8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Использование природного материала в народной медицине Крайнего Севера»

Автор: Ускова Юлия Владимировна

Тема: «Использование природного

материала в народной медицине

Крайнего Севера»

 

Лекарственные растения.

Народная медицина – важная часть жизни народов Крайнего Севера. Истоки народной медицины Севера уходят в древность. Медицинские рецепты передаются от поколения к поколению. Несмотря на быстрое развитие медицины, народные рецепты лечение продолжают использовать и в наши дни. Объясняется это не только тем, что при лечении болезней используется простые доступные способы и методы, но и тем, что природные материалы дают человеку всё необходимое и для профилактики, и для лечения заболеваний. Поэтому в данной работе большое внимание уделено различным рецептам народной медицины коренных народов Крайнего Севера как некой здоровье сберегающей технологии, основанной на познании секретов природы.

 Мы знаем, что лекарственные растения влияют на человека без «превращения» их в таблетки и настои. Учёными доказано, что многие растения действуют на нервно — психические процессы, происходящие в человеческом организме. Так же  некоторые растения обладают бактерицидным свойством. Например, один килограмм хвойного леса выделяет 4 кг фитонцидов в сутки. А выделение фитонцидов (эфирных масел, смол) – снижает количество стрептококка в воздухе. Поэтому применение хвои в народной медицине огромныё «радиус» действия.

Дыхательные инфекции, не смотря на «природную» профилактику данного заболевания, всё же имеют место среди коренного населения севера. Лечат их с помощью различных настоев. Паром настоя хвои  и багульника лечат простудные заболевания, туберкулёз, бронхит. Эфирные масла этих растений оказывает губительное действие на бактерии дыхательных инфекций. При сильном кашле ненцы употребляют ягоды растения «вороний глаз». Это растение ядовито, но свежее сорванные ягоды  толкут с сахаром, получая сироп. Несколько капель этого сиропа добавляют в тёплую воду и принимают после еды. Также кашель лечат отваром ивы. На Севере её до 8 видов. Снимают кору ивы, отваривают и получают настоящий природный аспирин. Также при простудных заболеваниях применяют морс из клюквы.

Мочеполовая система (нарушение её деятельности) часто связанна с простудными заболеваниями. В качестве мочегонных средств используют отвары хвоща полевого, листья берёзы, сосновой почки, а так же морс из брусники, морошки и черники. А вот можжевельник (как потогонное и мочегонное средство) рекомендуется съедать по несколько свежесорванных ягод.

При желудочно — кишечных заболеваниях применяют отвар рябины. Слабительным средством служат отвар из молодых листьев голубики, брусничная вода, которая получается вымачивании ягод брусники. Вяжущим средством  является отвары из пастушьей сумки, сухих ягод голубики, свежих ягод черники.

При болях в животе, народы севера, пьют отвар берёзового гриба – чаги. Применяется он при гастритах и язвенных болезнях. Отваром и настоем иван-чая также лечат язву и гастрит.

Интересный рецепт лечения желудочно – кишечных расстройств есть в статье Мухачёва А. «…ненцы берут ветки тальника, растущие по берегам рек. Снимают с них кору и после этого ребром ножа соскабливают мякотный поверхностный слой в кружку. Когда кружка заполняется на половину, содержимое заливают кипятком  и дают настояться. После охлаждения содержимое выпивают в 2 — 3 приёма». [16, с.27]

Кровоостанавливающим действием обладают хвощ, листья подорожника, трава пастушьей сумки и спорыша.

Для лечения гнойных ран используют листья чемерицы Лобеля и исландский мох. Камчадалы к ранам прикладывают кору кедрового стланика ( которая обладает бактерицидным действием). Можжевельник обладает антисептическим свойством.

