СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Фоменко Мариана Валерьевна

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ РИТМОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(музыкальный руководитель Фоменко Мариана Валерьевна)

     В наше время актуальна проблема развития детей младшего дошкольного возраста, когда закладываются основы умственного, нравственного, духовного и физического развития ребенка. Особенно важной является задача охраны здоровья подрастающего поколения, так как проблема полноценного физического развития, сохранения и укрепления здоровья детей данной возрастной категории на данный момент остается открытой: заболеваемость детей является достаточно высокой.

     Безусловно, укреплению здоровья и повышению двигательной активности способствуют и утренняя гимнастика, и организация физкультурных занятий, и максимальное прибывание детей на свежем воздухе. Однако, традиционный подход к физическому развитию, недостаточно затрагивает его эмоциональную и психическую сферы, которые являются неотъемлемой составляющей психофизического здоровья ребенка.

     Одним из способов физического развития ребенка в рамках образовательной программы является включение его в музыкально-ритмическую деятельность.

     Ведущие специалисты в области педагогики и психологии убеждены, что музыкальное воспитание оказывает положительное влияние на психофизическое развитие ребенка в целом – стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную и голосовую активность, обогащает эмоциональную сферу различными переживаниями.

     В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, « трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души…Ввиду этого, воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим…».

     Музыкально-игровая ритмопластика – одна из разновариантных моделей занятий, в основе которых лежит интеграция музыкально-ритмической и оздоровительно-развивающей деятельности. Данный подход способствует развитию музыкального слуха, двигательных способностей, а также тех психических процессов, которые лежат в их основе.

     Цель: содействовать укреплению психофизического здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами музыкально-игровой ритмопластики.

     Задачи:

1.       Укрепление здоровья:

Ø  способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;

Ø  формировать правильную осанку;

Ø  содействовать профилактике плоскостопия;

Ø  содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

Всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья.

2.       Развитие двигательных качеств и умений в процессе физических и танцевально-игровых упражнений:

Ø  развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

Ø  развивать способность передавать в пластике музыкальный образ, используя основные, общеразвивающие, имитационные, плясовые и танцевальные движения

Ø  приобщать к выразительному исполнению несложных танцев, хороводов, плясок, игр под музыку, вызывая желания детей с удовольствием участвовать в них;

Ø  формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений и танцев.

3.       Формирование пространственной ориентации:

Ø  учить самостоятельно находить свои места, свободные места в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

4.       Развитие музыкальности:

Ø  воспитывать интерес и любовь к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку;

Ø  обогащать слушательский и двигательный опыт – умение осмысленно и эмоционально использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом, узнавание знакомых детских песен, несложных музыкальных пьес, мелодий;

Ø  приобщать к элементарным двигательным умениям через развитие музыкально-сенсорных способностей: двигаться в соответствии с ярко-выраженным характером музыки (весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмический марш); менять движение в связи с изменением динамики звучания музыки (тихо-громко); регистров музыки (высокий-низкий); характер музыки (веселый-грустный); умение связывать движения с ритмом музыки (различные виды хлопков, притопов, полуприседания, прыжки и т.д.); умение согласовывать движения с текстом;

Ø  развивать первоначальные проявления ритмичности; освоение детьми игровых и плясовых движений.

5.       Развитие творческих способностей:

Ø  воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку;

Ø  воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

Ø  формировать умения использовать знакомые движения в самостоятельной деятельности, под другую музыку;

Ø  развивать воображение, фантазию, умение находить движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.

6.       Развитие психических процессов:

Ø  развивать восприятие, внимание, волю, память, мышление;

Ø  развивать слуховое внимание (умение начинать и заканчивать движения вместе с музыкой); развитие способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;

Ø  развивать умение выражать эмоции в мимике и пантомимике (контрастные по характеру настроения);

Ø  развивать лабильность нервных процессов.

     Поставленные задачи решаются через овладение разнообразными видами деятельности, включая нетрадиционные виды упражнений:

      ИГРОГИМНАСТИКА

Цель: освоение ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование двигательных умений и навыков.

    

ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА

Цель: освоение и формирование элементарных танцевальных движений, развитие чувства ритма, развитие двигательных качеств и умений.

     УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ С МУЗЫКОЙ

Цель: развитие способности к восприятию различных оттенков музыки и умение передавать в движениях средства музыкальной выразительности (изменение темпа, регистра, динамики).

     ОБРАЗНО-ИГРОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Цель: развитие способности передавать в пластике понятный детям образ с помощью несложных пантомимических движений.

     ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: развитие двигательных умений и навыков, двигательной активности детей, эмоционального отклика и желания участвовать в подвижных играх, воспитание ловкости, смелости, выносливости.

     ЙОГА

Цель: проведение профилактики простудных заболеваний средствами самомассажа, дыхательных упражнений, закаливания, релаксационных упражнений, психогимнастики.

     ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, координации движений рук, развитие мышления, речи, памяти, воображения, музыкального слуха и ритмических способностей.

     МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Цель: развитие познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитание волевых и нравственных черт характера, развитие координации движений, быстроты, ловкости, развитие музыкальных способностей, развитие творческого воображения, побуждать к творческой активности в музыкально-ритмических движениях и играх.

     ИГРОТАНЦЫ / ТАНЦЫ, ПЛЯСКИ, ХОРОВОДЫ /

Цель: разучивание или исполнение несложных танцев, плясок, хороводов, закрепление навыков музыкально-ритмических движений, обеспечение эмоционально-положительного состояния детей.

     На всех этапах занятий по Музыкально-игровой ритмопластике, помимо традиционных методов, применяется игровой метод, который придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

     Одним из приемов, используемых на данных занятиях, является ритмодекламация – комплексное сочетание слова, музыки и движения, чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Использование ритмодекламации помогает решению целого комплекса задач:

— способствует развитию координации движений, координации между слухом и голосом;

—  воспитывает ритмический слух и умение действовать согласованно;

 — способствует развитию музыкальных способностей;

— формирование естественного звучания голоса, благотворно сказывается на развитие речи;

— способствует выработки речевого дыхания, дикции, воспитывает выразительность, эмоциональность речи;

 — способствует развитию внимания и мышления.

     Занятия по музыкально-игровой ритмопластике имеют одну сюжетную линию и могут быть организованы таким образом, что в их проведении участвуют педагог и музыкальный руководитель, чередуясь и дополняя друг друга, либо один из педагогов в рамках кружковой работы. Особое значение в проведении занятия имеет эмоциональный настрой, речь педагога, доброжелательное отношение, активное участие в выполнение своей задачи.

     Занятие состоит из трех частей:

     Подготовительная часть занятия занимает от 5% до 15% общего времени и зависит от решения основных задач занятия. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка к работе: разогреть мышцы, связки, суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Для решения задач подготовительной части используется ИГРОГИМНАСТИКА (строевые упражнения, ритмическая гимнастика).

     Основная часть занятия длится от 60% до 80% общего времени. В этой части решаются основные задачи, связанные с формированием двигательных умений и навыков, идет основная работа над развитием двигательных способностей. На этой стадии дается большой объем знаний, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В основную часть занятия включены следующие виды деятельности: МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, ИГРЫ (ПОДВИЖНЫЕ, МАЛОПОДВИЖНЫЕ), ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ, ОБРАЗНО-ИГРОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ИГРОТАНЦЫ

     Заключительная часть занятия длится от 5% до 10% общего времени. В том случае, если в основной части занятия имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части увеличивается. Это создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход к спокойному состоянию детей. В заключительной части используются следующие виды деятельности: ЙОГА, ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ, ИГРОТАНЦЫ.

     Возможны и другие варианты конструирования занятия, по усмотрению педагога, с учетом поставленных задач и физических нагрузок. Занятия по музыкально-игровой ритмопластике усложняются в зависимости от возраста детей.

     Занятия по музыкально-игровой ритмопластике развивают физические, музыкальные, творческие способности, создают положительный настрой, а главное, необходимый двигательный режим для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

 

Литература

1.       Буренина А.И. Ритмическая мозаика / Программа по ритмической пластике для детей / — Санкт-Петербург, 2000.

2.       Дошкольное воспитание. – 1993.-№9.

3.       Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. – М., 1993.

 

 

 

 

 

 

       
   
 
 

МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ РИТМОПЛАСТИКА

 
 


 
 

 

 

 

ИГРОГИМНАСТИКА

(строевые упражнения, ритмическая гимнастика).

Ø  МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Ø  ИГРОТАНЦЫ (танцы, пляски, хороводы).

Ø  ИГРЫ (подвижные, малоподвижные)

Ø  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ

Ø  ОБРАЗНО-ИГРОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ЙОГА

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

 

1.     

ВСЕСТОРОННЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ,

                                            УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ.

2.       РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И

                                            УМЕНИЙ.

3.       РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

4.       ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

ОРИЕНТАЦИИ.

5.       РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ.

