Развитие мотивации на уроках ОБЖ как один из путей повышения качества образования.

Автор: Стародубцева Татьяна Григорьевна

                                                         ГАПОУ ТО «Тобольский

медицинский колледж им. В. Солдатова»                                                 

                                                             Стародубцева Татьяна Григорьевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

Развитие мотивации на уроках ОБЖ как один из путей повышения качества образования.

        

Обновление системы образования требует повышения профессионализма педагогов, предоставления им права на конструирование содержания образования, выбор форм и методов обучения и контроля. Всё это  увеличивает степень ответственности педагогов перед обществом, учащимися и их родителями за конечные результаты учебно – воспитательного процесса.

Проанализировав преподавание ОБЖ с этой точки зрения, я пришла к следующему выводу.  Задача каждого учителя – помочь учащимся в освоении нового материала, используя различные методы обучения. По моему мнению, учитель ОБЖ должен руководствоваться следующим принципом: «Не бывает неинтересных предметов, есть неинтересное преподавание»,  передо мной стала проблема: как разрушить стереотипы, сложившиеся годами и   «неглавный», «неосновной», «второстепенный» (с точки зрения учащихся, родителей, коллег)  предмет ОБЖ превратить в интересный и значимый. Результатом образования должна являться готовность к продуманному, самостоятельному, ответственному действию. В основе всякого действия лежат мотивы, воля и эмоции.

 Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. 

Один из самых важных методов обучения – это побуждение учащихся к самостоятельному освоению знаний, привитие навыков и потребностей в учёбе, развитию мотивации.

Виды мотивации:

1.     Социальная – это поднятие авторитета ребёнка. (Стараюсь похвалить его за хорошее поведение, за усердие в работе на уроке и дома и т. д.)

2.     Прагматическая. (Стремлюсь усилить внимание к предмету ОБЖ, который необходим в жизненных ситуациях, готовит будущих защитников Родины);

3.     Содержательная. (Работая с учениками, способствую формированию знаний, которые пригодятся в нестандартных ситуациях).

 

 Мотивация – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанному с удовлетворением определённых потребностей:

— внутренних (удовлетворение познавательной потребности в процессе обучения),

— внешних (социальный престиж – хорошо учится, удовлетворение амбиций, лидерства, поступление в вуз и т.д.)

В своей работе не забываю, что есть 2 типа  личности учащихся.

Личности 1 типа обычно активны, инициативны; если встречаются трудности, ищут способы их преодоления; продуктивность их деятельности не зависит от  внешнего контроля, они отличаются настойчивостью в достижении цели, ставят перед собой реальные цели, которые можно выполнить.

Личности 2 типа мало инициативны, избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказаться от них, ставят перед собой неоправданно завышенные цели – плохо оценивают свои возможности, неуверенны в себе, выбирают лёгкие задания.

 

 

Существуют следующие методы мотивации:

 

Методы стимулирования:

1.Поощрение;

2.Порицание;

3.Учебно-познавательные игры;

4.Создание ярких наглядно-образных представлений;

5.Создание ситуаций успеха;

6.Свободный выбор заданий;

7.Стимулирующее оценивание;

8.Удовлетворение желания быть значимой личностью

 

Познавательные методы мотивации:

1.Опора на жизненный опыт;

2.Познавательный интерес;

3.Создание проблемной ситуации;

4.Побуждение к поиску альтернативных решений;

5.Выполнение творческих заданий.

 

· 

· 

· 

Стремясь улучшить качество преподаваемого предмета, провожу педагогические диагностики мотивации учения. К ним относятся наблюдение, анкетирование, хронометраж своего дня, шкалирование и др.

 

Например, шкалирование.

При проведении шкалирования предлагаю следующие вопросы:

1. Что побуждает тебя учиться?

а) Обстоятельства жизни: родители требуют, учителя и др.

б) Стремление получить хорошие оценки.

в) Считаю, что образование всегда пригодиться в жизни, в том числе уроки ОБЖ.

г) Нравиться учиться.

2.  Твоё отношение к работе на уроках, выполнению домашних заданий?

          а) Активно работаю редко – когда должны спросить.

          б) Проявляю активность, чтобы не отстать от товарищей. 

          в) Активно работаю на уроках важных для себя, в том числе на уроках ОБЖ.

          г) Работаю активно, т.к. учение доставляет удовольствие.

3. Если бы ввели свободное посещение уроков, как часто ты пропускал(а) уроки?

          а) Не посещал(а) бы большинство уроков.

