Автор: Фоменко Мариана Валерьевна
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ РИТМОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(музыкальный руководитель Фоменко Мариана Валерьевна)
В наше время актуальна проблема развития детей младшего дошкольного возраста, когда закладываются основы умственного, нравственного, духовного и физического развития ребенка. Особенно важной является задача охраны здоровья подрастающего поколения, так как проблема полноценного физического развития, сохранения и укрепления здоровья детей данной возрастной категории на данный момент остается открытой: заболеваемость детей является достаточно высокой.
Безусловно, укреплению здоровья и повышению двигательной активности способствуют и утренняя гимнастика, и организация физкультурных занятий, и максимальное прибывание детей на свежем воздухе. Однако, традиционный подход к физическому развитию, недостаточно затрагивает его эмоциональную и психическую сферы, которые являются неотъемлемой составляющей психофизического здоровья ребенка.
Одним из способов физического развития ребенка в рамках образовательной программы является включение его в музыкально-ритмическую деятельность.
Ведущие специалисты в области педагогики и психологии убеждены, что музыкальное воспитание оказывает положительное влияние на психофизическое развитие ребенка в целом – стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную и голосовую активность, обогащает эмоциональную сферу различными переживаниями.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, « трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души…Ввиду этого, воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим…».
Музыкально-игровая ритмопластика – одна из разновариантных моделей занятий, в основе которых лежит интеграция музыкально-ритмической и оздоровительно-развивающей деятельности. Данный подход способствует развитию музыкального слуха, двигательных способностей, а также тех психических процессов, которые лежат в их основе.
Цель: содействовать укреплению психофизического здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами музыкально-игровой ритмопластики.
Задачи:
1. Укрепление здоровья:
Ø способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;
Ø формировать правильную осанку;
Ø содействовать профилактике плоскостопия;
Ø содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
Всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья.
2. Развитие двигательных качеств и умений в процессе физических и танцевально-игровых упражнений:
Ø развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
Ø развивать способность передавать в пластике музыкальный образ, используя основные, общеразвивающие, имитационные, плясовые и танцевальные движения
Ø приобщать к выразительному исполнению несложных танцев, хороводов, плясок, игр под музыку, вызывая желания детей с удовольствием участвовать в них;
Ø формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений и танцев.
3. Формирование пространственной ориентации:
Ø учить самостоятельно находить свои места, свободные места в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.
4. Развитие музыкальности:
Ø воспитывать интерес и любовь к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку;
Ø обогащать слушательский и двигательный опыт – умение осмысленно и эмоционально использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом, узнавание знакомых детских песен, несложных музыкальных пьес, мелодий;
Ø приобщать к элементарным двигательным умениям через развитие музыкально-сенсорных способностей: двигаться в соответствии с ярко-выраженным характером музыки (весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмический марш); менять движение в связи с изменением динамики звучания музыки (тихо-громко); регистров музыки (высокий-низкий); характер музыки (веселый-грустный); умение связывать движения с ритмом музыки (различные виды хлопков, притопов, полуприседания, прыжки и т.д.); умение согласовывать движения с текстом;
Ø развивать первоначальные проявления ритмичности; освоение детьми игровых и плясовых движений.
5. Развитие творческих способностей:
Ø воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку;
Ø воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
Ø формировать умения использовать знакомые движения в самостоятельной деятельности, под другую музыку;
Ø развивать воображение, фантазию, умение находить движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.
6. Развитие психических процессов:
Ø развивать восприятие, внимание, волю, память, мышление;
Ø развивать слуховое внимание (умение начинать и заканчивать движения вместе с музыкой); развитие способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;
Ø развивать умение выражать эмоции в мимике и пантомимике (контрастные по характеру настроения);
Ø развивать лабильность нервных процессов.
Поставленные задачи решаются через овладение разнообразными видами деятельности, включая нетрадиционные виды упражнений:
ИГРОГИМНАСТИКА
Цель: освоение ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование двигательных умений и навыков.
ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА
Цель: освоение и формирование элементарных танцевальных движений, развитие чувства ритма, развитие двигательных качеств и умений.
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ С МУЗЫКОЙ
Цель: развитие способности к восприятию различных оттенков музыки и умение передавать в движениях средства музыкальной выразительности (изменение темпа, регистра, динамики).