6.       РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример занятия по музыкально-игровой ритмопластике во второй младшей группе

«ОСЕННЯЯ ПОЛЯНКА»

Цель: закрепить полученные навыки и умения в разных видах ходьбы; упражнять в прыжках на двух ногах; развивать творческую активность; закреплять движения танца, умение выполнять движения с предметами; развивать речевую активность детей, умение выполнять действия в соответствии с текстом; тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Оборудование: осенние листья, дуги, дорожка с нашитой косичкой (либо другая дорожка), тренажер «Дерево».

I. ИГРОГИМНАСТИКА

Воспитатель (инструктор по физическому воспитанию):

Ребята, сегодня мы отправимся на осеннюю полянку. Итак, в путь!

(Звучит музыка)

ü  Ходьба по залу «Большие ноги идут по дороге (топ-топ-топ, маленькие ноги идут по дороге (топ-топ-топ)»; Чередование ходьбы врассыпную с ходьбой стайкой; Ходьба на носочках «Тянемся к солнышку».

ü  Оздоровительный бег (чередование бега в рассыпную с бегом в обусловленное место по сигналу воспитателя) (45 сек).

ü  Упражнения на восстановление дыхания «Вырасти большой»

Комплекс ритмической гимнастики

И. П: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»(Повторить 4-5 раз.).

IV. Общеразвивающие упражнения с листочками в кругу.

1) «Покажем листочки»

И. п. ноги слегка расставить, руки за спину.

1-руки вперед;

2-3 –поворачивать листочки вверх-вниз, сказать «Вот они!»;

4- спрятать за спину- и. п. (5-6 раз)

2) «Листики к коленям»

И. п. ноги на ширине плеч, листики у пояса.

1-наклон вперед, листики к коленям (вдох);

2- вернуться в и. п. (5-6 раз)

3) «Не задень листочки»

И. п. сидя, руки упор сбоку, листочки на полу к пяткам.

1- согнуть ноги, голову не опускать;

2- выпрямить ноги, голову не опускать

3- и. п. (5-6раз)

4) «Коснись листиков»

И. п. стоя, ноги на ширине плеч, листочки на полу.

1- присесть, коснуться листиков;

2- вернуться в и. п. (5-6раз)

5) «Полетим как листики»

И. п. ноги слегка расставлены, листочки в руках.

1- подняться на носки через стороны вверх (вдох);

2 – вернуться в И. П. (выдох) (5-6 раз)

II. ИГРОТАНЦЫ

Музыкальный руководитель:

На полянке красота!

Просто сказка! Чудеса!

Все деревья золотые, яркие и расписные, листиками шелестят

 И приветствуют ребят!

«Танец осенних листочков» музыка А. Филиппенко слова А. Макшанцевой

Листочки, листочки по ветру летят, — бегут по кругу, взмахи руками

У деток под ножками тихо шуршат.

И, плавно качаясь, ведут хоровод. ноги на ширине плеч, плавные покачивания корпусом и

А ветер осенний им песню поет.      руками, поднятыми вверх

 

То вправо, то влево листочки летят, — бег врассыпную, взмахи руками

Прощается с нами осенний наш сад.

Листочки, качаясь, ведут хоровод. – ноги на ширине плеч, плавные покачивания корпусом и

А ветер осенний им песню поет.      руками, поднятыми вверх

В конце танца дети подбрасывают листочки

МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА «Найди листок»

Ты лети, лети листок,

Прямо на дорожку.

Полежи один чуток,

Отдохни немножко.

Хоровод мы заведём,

Заведём на славу

И листочку своему

Подберём мы пару.

Дети с листьями в руках идут по кругу, или качают листочек над головой. В это время воспитатель разбрасывает листики в кругу, у детей такие же листья в руках, по окончании дети ищут своему листочку пару.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ

Воспитатель (инструктор по физической культуре):

Погуляем по осенней полянке. Посмотрите, как ловко белочки прыгают с ветки на ветку. И мы с вами попрыгаем как белочки.

1.       «Ловкие белочки» — прыжки на двух ногах

Посмотрите, вдалеке мишки лазают, играют.

2.       «Мишки-шалунишки» — ползание под дугами на четвереньках

И лисички, как весело бегают по дорожке.

3.       «Бег по дорожке» — бег по дорожке с нашитой косичкой (дорожка по усмотрению педагога)

Хорошее время года – осень. Хотите поиграть на осенней полянке? (Да)

. III. Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»

Мы листочки, мы листочки,

Мы веселые листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

Подведение итогов.

 

×
×