Автор: Романова Наталья Ивановна
v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}
Normal
0
false
false
false
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Лаишево
Учебно-методический материал по живописи
АКВАРЕЛЬ- 1 год обучения
(пособие для педагогов, учащихся ДШИ)
Авторская программа
преподавателя первой квалификационной категории
Романовой Натальи Ивановны
Г. Лаишево, 2021 год
РЕЦЕНЗИЯ
Рисование акварельными красками — это одна из древнейших техник живописи. Это пособие предназначено в помощь педагогу, где разработано 17 занятий в определенной последовательности на период 1 год обучения по курсу «Акварель».
Методическое пособие может быть хорошим самоучителем и для начинающих художников любого возраста, которые шаг за шагом смогут освоить технику акварели в короткие сроки.
Цель этого курса заключается в передаче тех знаний и опыта, которые накопились за годы работы на базе МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Лаишево.
Рецензент Пимурзина Ф.А.,
преподаватель высшей категории,
заведующая художественным отделением
Содержание
1. Пояснительная записка …………………………………6
2. Учебно — тематический план ………………………….9
3. Методический материал по живописи ………………..10
4. Инструменты и материалы ………………………….…20
5. Словарь терминов ………………………………………21
6. Три основных правила живописи ………………..….. 23
7. Литература ………………………………………………24
Пояснительная записка
Живопись является основной учебной дисциплиной в системе художественного образования и эстетического воспитания молодых специалистов. Живопись как самостоятельный учебный предмет имеет неограниченные возможности для развития творческих способностей у учащихся, для формирования эстетического вкуса и потребностей, для приобретения специальных умений и навыков отображения действительности.
В основу материала по живописи положен принцип единства обучения и последовательного освоения изобразительной грамоты в технике «Акварель», процесс познания и наращивания качественных навыков у учащихся.
Перед / педагогом / в средней школе или студии стоят задачи эстетического воспитания, развития художественного вкуса, творческих способностей у учащихся. Все эти задачи требуют выработки методически обоснованной, последовательной и целенаправленной системы обучения, соответствующей профилю специальности.
Педагог должен не только владеть достаточным уровнем умений и навыков рисования, но и в полной мере представлять себе процесс рисования как результат художественно — образного познания окружающей действительности, место изобразительной грамоты в развитии эстетического восприятия и творческой самореализации учащихся.
В основу метода обучения живописной грамотой положено рисование с натуры, в процессе которого формируются необходимые умения и навыки, развивается зрительная память и воображение, активизируется процесс восприятия окружающей действительности, так необходимые для будущих дизайнеров и архитекторов.
Проектируя окружающую предметную среду, обучаемый должен чувствовать и уметь моделировать пространственную взаимосвязь различных предметов, создавать живописные модели предметно — пространственной среды и ее элементов. Отсюда вытекает необходимость воспитания у будущих дизайнеров или архитекторов объемно — пространственного мышления, требует постановки и решения аналитических задач в обучении, как учебного рисунка, так и живописи. Учащийся должен овладеть линией, штрихом, пятном, тоном, цветом не просто как изобразительными средствами, но как средствами художественной, эмоциональной, образной выразительности.
Наша задача научить учащихся не только воспроизводить с натуры постановку по всем законам реалистического изображения. Но сделать небольшие шаги к творческому преобразованию своих работ, анализировать и выявлять конструктивные, декоративные, стилевые качества и закономерности. Практические занятия направлены на решение следующих задач: постижение азов изобразительной грамоты в технике «Акварель», принципов и методов реалистического изображения объемной формы
средствами живописи. Формирование и развитие творческих способностей на основе познания различных техник и художественных материалов.
В предложенной методике значительное количество часов отводится практическим занятиям, начиная с предварительного среза и завершающей постановки из нескольких предметов с цветными драпировками. На этом этапе особенности восприятия трехмерного пространства предмета рисующими и принципы передачи его на плоском листе бумаги, постижения неповторимых индивидуальных образов, формирование целостного восприятия формы и умению передавать его при помощи художественных средств — Акварель.