          б) Не посещал(а) бы половину уроков.

          в) Иногда бы пропускал(а) уроки.

          г) Постарался бы посещать большинство уроков, в том числе и уроки ОБЖ.

4. Какое значение имеет учение для твоего будущего?

           а) Никакого.

           б) Может пригодиться в жизни.

           в) Учусь, чтобы поступить в нужный институт.

           г) Образование необходимо в жизни.

 

Педагогическая диагностика – шкала-градусник.

 

Шкала – градусник позволяет судить о самооценке учащимися своей деятельности и приближённо оценить степень сформированности их мотивации. Например, в конце урока предлагаются следующие вопросы:

 

1.     Сколько времени ушло у тебя, чтобы включиться в работу?

  0 5 10 15 20 25 30 35 40 45  0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

2. Отметь отрезки времени, когда тебе было интересно.

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45   0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

3. Отметь время, когда ты не мог сосредоточиться.

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45   0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

4. Отметь время, когда ты заставлял себя быть внимательным.

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45   0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

________________________________________________________________

5. Отметь время, когда тебе ничего не хотелось делать.

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45    0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

 

2.Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учётом ряда требований.

Правила написания синквейна.

В синквейне 5 строк:

1. понятие (одно слово)

2. прилагательные (два слова)

3. глаголы (три слова)

4. предложение (из четырёх слов)

5. существительное (одно слово)

 

Пример синквейна по теме: «Актуальные вопросы ВИЧ инфекции»:

1.СПИД

2. Опасный, смертельный

3. Калечит, уродует, разрушает

4. Распространяется из-за невежества.

5. Болезнь.

 

 

3.Для укрепления и развития мотивации на уроке применяю следующие активные методы: сообщения, метод проектов, парацентрическая технология (в парах разного вида с обязательной встречей в центре), анализ проблемных ситуаций, использование дидактических материалов с занимательным содержанием.

На своих уроках при объяснении нового материала я стараюсь по возможности упускать некоторые интересные факты и предлагаю ребятам самостоятельно найти их. Это могут быть: тема «Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека» — умышленно упускаю, в каком временном интервале лучше выполнять те или иные действия (лечить зубы, взвешиваться, проводить косметологические процедуры и т.д.) предоставляя возможность ученикам самим найти правильные ответы на эти вопросы; биографии тех ученных, которые изобрели оружие (химическое, ядерное, автомат Калашникова и т.д.) или интересные факты из жизни знаменитых полководцев (тема «Патриотизм и верность воинскому долгу – качество защитника Отечества», «Памяти поколений – дни воинской славы России»); применение тех или иных моделей поведения в разных сферах деятельности человека. На следующем уроке учащиеся презентируют  свои результаты поиска, затем анализируют и связывают с темой предыдущего урока (например, после изучения темы «Искусственное дыхание рот в рот и рот в нос» тема доклада ученика: «Оказание доврачебной помощи. Искусственное дыхание пострадавшему с челюстно-лицевой травмой»).

4.Работая над проблемой «Развитие творческих способностей и мотивации учащихся на уроках ОБЖ»,  встречаю определённые трудности. Некоторые вопросы предмета ОБЖ кажутся недостаточно интересными, порой скучными, что может привести к плохому усвоению материала. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны изучаемых вопросов. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если  есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, игры, в которых следует творчески применить полученные знания, Даже самые пассивные учащиеся включаются в игры с большим желанием. Увлекаясь, ребята не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто не реагировал бы на урок.

 Многие ждут от курса «ОБЖ» ценных советов о том, как выжить на необитаемом  острове, как защититься от хулиганов, как вести  себя девушке в лифте с незнакомым  мужчиной…Конечно, такие темы и подходы должны быть, но, думается, не они являются главными.

 «Лучший поединок – тот, который не состоялся» — этот афоризм должен лечь в основу разговора с учащимися на уроках ОБЖ. Конечно итогом воспитания должен стать человек, способный осознать ценность здоровья (своего и окружающих), знающий правила здорового образа жизни и следующий им, гражданин, который не будет создавать конфликтных и чрезвычайных ситуаций.

Развивая интерес к урокам ОБЖ такими методами и приёмами, наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. К тому же, выше перечисленные методы имеют здоровье сберегательную направленность, снимают усталость, напряжённость умственного труда, повышают работоспособность учеников на уроках.

Впереди всех нас ждут новые поиски, новые заботы в обучении и воспитании подрастающего поколения.

 

 

 

 

 

 

 

×
×