тела, служащая для передачи эмоциональных составляющих танцующего, а также социальной и культурной информации.

По мнению Л. О. Резникова: «…в жизни человеческого общества знакам принадлежит исключительно важная роль. Только с их помощью люди могут осознавать окружающую действительность, выделять и обобщать ее существенные стороны, связи и отношения, формулировать ее законы, систематизировать опыт и знания и сообщать друг другу свои мысли чувства и желания. Это значит, что знаки являются необходимым орудием человеческого познания и средством общения» [2, c. 4-5].

В хореографическом искусстве трактовка текста танца также может быть двоякой: текст как знак и текст как определенная совокупность знаков. Принято выделять две группы знаков: 1) знаки-изображения (иконические); 2) знаки-признаки (симптомы, индексы, индексаторы). Знаки-изображения – это статические позиции и положения, система классических движений, выработанная в процессе исторического развития. Именно в балете «Ледяная дева», главная героиня выполняет приемы, характерные ее образу. Это резкие и колкие позиции ног и рук, выполнение таких движений как: тирбушон, заноски, шпагаты.

Знаки-признаки – спонтанные, непроизвольные выразительные движения и жесты. Приведем пример из балета «Эсмеральда». В первом акте главная героиня выполняет жестикулирующие движения руками. Круговыми вращениями рук, она как будто говорит: «пошли со мной танцевать». Этими жестами цыганка зовет в свой танец поэта – Гренгуара.

Всякое обозначенное предполагает наличие языка, которым оно обозначается. Знак, движение, па, поза как система букв, сами по себе ничего не означают без осмысления. Без вкладывания в них внезнаковым носителем (танцором) определенного смысла, идеи, чувств, настроения, состояния.

Кроме того в хореографии существует не только система знаков, но и символов. Символ, всегда связанный с символизируемым содержание, не нуждается в дешифровке. Белый лебедь-Одетта, как символ чистоты и непорочности понятен всем, ровно как и черный лебедь, символизирующий совсем иное восприятие символа, по существу, захватывает сознание целиком. При этом символ остается многозначным, смысл его может быть как явным, так и скрытым, требующим личностного усилия. В случае узкопрактического подхода, безразличного к дальнейшей интерпретации, символ подменяется знаком, проясняясь но переставая быть символом с его смысловыми нюансами (так в свое время осталась непонятной постановка «Весны священной» (И. Стравинский, Н. Рюрих, В. Нижинский), воспринятая как покушение на какноны классического танца).

Также символ и знак в хореографическом искусстве вбирал в себя глубинные смыслы человеческого существования. Они выступают содержательно многозначными символами, призванными пробудить сознание, эмоции и чувства, способствовать интеграции частных значений в основной смысл.

Чем же отличается символ от знака? Знаком может быть любая материальная вещь, слово, движение, которое что-либо обозначает или подразумевает конкретную мысль. Так, например, прикладывая указательный палец к губам, мы тем самым хотим обозначить, что следует быть тише.

Символ же более абстрактное понятие, оно, опираясь лишь на несущественные признаки, символизирует кого-то или что-то. Следует отметить, что знак опирается на более существенные признаки, то есть те, без которых предмет не сможет нести особого значения или смысла. А символ же, путем отвлечения дает не точное обозначение предмета, а лишь абстракцию, то есть символизирует.

Символ, обладающий подвижной областью означаемого, в отличие от знака, привязанного к определенному контексту, тем содержательнее, чем больше его неоднозначность – множественность интерпретаций символа есть способ его бытийствования. Для адекватного понимания смысла символа требуется определенный круг общих представлений: культурный, исторический и ситуационный контексты.

Знак воспринимается всеми участниками «договора» в языке индийского танца даже  каждое движение мизинца или брови имеет свое значение и должно быть полностью оправдано. С помощью многочисленных комбинаций поз и жестов, уже по отдельности означающих определенное состояние или объект, исполнитель рассказывает целую историю, легко понятную зрителю, который хорошо знаком с условными значениями.

Также нужно отметить то, что в хореографии должны быть идеально технически-оснащенные исполнители. Иначе тацовщики не смогли бы передать всю знаковую систему зрителя через танцевальные движения. Ведь в балете исполнители должны удивлять зрителя, хореограф удивлять исполнителя, и соответственно зритель удивляться и получать удовольствие от увиденного.

Итак, специфика танцевального языка заключается в отсутствии слова, что является его достоинством, благодаря которому развивается пластическая выразительность движений и воплощаются состояния, слову труднодоступные или недоступные совсем. Еще М. Фокин отмечал, что «иногда танец может выразить то, что бессильно сказать слово». Отсутствие слова делает невозможным в танце прямое выражение мысли, поэтому танец «…воплощает мысль косвенно, опосредованно, при этом мысль сколь угодно глубокую», — пишет К. Голейзовский [5, с.230]. Танец передает мысль через чувства прямо запечатленные в образном танцевально-пластическом языке. Чувства и мысль взаимосвязаны, и нередко одно порождает другое. В танцевальном искусстве выражается мысль, преображенная в чувство, наполненное мыслью, т.е. осмысленные чувство, становится основой для передачи эмоционально окрашенной мысли. Также танец выражает мысль через драматургию, заключенную в танцевальном действии. Если это действие раскрывает не внешний ход, а существо событий, то оно тем самым передает их смысл, заключает в себе определенную идею. Осмысленность ситуации, конфликтов и событий хореографического действия также является основой для передачи мысли в танцевальном искусстве. Необходимо в связи с этим отметить, что смысловое значение, выразительность танцевального языка складываются из двух моментов – индивидуальной значимости выразительного движения тела танцовщика и универсального смысла человеческого тела.

Таким образом, знак и знаковые системы содержат знание. Функционируя в процессе деятельности, знаки складываются в символический язык хореографического искусства. Основные коммуникативные знаковые средства раскрывают совокупность выразительных средств особого хореографического языка. Специфика знаков в художественной коммуникации заключается в том, что они выражают не только значение, а также организуются по определенным эстетическим законам: гармонии, ритма, созвучий, контраста. Они предназначены не только передавать информацию об объекте, но обязательно способствовать тому, чтобы у зрителя возникло определенное оценочное, эмоционально окрашенное отношение как к изображаемому, так и к самому изобразительному знаку. Язык танцевального искусства представляет собой совокупность пластических мотивов (интонаций), с помощью которых строится знаковая танцевальная система. Основным элементами танцевального языка являются разнообразные движения и положения человеческого тела, собственно пластика, эмоциональные и деятельные движения.

Литература.

1.     Панферов, В.И. Мастерство хореографа: учеб. пособие / В.И. Панферов; Челяб. гос. акад. Культуры и искусств – Челябинск: Издательство ООО «Полиграф-Мастер», 2009. – 56 с.

2.     Резников, Л.О. Гносеологические вопросы семиотики / Л.О. Резников. – ЛГУ, 1964. – 303 с.

3.     Захаров, Р.В. Сочинение танца / Р.В. Захаров. – Искусство, 1989. – 236 с.

4.     Фокин, М. Против течения / М. Фокин. – Искусство, 1981. – 260 с.

5.     Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. – Искусство, 1964. – 230 с.

×
×