ОБРАЗНО-ИГРОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Цель: развитие способности передавать в пластике понятный детям образ с помощью несложных пантомимических движений.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: развитие двигательных умений и навыков, двигательной активности детей, эмоционального отклика и желания участвовать в подвижных играх, воспитание ловкости, смелости, выносливости.
ЙОГА
Цель: проведение профилактики простудных заболеваний средствами самомассажа, дыхательных упражнений, закаливания, релаксационных упражнений, психогимнастики.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ
Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, координации движений рук, развитие мышления, речи, памяти, воображения, музыкального слуха и ритмических способностей.
МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Цель: развитие познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитание волевых и нравственных черт характера, развитие координации движений, быстроты, ловкости, развитие музыкальных способностей, развитие творческого воображения, побуждать к творческой активности в музыкально-ритмических движениях и играх.
ИГРОТАНЦЫ / ТАНЦЫ, ПЛЯСКИ, ХОРОВОДЫ /
Цель: разучивание или исполнение несложных танцев, плясок, хороводов, закрепление навыков музыкально-ритмических движений, обеспечение эмоционально-положительного состояния детей.
На всех этапах занятий по Музыкально-игровой ритмопластике, помимо традиционных методов, применяется игровой метод, который придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Одним из приемов, используемых на данных занятиях, является ритмодекламация – комплексное сочетание слова, музыки и движения, чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Использование ритмодекламации помогает решению целого комплекса задач:
— способствует развитию координации движений, координации между слухом и голосом;
— воспитывает ритмический слух и умение действовать согласованно;
— способствует развитию музыкальных способностей;
— формирование естественного звучания голоса, благотворно сказывается на развитие речи;
— способствует выработки речевого дыхания, дикции, воспитывает выразительность, эмоциональность речи;
— способствует развитию внимания и мышления.
Занятия по музыкально-игровой ритмопластике имеют одну сюжетную линию и могут быть организованы таким образом, что в их проведении участвуют педагог и музыкальный руководитель, чередуясь и дополняя друг друга, либо один из педагогов в рамках кружковой работы. Особое значение в проведении занятия имеет эмоциональный настрой, речь педагога, доброжелательное отношение, активное участие в выполнение своей задачи.
Занятие состоит из трех частей:
Подготовительная часть занятия занимает от 5% до 15% общего времени и зависит от решения основных задач занятия. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка к работе: разогреть мышцы, связки, суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Для решения задач подготовительной части используется ИГРОГИМНАСТИКА (строевые упражнения, ритмическая гимнастика).
Основная часть занятия длится от 60% до 80% общего времени. В этой части решаются основные задачи, связанные с формированием двигательных умений и навыков, идет основная работа над развитием двигательных способностей. На этой стадии дается большой объем знаний, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В основную часть занятия включены следующие виды деятельности: МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, ИГРЫ (ПОДВИЖНЫЕ, МАЛОПОДВИЖНЫЕ), ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ, ОБРАЗНО-ИГРОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ИГРОТАНЦЫ
Заключительная часть занятия длится от 5% до 10% общего времени. В том случае, если в основной части занятия имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части увеличивается. Это создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход к спокойному состоянию детей. В заключительной части используются следующие виды деятельности: ЙОГА, ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ, ИГРОТАНЦЫ.
Возможны и другие варианты конструирования занятия, по усмотрению педагога, с учетом поставленных задач и физических нагрузок. Занятия по музыкально-игровой ритмопластике усложняются в зависимости от возраста детей.
Занятия по музыкально-игровой ритмопластике развивают физические, музыкальные, творческие способности, создают положительный настрой, а главное, необходимый двигательный режим для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Литература
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика / Программа по ритмической пластике для детей / — Санкт-Петербург, 2000.
2. Дошкольное воспитание. – 1993.-№9.
3. Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. – М., 1993.
МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ РИТМОПЛАСТИКА |
ИГРОГИМНАСТИКА (строевые упражнения, ритмическая гимнастика). |
Ø МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ Ø ИГРОТАНЦЫ (танцы, пляски, хороводы). Ø ИГРЫ (подвижные, малоподвижные) Ø ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ Ø ОБРАЗНО-ИГРОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ |
ЙОГА ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ |
1.
ВСЕСТОРОННЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ,
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ.
2. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И
УМЕНИЙ.
3. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
4. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
ОРИЕНТАЦИИ.
5. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ.
6. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Пример занятия по музыкально-игровой ритмопластике во второй младшей группе
«ОСЕННЯЯ ПОЛЯНКА»
Цель: закрепить полученные навыки и умения в разных видах ходьбы; упражнять в прыжках на двух ногах; развивать творческую активность; закреплять движения танца, умение выполнять движения с предметами; развивать речевую активность детей, умение выполнять действия в соответствии с текстом; тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Оборудование: осенние листья, дуги, дорожка с нашитой косичкой (либо другая дорожка), тренажер «Дерево».
I. ИГРОГИМНАСТИКА
Воспитатель (инструктор по физическому воспитанию):
Ребята, сегодня мы отправимся на осеннюю полянку. Итак, в путь!
(Звучит музыка)
ü Ходьба по залу «Большие ноги идут по дороге (топ-топ-топ, маленькие ноги идут по дороге (топ-топ-топ)»; Чередование ходьбы врассыпную с ходьбой стайкой; Ходьба на носочках «Тянемся к солнышку».
ü Оздоровительный бег (чередование бега в рассыпную с бегом в обусловленное место по сигналу воспитателя) (45 сек).
ü Упражнения на восстановление дыхания «Вырасти большой»
Комплекс ритмической гимнастики
И. П: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! (Повторить 4-5 раз.).
IV. Общеразвивающие упражнения с листочками в кругу.
1) «Покажем листочки»
И. п. ноги слегка расставить, руки за спину.
1-руки вперед;
2-3 –поворачивать листочки вверх-вниз, сказать «Вот они!»;
4- спрятать за спину- и. п. (5-6 раз)
2) «Листики к коленям»
И. п. ноги на ширине плеч, листики у пояса.
1-наклон вперед, листики к коленям (вдох);
2- вернуться в и. п. (5-6 раз)
3) «Не задень листочки»
И. п. сидя, руки упор сбоку, листочки на полу к пяткам.
1- согнуть ноги, голову не опускать;
2- выпрямить ноги, голову не опускать
3- и. п. (5-6раз)
4) «Коснись листиков»
И. п. стоя, ноги на ширине плеч, листочки на полу.
1- присесть, коснуться листиков;
2- вернуться в и. п. (5-6раз)
5) «Полетим как листики»
И. п. ноги слегка расставлены, листочки в руках.
1- подняться на носки через стороны вверх (вдох);
2 – вернуться в И. П. (выдох) (5-6 раз)
II. ИГРОТАНЦЫ
Музыкальный руководитель:
На полянке красота!
Просто сказка! Чудеса!
Все деревья золотые, яркие и расписные, листиками шелестят
И приветствуют ребят!
«Танец осенних листочков» музыка А. Филиппенко слова А. Макшанцевой
Листочки, листочки по ветру летят, — бегут по кругу, взмахи руками
У деток под ножками тихо шуршат.
И, плавно качаясь, ведут хоровод. – ноги на ширине плеч, плавные покачивания корпусом и
А ветер осенний им песню поет. руками, поднятыми вверх
То вправо, то влево листочки летят, — бег врассыпную, взмахи руками
Прощается с нами осенний наш сад.
Листочки, качаясь, ведут хоровод. – ноги на ширине плеч, плавные покачивания корпусом и
А ветер осенний им песню поет. руками, поднятыми вверх
В конце танца дети подбрасывают листочки
МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА «Найди листок»
Ты лети, лети листок,
Прямо на дорожку.
Полежи один чуток,
Отдохни немножко.
Хоровод мы заведём,
Заведём на славу
И листочку своему
Подберём мы пару.
Дети с листьями в руках идут по кругу, или качают листочек над головой. В это время воспитатель разбрасывает листики в кругу, у детей такие же листья в руках, по окончании дети ищут своему листочку пару.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ
Воспитатель (инструктор по физической культуре):
Погуляем по осенней полянке. Посмотрите, как ловко белочки прыгают с ветки на ветку. И мы с вами попрыгаем как белочки.
1. «Ловкие белочки» — прыжки на двух ногах
Посмотрите, вдалеке мишки лазают, играют.
2. «Мишки-шалунишки» — ползание под дугами на четвереньках
И лисички, как весело бегают по дорожке.
3. «Бег по дорожке» — бег по дорожке с нашитой косичкой (дорожка по усмотрению педагога)
Хорошее время года – осень. Хотите поиграть на осенней полянке? (Да)
. III. Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
Подведение итогов.