Изучению практического курса предшествует небольшой лекционный курс по изучению задач живописи, основные понятия о цветовом круге и характеристике цвета, контрасты, необходимые инструменты и материалы при работе с акварельными красками.
При освоении курса можно использовать технические средства и наглядно — демонстративный материал / слайды, репродукции, рисунки-образцы, видеофильмы /. Применение их в учебном процессе ускоряет процесс познания изучаемого материала и применения его на практике.
Сложность и последовательность постановок, время их выполнения определены программой, однако в отдельных случаях, в зависимости от уровня подготовки группы, педагогу предоставляется право изменять, сокращать или увеличивать количество времени на их выполнение в пределах общего количества часов, отведенных учебным планом.
Пособие рассчитано на 2 четверти. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, возраст учащихся 10-11 лет.
Данная программа отработана в течение 7 лет на базе МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Лаишево
Методический материал
по живописи
Учебно-тематический план по курсу «Акварель»
№ |
ТЕМА |
Кол-во часов |
||
Теор. |
Прак. |
Всего |
||
1. |
Простой натюрморт из 2-х предметов (предварительный срез). Вводное занятие. |
|
|
3 |
2. |
Основные понятия о живописи (лекция). |
1 |
|
1 |
3. |
Палитра и цветовой круг. Некоторые приемы работы акварелью. |
|
3 |
3 |
4. |
Рисование геометрических тел: куб, шар, цилиндр, (тональная раскладка. Гризайль.) |
|
6 |
6 |
5. |
Рисование простого предмета: 1/ гризайль 2/работа в цвете |
|
6 |
6 |
6. |
Натюрморт из простых по форме предметов на нейтральном фоне. Гризайль. |
|
4 |
4 |
7. |
Этюд драпировки: 1/ гризайль 2/ работа в цвете |
|
6 |
6 |
8. |
Рисование овощей и фруктов на нейтральном фоне. |
|
6 |
6 |
9. |
Натюрморт из нескольких предметов на колористические отношения: а/ теплый б/ холодный |
|
6 |
6 |
10. |
Натюрморт из простых предметов на цветном фоне в технике пуантилизм (точками). |
|
2 |
2 |
11. |
Натюрморт из предметов быта в технике а-ла прима. |
|
6 |
6 |
12. |
Этюд постановки из нескольких предметов контрастных по цвету в технике (по-сырому). |
|
6 |
6 |
13. |
Натюрморт из нескольких предметов, сближенных по цвету на тонированной бумаге. |
|
6 |
6 |
14. |
Натюрморт из предметов быта контрастных по цвету на цветном фоне. |
|
6 |
6 |
15. |
Натюрморт из нескольких предметов с цветными драпировками в технике акварель — пастель. |
|
9 |
9 |
16. |
Постановка из нескольких предметов различных по фактуре на цветном фоне. |
|
12 |
12 |
17. |
Натюрморт из различных по форме предметов и цветных драпировок (смешанная техника). |
|
12 |
12 |
|
ИТОГО: |
|
|
102 |
1. Предварительный срез — 3 часа
Натюрморт из 2-3 простых предметов на цветном фоне /акварель/. Задачи: скомпоновать натюрморт в формате; построить, залить предметы цветом, с учетом данного задания.
2. Лекция. Акварель – 1 часа.
История развития акварели. Основные понятия о цветовом круге. Основные характеристики цвета: Цветовой тон, светлота, насыщенность.
3. Практическое занятие – 3 часа.
Инструменты и материалы при работе акварельными красками. Приемы работы красками по сухой основе, по влажной бумаге, вливание одного цвета в другой, пространственные свойства цвета, смешивание. Лессировочный способ работы красками. ( практический показ приемов)
4. Практическое занятие – 6 часов
Натюрморт из гипсовых геометрических тел на нейтральном фоне. Гризайль/акварель/. Задачи: скомпоновать постановку в формате, построить, передать объем при помощи одного цвета с учетом освещения.