В условиях Крайнего Севера местное население не застраховано от ссадин, порезов и ран. Если рана не очень большая, то для её заживления используют лишайник, который растёт на камнях и скалах. Его собирают в сухую погоду  и хорошо просушивают. Затем его перетирают  в порошок и при необходимости посыпают раны. Если рана большого размера, к ней прикладывают мох сфагнум. Его, прежде чем приложить к ране, заворачивают в бинт или тряпку и прикладывают к ране, делая слабую повязку. Лиственничная смола и лиственничная губка имеет мелкие наросты на дереве. Они содержат агроцин, который так же обладает заживляющим свойством для ран. Смолу разогревают над огнём , пока она не станет тёплой и мягкой, затем прикладывают к ране и не трогают её пока она не отпадёт от зажившего места (эти сведения взяты из статьи Мухачёва А. [16] и книги Василенко Б.И. [4]).

Мышечную боль и слабость помогает побороть ещё одно замечательное растение Севера – радиола розовая. Народы Крайнего Севера применяют в качестве лечебного средства корень этого растения. Его применяют в виде отваров и настоев для повышения физиологического статуса организма.

Формы лекарственных средств, у местных жителей Севера, разнообразны, но отсутствует точная дозировка. В статье Ильиной И. сообщается о том, что у народов коми, например, единым правилом было «каждому человеку – своя горсть, так как все люди разные: толстые и худые, большие и маленькие, и, чтобы трава приносила пользу, каждый должен выпить свою норму, а определяется норма горстью человека» [6. С. 99].

При использовании разных лекарственных трав прослеживается тенденция широкого спектра действия, т.е. применение одного лекарственного средства не только от одной болезни, но от целого ряда заболеваний. Это ещё одно доказательство мудрости северной природы.

 

Продукты животного происхождения.

Применение лекарственных растений имеет важное место в народной медицине народов Крайнего Севера. Но продукты животного происхождения также имеют большое значение для населения как эффективные средства лечения разных заболеваний.

Употребление продуктов животного происхождения  в пищу, уже является профилактикой различных заболеваний.

При лечении болезней дыхательных путей, особой популярностью, у северян пользуется медвежий жир, песцовый, собачий, белухи и рыбий жир. Жир дают больным по столовой ложке в день. Василенко Б. в своих исследованиях показывает, что ненцы используют и желчь медведя, оленя, морской рыбы (омуля): её растворяют в небольшом количестве воды и принимают при сильном кашле [4, с. 48]. А народ коми, помимо свежей, использует и сухую желчь, более удобную в транспортировке и пригодную для длительного хранения. При разделки туши убитого зверя извлекают его желчный пузырь целиком, высушивают его и растирали в порошок, а затем добавляют в чай. Пьют небольшими дозами при кашле, одышке, болях в желудке, сердечных приступах. Щучью желчь рекомендовалось пить по капле в день для профилактики различных заболеваний [6, с. 100].

При лечении желудочно-кишечных заболеваний используют желчь или высушенный и истолчённый глухариный желудок.  При лечении запоров больным дают пить рыбий жир. Ненцы также используют растопленный жир оленя из расчёта 2 столовые ложки раз в день.

Для лечении ожогов применяют свежую оленью кровь: кусочек оленьей шерсти обмакивают в свежую оленью кровь и приклеивали к месту ожога, через два дня её снимают, и от ожога ничего не оставалось. Олений волосок народы Севера использовали в качестве дренажа для стока гноя и жидкости из пузырей, образовавшихся от ожога или обморожения.

При ломоте в костях в качестве растираний, коми, используют костный мозг, а юкагиры используют более оригинальный способ лечения ревматизма: «Если у человека болит спина, … если у него распухли суставы, то убивали медведя, распарывали ему брюхо и, раздевшись, залезали туда и лежали там долгое время. Купаясь в крови, потом выходили оттуда, вытирались сухим мхом и через несколько дней чувствовали большое облегчение» [19, с. 450].

