Автор: Торхова Наталья Владимировна, Кусмарова ина Васильевна
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОЗИТИВНОГО МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Кусмарова Нина Васильевна,Торхова Наталья Владимировна,
воспитатели МБУ детский сад №51 «Чиполлино», г.о.Тольятти
В Самарской области проблема проявления толерантности стоит очень остро, поскольку мы живем в многонациональном обществе. Её актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение общества по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм все чаще проникают в нашу жизнь через средства массовой информации. В детских садах и школах Украины стараются внушить, что русские их враги. Поэтому воспитывать детей в духе толерантности нужно начинать с дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтов.
Таким образом, чувство общности и способность «увидеть» другого, являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к другому человеку. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие, формирует толерантность. В дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения.
Приступать к работе по толерантному воспитанию необходимо одновременно с двух сторон:
— просвещение взрослых;
— приобщение детей к освоению ненасильственных методов межличностной коммуникации.
На современном этапе необходимо выстраивать цели и процесс воспитания дошкольников так, чтобы научить их регулировать свое поведение, приобщить их к общепринятым нормам поведения, помочь детям адаптироваться в окружающей среде так, чтобы в результате наших усилий они создали вокруг себя поле относительной безопасности, толерантности и счастья.
Наш детский сад посещают дети разных национальностей, поэтому мы создаём условия для успешного вхождения в жизнь детей разных национальностей, детей с ограниченными возможностями. Мы обеспечиваем право каждого ребенка на качественное образование при полном уважении его культурной самобытности, тем самым формируем у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Это и будет являться главной целью по формированию толерантности у детей дошкольного возраста.
Проблему толерантности с детьми мы решаем через игры, образовательную и трудовую деятельность; с взрослым проводим совместные мероприятия, тематические родительские собрания, круглые столы, консультации и другие формы работы.
Поскольку формирование толерантности у человека проходит ряд стадий, мы условно выделяем уровни проявления толерантности:
— когнитивный — знание ребенком основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;
— эмоционально-оценочный — осознание того, что мир неоднороден, признание права на отличие;
— поведенческо-рефлексивный — устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека, его прав; критическое отношение к своему поведению, самоанализ, рефлексия.
В нашем детском саду содержание игровой, образовательной и трудовой деятельности с дошкольниками ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта. Такой подход к организации педагогического процесса позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.
В игровую деятельность обязательно включаем фрагменты игр разных национальностей, разучиваем заклички, речёвки, считалки.
В образовательную деятельность по воспитанию толерантности включаем тематические недели: «Кто Я?»; «Я и моя семья»; «Дом, в котором я живу», «Нам на улице на страшно», «Традиции и праздники», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка».
На мероприятиях, с участием родителей, обязательно готовим национальные блюда, знакомим детей с их особенностями.
В итоге хочется отметить, что используемый опыт работы формирует у детей:
— первые моральные суждения и оценку своего и чужого поведения;
— первоначальное понимание своей и чужой психологической границы;
— возрастает действенность толерантного поведения;
— возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой;
— чувство патриотизма; уважение к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
— умение сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
— ответственное отношение к своим трудовым поступкам, тщательность в работе, дисциплинированность.
Мы надеемся, что это заложит моральные ценности ребёнка, нормы поведения, сформирует представление о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, уважение к ним, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтов.
Список используемой литературы
1. Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2013
2. Вовк, Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. — 2003.
3. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы. – СПб., СОЮЗ, 2013. — 176 с.
4. Кочкина А., Лосева Н., Сташенков Д. Выставка «Археология детства: игрушки, игры и обряды в традиционных обществах» // Самарская область. Этнос и культура. Информационный вестник. – 2005. С. 15-18.
5. Мириманова, М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. — М., 2012.
6. Сапунова В.С., Лазарева Л.С., Чичканова Т.А. Формирование у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к малой родине на основе традиций этнокультур Поволжья // Ред.: Кочетова Н.Г., Лысогорова Л.В., Чичканова Т.А. (отв. ред.). — Самара: ЦДК «F 1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2013. С. 200-207.