5. Практическое занятие – 6 часов
Рисование простого предмета /акварель/ Задачи: скомпоновать на формате А-3, построить и передать объем, фактуру предмета при помощи тона и цвета, с соблюдением правил передачи трехмерного пространства на листе бумаги.
6. Практическое занятие – 4 часов
Натюрморт из простых по форме предметов на нейтральном фоне. Гризайль/акварель/. Задачи: скомпоновать на формате, построить и передать объем при помощи цвета, с учетом освещения
7. Практическое занятие – 6 часов
Этюд драпировки со складками /акварель/.
Задачи: скомпоновать на формате А-3, построить и передать характерные складки при помощи гризайль
8. Практическое занятие – 6 часов
Рисование овощей и фруктов на нейтральном фоне/акварель/.
Задачи: Скомпоновать предметы на формате А-3, передать объем при помощи цвета, с учетом конкретного освещения.
9. Практическое занятие – 6 часов
Натюрморт из простых предметов с введением цветных драпировок на колористические отношения / акварель/.
Задачи: скомпоновать на формате, построить, передать объем и освещение при помощи цвета в теплой и холодной гамме, с раскладкой цветовой палитры.
10. Практическое занятие — 2 часов
Натюрморт из простых предметов на цветном фоне в технике «пуантилизм» /акварель/ Задачи: скомпоновать на формате, построить, передать объем при помощи мазков на плоскости, с учетом изменения цвета в пространстве.
11. Практическое занятие — 6 часов
Натюрморт из предметов быта на цветном фоне в технике «а ля прима”/акварель/
Задачи: скомпоновать на формате, построить, передать объем и освещение при помощи мазков, с раскладкой цветовой палитры в пространстве
12. Практическое занятие — 6 часа
Некоторые приемы работы акварельными красками. Этюд постановки из 2-3 предметов контрастных по цвету по влажной бумаге /акварель/.
Задачи: Скомпоновать на формате и выполнить краткосрочный этюд, передав объем при помощи цвета и тона.
13. Практическое занятие — 6 часов
Натюрморт из нескольких предметов, сближенных по цвету, но разной цветовой насыщенности /акварель, тонированная бумага/. Задачи: Скомпоновать изображение на формате, построить данные предметы и передать объем с учетом преобладания теплых оттенков, их взаимовлияния и освещения.
14. Практическое занятие — 6 часов
Натюрморт из 2-3 предметов, контрастных по цвету на цветном фоне /акварель/. Задачи: скомпоновать на формате, построить и передать объем цветом с учетом освещения и взаимовлияния цветов предметов в пространстве.
15. Практическое занятие – 9 часов
натюрморт из нескольких предметов с цветными драпировками /смешанная техника — акварель+пастель/.
Задачи: скомпоновать и построить на формате, написать с учетом конкретного освещения, передать объем и взаимовлияния теплых и холодных оттенков.
16. Практическое занятие — 12 часов
Натюрморт из бытовых предметов, овощей или фруктов, различных по фактуре на цветном фоне/акварель/.
Задачи: скомпоновать и построить на формате, написать с учетом конкретного освещения, передать объем и взаимовлияния теплых и холодных оттенков, последовательное ведение работы.
17. Практическое занятие — 12 часов
Натюрморт из различных по форме предметов и цветных драпировок /акварель, ту шь.цветные карандаши, фломастеры /.
Задачи: скомпоновать на формате определенную композицию и выполнить работу с творческой подачей, решая вопросы ритма
Инструменты и материалы
Акварельные краски
различаются по качеству их пигмента и по способности их выцветать. Лучше отдать предпочтение отечественным краскам Санкт-Петербургского завода художественных красок «Черная речка», который выпускает акварельные краски в пластмассовых кюветах. Набор №1 состоит из 24 цветов, набор №2- из 16 цветов. Эти краски отличаются хорошей светопрочностыо, имеют широкую цветовую палитру, хорошую насыщенность и яркость. При высыхании следует учесть, что краски светлеют.