Особое место занимает использование в народной медицине северян пантов – неокостеневших рогов оленя. Исследование состава этого материала показало наличие в нём ценных биологически активных компонентов: йода, фосфора, кальция, магния и др. микроэлементов, а также аминокислот и пр. (Интересно, что многие народы Севера использовали его часто не как лекарственное средство, а как продукт питания, интуитивно, видимо, осознавая 44 его богатую природу). Панты – это созданная самой природой кладовая тех элементов и соединений органического и неорганического вида, которые жизненно необходимы человеку для нормального функционирования, для восстановления нормального функционирования после болезни и для профилактики функциональных и органических заболеваний. Именно природа создала естественные накопители полезных для человека компонентов в краях, неблагоприятных для проживания.

В статье Мухачёва А. найдены сведения о том, что «..ненцы обжигают пант над костром, ножом соскабливают остатки волоса и поедают кожу и мягкую хрящевую верхушку рога. Данное средство повышает иммунный статус организма, укрепляет физиологический тонус, способствует заживлению ран, лечению суставных болей и головной боли» [16, с. 28]. Мухачёв А. [15] в своей книге сообщает, что в наше время из экстрактов пантов северных оленей получают препараты рантарин и велкордин, которые по содержанию основных биологических веществ не отличаются от пантокрина, получаемого из экстрактов пантов марала, а по некоторым показателям даже превосходит его. Сегодня в современной медицине уже применяется «цыгапан» – порошок, который получают из окостенелых рогов северного оленя. (В Интернете есть сведения о том, что Китайская сводная фармакопея, составленная ещё в 1596 году и включавшая литературу 4000-летнего периода, посвящала специальный раздел пантам и окостеневшим рогам оленей).

Ненцы панты режут в июне (а камчадалы – в марте), берут с новых рогов кончики, самое мягкое место, режут кубиками и настаивают на спирту в течение трёх месяцев (а раньше их просто употребляли в пищу, что само по себе оказывало лекарственный эффект). Полученную жидкость используют как натирание и пьют от многих болезней (принимая вовнутрь, берут несколько капель на стакан воды).

При лечении ран дополнительно к растениям ненцы, например, применяют порошком из пережжённых щучьих зубов. Когда большая рана сопровождается обильным кровотечением, то лучшим средством считается свежее извлечённое оленье лёгкое, которое прибинтовывали к раненой поверхности. А если рана очень глубокая, то её даже тампонируют кусочком лёгкого (причём предпочтение отдают лёгкому свежее забитого оленёнка). Василенко Б. считает, что этот приём напоминает применение гомеостатической губки в современной медицине, поэтому он мог быть эффективным (он наблюдал нескольких человек, которые были вылечены подобным способом) [4, с. 60]. К ране также прикладывают мазь из смолы хвойных деревьев и медвежьего или песцового жира. Азиатские эскимосы лечение кровоточащих ран производили путём присыпки их порошком из жжёной оленьей шерсти [19, с. 292], а юкагиры лечили кровавые раны, прикладывая жжёную заячью шерсть [19, с. 450]. Если рана гноилась, ненцы, например, обрабатывали их желчью осетра.

Для обработки загноившихся ран, коми используют мазь для растирания суставов из «муравьиного масла» – тягучую жидкость желтоватого цвета, появляющуюся на муравейниках ранней весной. Встречается  она довольно редко и очень ценится. Считается, что только раз в жизни человеку удаётся увидеть это «масло», обладающее волшебной силой. Для этой же цели из муравьёв, собранных в бутылку и настоянных в тёплом месте на спирте, приготавливают мазь [6, с. 100]. Своеобразное лекарственное средство они также готовят из земляных червей: их промывают в чистой воде и в плотно закупоренной бутылке настаивают 10–14 дней. Полученным от сгнивших червей «маслом» смазывают различные раны для быстрого заживления.

В нашей работе мы постарались показать особенную связь  северной флоры, фауны и  человека как части природы. Природа дала народам Крайнего Севера всё необходимое для выживания, особенности национальной пищи, одежды, природное сырье для народной медицины. Мы попытались показать основу здорового образа жизни, через  биологический и химический состав природного

материала в народной медицине Крайнего Севера.

×
×