Автор: Галина Анатольевна Опушнева
Конспект занятий в старшей группе на тему:
«Мартинички зовут весну»
Цель: Уточнить и обобщить знания детьми о названиях весенних месяцев, расширить представления детей о весне.
Задачи: познакомить детей с технологией изготовления русской обрядовой куклы «Мартинички», развивать у детей мелкую моторику рук и первичные навыки рукоделия.
Оборудование: нитки шерстяные красного и белого цвета, ножницы, клубочки разных цветов, корзинка.
Ход занятия.
Организационные моменты.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(дети здороваются)
Станем рядышком по кругу
Скажем, здравствуйте друг другу.
Нам здороваться не лень
Всем «привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.
Деньки стоят погожие
На праздники похожие
А в небе солнце теплое
Веселое и доброе.
Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети: в этом стихотворении говориться о весне.
Воспитатель: А как вы думаете, сколько месяцев длится весна?
Дети: три месяца.
Воспитатель: А вот какие месяца вы сейчас узнаете. Я Вам предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко», вы должны угадать какое слово пропущено.
пришла зима. И каждый раз спешит весна и месяц …. (март);
за ним другой стучится в дверь.Он называется …. (апрель);
и третий месяц вспоминай Как называется он…..? (май).
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете весенние месяца.
Воспитатель: А в старину эти месяцы назывались по другому.
Март- капельник.
Воспитатель: почему так называли?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Апрель – водолей.
Воспитатель: почему так называли?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: май — травень.
Воспитатель: почему так называли?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно. В городе весна уже пришла, а в лесу еще лежит снег, так чтобы природа совсем проснулась в народе был такой обычай, изготавливали необычных куколок. Их называли Мартинички (по первому месяцу весны) с помощью этих куколок завлекали весну (их развешивали на деревьях).
Воспитатель: Сегодня мы с вами поможем природе скорее проснуться.
Воспитатель: ребята, посмотрите, у меня на столе стоит корзинка. А что в ней лежит? Давайте посмотрим.
Дети: клубочки.
Воспитатель: правильно
Воспитатель: давайте их рассмотрим.
Воспитатель: какого они цвета? (дети перечисляют)
Воспитатель: А какие они на ощупь?
Дети: (мягкие, пушистые, колючие, нежные)
Воспитатель: а как вы думаете, на какое время года они похожи?
Дети: (белый на зиму, желтый на осень, оранжевый на осень, красный на лето)
Воспитатель: А сейчас какое время года наступило.
Дети: весна.
Воспитатель: Давайте выберем клубочек, который похож на весну и с ним поиграем.
Дети: на весну похожи зеленый клубочек.
Воспитатель: я вам называю слова, а вы подбираете слова, обязательно весенние:
— весной солнце г….
Дети: (греет, пригревает, ласкает).
Воспитатель: Весной сугробы ….
Дети: (тают, оседают).
Воспитатель: Весной на деревьях почки ….
Дети: (набухают, лопаются, раскрываются).
Воспитатель: Весной птицы ….
Дети: (возвращаются, прилетают, вьют гнезда, выводят птенцов).
Воспитатель: Весной ручьи ….
Дети: (бегут, журчат, звенят).
Воспитатель: молодцы.
А для изготовления куколок мы возьмем два цвета: красный и белый. Сейчас я вам покажу как их сделать.
(показывает воспитатель)
Давайте попробуем их сделать.
Пальчиковая гимнастика
Раз — весна,
два — капель
три – сосульки тают
март пришел
придет апрель
птицы прилетают
Воспитатель: Мальчики будут деталь мальчика из белых ниток, а девочки из красных ниток девочку.
(дети выполняют работу).
Воспитатель: Ой, какие замечательные куколки получились, все справились с заданием (молодцы).