Бумага
под акварель выбирают очень тщательно. Она должна быть достаточно зернистой и хорошо проклеенной. Предпочтение можно отдать бумаге типа «скорлупа» или «лен». Они наиболее доступны в продаже. Основное свойство бумаги — не терять качество цвета при высыхании.
Водорастворимые карандаши
очень удобны в выполнении мелких деталей. Их используют как по влажной бумаге, так и сухим способом, подобно обычным.
Водорастворимые мелки
являются альтернативой водорастворимым карандашам. Их можно применить так же как и водорастворимые карандаши.
Кисти
Могут быть крутыми и плоскими, больших и маленьких размеров, но обязательно мягкими и упругими, чтобы во влажном состоянии кисть не топорщилась и имела острый кончик. Это беличьи, колонковые кисти. Некоторые кисти сделаны из комбинированных естественных и искусственных волос, обеспечивая некоторые преимущества кистей из естественного волоса по более дешевой цене. Хороший способ оценить качество кист — посмотреть на ее оправу, т.е. металлическое колечко, скрепляющее волоски. Если оправа не имеет шва, тогда волос кисти закрепляется прочно. Нет ничего хуже, чем купить кисть и находить выпавшие волоски на вашей работе. Дешевые кисти чаще всего имеет недостаток, чем дорогие. Лучшие из них — колонковые кисти которыми чаще всех пользуются художники.
Начинающему акварелисту можно посоветовать размеры кистей: плоские №24, 10; круглые №12, 8, 6. Крупными кистями дают широкие мазки или заливки, а средними и мелкими — прописывают детали. Следует помнить, что длительное время оставлять кисти в емкости нельзя, так как они теряют свою форму и ухудшается состояние ворса. После работы кисти тщательно промывают и заворачивают в сухую ткань до следующего применения.
Мольберт
Для работы понадобится мольберт или станок. От этого слова появилось и
определение «станковая живопись», т.е. живопись , исполненная на мольберте.
Мольберт необходим художнику для поддержки нужного наклона картины во время работы. Поэтому основное требование к мольберту — устойчивость.
Палитра
Применяется для предварительного смешивания красок. Она бывает разной формы и из различных материалов белого цвета. Для этой цели можно использовать белое блюдце, пластик или просто чистый лист бумаги. Не рекомендуется смешивать более трех цветов на палитре из-за появления грязных оттенков.
Словарь терминов
Акварель (от лат. agua-вода)-
краски на растительном клее, которые разводятся водой. Акварельные краски накладываются на бумагу прозрачным слоем. В технике акварельной живописи создаются пейзажи, натюрморты, портреты и сложные композиции.
Алла-прима ( с итал. alia prima- сразу, с первого раза) — способ выполнения живописной работы за один прием.
Гризайль (с фран. gpizaille — серый)-
однотонная, многохромная живопись. В технике гризайль можно работать не только серым цветом, но и оттенком любого другого цвета (коричневого, синего).
Живопись (от рус. живо и писать)-
вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен. Произведения искусств, выполненное любыми красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и т.д.), нанесенные на какую-либо твердую поверхность, называют живописью. Главное выразительное средство живописи — цвет, его способность вызывать различные чувства.
Импрессионизм (от фран. impressionisme- впечатление)- художественная стиль в искусстве последней трети XIX-нач. XX вв., зародившийся во Франции, представители которого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости правдиво передать мгновения жизни. Игра разнообразных мазков, пастообразных и жидких, создают иллюзию воздуха и пространства. Основоположники — Э.Моне, О.Ренуар, Э.Дега,
К.Моне.
