8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Обучение химии детей, испытывающих трудности в освоении учебной программы

Автор: Елена Александровна Бедарева

Рост количества детей с отклонениями в развитии и поведении, увеличение числа учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией в общеобразовательных классах приводят к проблемам с освоением предмета и необходимости пересмотра методики преподавания. К этому же призывают требования Стандартов, ориентированные в основном на становление личностных характеристик. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечиваетпостроение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся[1].

          К сугубо специальным педагогическим понятиям в таком случае относятся «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация».

           Коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка. В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности), на развитие его интересов и склонностей, что немаловажным, а может быть является доминирущим мотивом на начальном этапе обучения химии.

           Компенсация — это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых функций организма. Процесс компенсации учитывается при заучивании новых терминов, знаков, теорий. В процессе компенсации в организме ребенка происходит формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций [2].

           Адаптация школьная — это процесс приспособления ребенка к новым условиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира. Особенно это характерно для обучающихся 8 классов, где химия вводится как новый предмет, наряду с биологией и физикой, развивая область познания «Естествознание».

            Реабилитация социальная  — это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками. Реабилитация особо усиливается при развитии коммуникативных навыков (работа в группе, реализация проектной работы и т.п.)

      В любом случае учителю приходится иметь дело с различными случаями детской исключительности, со сложными или с более легкими отклонениями от нормы, и работа даже с этой категорией детей будет идти безусловно успешнее, если педагог по мере сил и возможностей, будет учитывать требования коррекционной педагогики. [2, 3].

       Химия – наука непростая, ведь недаром ее начинают изучать только в 8-м классе, когда школьники уже имеют определенные знания по математике, физике, биологии, географии и др.

      Определим некоторые методы обучения химии, наиболее эффективные  для обучающихся, испытывающих трудности в освоении программы по предмету.

а) Группа словесных методов.

Устное изложение. Беседа.

       В процессе преподавания химии я, как и многие учителя часто применяю монологическое и диалогическое устное изложение учебного материала. При обучении химии в 8-9-х классах  обычно использую комбинированное изложение, то есть, рассказ и объяснение учебного материала с различными видами беседы. Рационально применяемое изложение обеспечивает такое усвоение учебного материала, при котором с каждым термином в сознании учащихся возникают конкретные ассоциации, образы и понятия, а с каждой формулировкой – суждения, отражающие реальные свойства, отношения и взаимные связи веществ и химических систем [4]. Сложность заключается в том, что если в классе находятся дети с нарушением слуха, необходимо выполнение обязательных приемов (внятная, спокойная речь, проговаривание лицом к слушателю, неоднократное повторение и т.п.). Необходима поддержка иллюстративным материалом, специальными карточками, что так же является актуальным и для детей с  задержкой психического развития.

      Для достижения полного формирования химических представлений и понятий устное изложение часто строится на основе уже ранее изученного материала с использованием не просто наглядности, но и демонстрационного химического эксперимента. Для развития памяти учащихся применяю следующие методические приемы: вспомнить (чаще просмотреть) ранее проделанный опыт, поставить логические (или просто) вопросы, использовать аналогии, рисунки, таблицы и т.д. Сама проблема, излагаемая в изучаемом материале расчленяется на более частные подпроблемы, имеющие свои подцели, которые решаются в определенном порядке. Изложение начинаю с проблемы и заканчиваю различными способами ее решения, в том числе предложенными обучающимися. Активность учащихся повышается, если изложение проводится не просто проблемно, а знакомо, т. е. постановка вопроса за вопросом ведет к поиску ответа. Это определенный квест для обучающихся. Но особенность в том, что вопросы составлены для всех групп обучающихся – способных усвоить, слабо способных и неспособных. Неспособные – это дети, которые в силу различных объективных причин испытывают трудности в освоении программы по предмету. Благодаря мимике, жестам, интонациям и другим средствам устная речь более выразительна и потому более доходчива, чем письменная. Выразительность и доходчивость устной речи изменяются в зависимости от ее техники. Таким образом, использование проблемного подхода в сочетании со словесными методами обучения позволит повысить эффективность обучения.

б) Группа наглядных методов

           В основе наглядных методов обучения лежит непосредственное восприятие учащимися изучаемых предметов, явлений и процессов природы, общественной жизни, языка, искусства или плоскостных и объемных наглядных пособий, изображающих эти предметы и явления [4]. Здесь особое значение имеет лабораторный эксперимент, который состоит в том, что учащиеся именно под контролем учителя самостоятельно выполняют опыт, руководствуясь устной или письменной инструкцией.  Сочетание эксперимента со словом учителя осуществляется различными способами, которые определяются различными причинами, что можно проиллюстрировать в виде алгоритмов.

         Наблюдение. Наблюдения совершаются тем успешнее, чем лучше разъяснены их необходимость и цель, чем лучше учащиеся подготовлены к этим наблюдениям (наличие необходимых знаний и навыков). При демонстрировании предметов и явлений по химии в классе необходимо широкое применение схем, моделей, так как они помогают правильному и всестороннему восприятию, абстрагированию и более быстрому созданию необходимых представлений и понятий. Думается, что применение разнообразных видов наблюдений способствует повышению активности и самостоятельности [4].

         Желательно привлекать учащихся к изготовлению учебного оборудования, чтобы не только более широко применять наглядные методы на уроках химии, но и повышать мотивацию к обучению.

в) Группа практических методов

           Среди практических методов преподавания химии наибольшее значение имеет учебный эксперимент, который является одновременно и способом добывания знаний и видом практики, подтверждающей их истинность [4].

           Используя вышеописанные методы, можно определить целесообразность включения того или иного материала в содержание учебного предмета, найти критерии отбора знаний, умений и навыков и пути их формирования в процессе обучения химии [3,4].

Литература:  

1.                 Федеральный государственный стандарт основного общего образования. (Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

2.                 Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.

3.                 Поспелов, Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / , Н.Н. Поспелов. – М.: Издательский центр «Академия», 1989. – 342 с.

4.                 Пак М.С. Дидактика химии. – СПб: ООО «ТРИО», 2012. – 457 с.

×
×