Колорит (от лат. color- цвет)-
общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусств. Колорит — одно из средств художественной выразительности в живописи. Он помогает художнику передать настроение в своих работах. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным
Лессировка (от нем. — покрывать глазурью) —
один из способов применения художественных красок, наложение одного красочного слоя на другой, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться единства и гармонии.
Локальный цвет — основной цвет какого — либо предмета без учета внешних влияний. На локальный цвет влияют три признака: а/ освещение б/ пространство в/ окружение
Мазок (художественно-выразительное средство живописи) — след кисти с краской, оставляемый на холсте, листе бумаги, картоне. Техника живописи мазками очень разнообразна и зависит от индивидуальной манеры художника, от задачи, поставленной перед собой, от особенности натуры.
Натюрморт (с фран. nature morte — мертвая природа, натура) — направление в изобразительном искусстве. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но и включать природные формы. Наиболее точное название -тихая жизнь. Как жанр появился в Голландии в нач. XVII в.
Палитра (от фран. palette) —
небольшая тонкая доска, на которой смешиваются краски. Палитра для акварели может и служить чистый лист бумаги. Палитра для акварели делается из белого пластика с углублением для красок. Каждый художник предпочитает определенное количество цветов, имея в виду особый цветовой строй, тоже называют палитрой.
Пятно — силуэтное, тональное изображение в цвете того или иного объекта или его части.
Пуантилизм (от фран.ротШ1ег — писать точками) —
художественный прием в живописи, наносимые на полотно чистые краски в расчете на оптическое смешение красок в глазу зрителя. Изобрел французский живописец Ж.Сера на основе научной теории дополнительных цветов. Другое название пуантилизма — дивизионизм (от лат. divisio — разделение, дробление).
От автора
Белая бумага и водяные краски самый доступный, но не самый простой материал.
Необходимо предупредить начинающих живописцев о том, что пособие не гарантирует мастерства владения кистью.
Мастерство достигается в длительной, упорной и непрерывной практикой работы, где нет места унынию.
Различный путь к достижению цели идет только через практику, в которой данное учебно-методическое пособие должно оказать помощь в ее последовательности. Внимательно изучайте каждую тему, не торопитесь переходить к следующей. Сочетайте теорию с практическими упражнениями. Помните о том, что только уверенное владение основами живописной техники позволит перенести свой замысел на лист бумаги, холст и превратить их в произведение.
Три основных правила при работе с акварелью:
Правило №1
В акварели не допускаются наложение светлого тона на более темный.
Правило №2
В акварели следует идти от светлых тонов к темным.
Правило №3
Прежде чем начать работу, необходимо наметить белые пятна и светлые участки.
Литература.
В. Визер “Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве, Питер, 2006г.
В. Визер “Система цвета в живописи”, учебное пособие, Питер, 2004г.
Н.А. Врублевская (перевод) “Акварель” (Курс для начинающих), Москва, Аст- Астель, 2004г.
Т.А. Ганжало
Натюрморт, М, “Юный художник”, 2003г.
О.В. Иванова
Акварель. Практические советы, М, ООО «Издательство Артель», 2001 г.
И. Иванов
О цвете в живописи /советы начинающим/, часть 2, М, “Юный художник”, 2002г. Б.В. Иогансон
Школа изобразительного искусства, М, «Изобразительное искусство», 1988г.
П. Ломов
Сборник учебно-методической документации, М, 1996г.
А.М. Михайлов
Искусство акварели, М, «Изобразительное искусство», 1995г.
Х.М. Паррамон, Гильермо Фрескет
Как писать акварелью, С-Петербург, «Акварель», 1988г.
Паррамон Эдисионес /издательская группа/ Основы живописи, Санкт — Петербург, 1994г.
Н.М. Сокольникова
Основы живописи, Обнинск «Ти тул», 1996г.
Н.М. Сокольникова
Краткий словарь художественных терминов, Обнинск «Титул», 1996г.