Автор: Инна Алексеевна Панинская
Открытое занятие по математике в подготовительной группе с использованием палочек Кюизенера
Цель: умение работать с палочками Кюизнера
Задачи:
• Закрепить знания в порядковом и количественном счете до 10,выкладывать задание по образцу из палочек Кюизенера;
• Развивать умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы «Какой? Сколько?»;
• Воспитывать дружеские отношения между детьми, интерес к занятиям по математике, самостоятельность, умение рассуждать.
Оборудование:
Наборы палочек Кюизенера, схемы из палочек.
Ход занятия:
Воспитатель: Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
— Доброе утро!
— Доброе утро
Солнцу и птицам!
— Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Дети, посмотрите, что у меня в руках?
Дети: Коробочка с палочками.
Воспитатель: Да верно, в этой красивой коробке находятся палочки Кюизенера.
Воспитатель открывает коробку.
Воспитатель:Ребята, а я вам расскажу по секрету, что такими палочками могут работать только самые умные, самые талантливые дети! А вы такие?(Да!) Тогда ответьте: чем палочки похожи, а чем отличаются? Вспомните, сколько у нас палочек? (10 палочек). Какие палочки? (Разноцветные).
Дети: Они все прямоугольной формы, ими можно считать, выкладывать разные фигуры, узоры, отличаются размером.
Воспитатель: Ребята, вспомните каждый цвет, какой цифре соответствует. Давайте вместе читать стихотворение и вспоминать движения.
Мы по лесенке шагаем
И ступеньки мы считаем. (дети шагают на месте)
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной! (дети хлопают в ладоши)
Первая это белый листок! (дети рисуют в воздухе двумя пальцами квадрат)
Вторая – розовый лепесток! (дети подносят ладошки к носу иделают вдох)
Третья, как голубой океан (дети делают движения руками, как прыжки дельфинов)
Четвёртая – красный красивый тюльпан (дети складывают ладошки вместес локтями)
Пятая – желтый солнечный свет! (круговые движения руками)
Шестая – сиреневый яркий букет (дети соединяют руки кольцом и чуть наклоняются вперёд)
Седьмая – чёрный пушистый кот!(дети показывают движение кошачьих лапок)
Восьмая – вкусный вишнёвый торт (ладони вытянуты вперёд, держим торт и дуем на свечи)
Девятая – синий мой мячик (ладони соединяются шариком движение подбросили и поймали)
Десятая – оранжевый зайчик (ладони ушки на макушке шевелятся).
Воспитатель:В коробке с палочками есть конверт, а хотите узнать, что в нем? А в нем задания, для самых – самых… . Готовы выполнить задания?
Дети отвечают:Да!
Воспитатель: Справитесь? Тогда слушаем.
Задание №1 «Весёлый поезд.»
Воспитатель:Нужно сделать каждому свой поезд. Вагоны расположены так, чтобы их было 10, от самого маленького до самого большого, по порядку.
Воспитатель:Ребята, посчитайте вагоны, начиная с самого маленького- белого. ( считают).
— сколько вагонов? ( 10)
— каким по порядку стоит жёлтый вагон?
— какого цвета 6 вагон?
— какой по порядку вагон стоит между красным и фиолетовым?
— какой вагон слева от голубого?
— на сколько один вагон больше ( меньше) рядом стоящего? ( на 1)
Воспитатель: Это была разминка. Вы готовы к следующему заданию? (Да). Задание на внимание.
Задание № 2 «Выложи дорожку».
Воспитатель: У меня на доске схема дорожки. Вы должны ее запомнить, и после того как я ее закрою, самостоятельно выложить в той же последовательности, такую же. Запомнили, переворачиваю схему, выполняем задание, кто выполнил, поднимает руку. Все выполнили? Проверяем. (3 дорожки).
Воспитатель:Молодцы, справились. Готовы выполнить следующее задание? Тогда слушаем.
Задание №3 «Что пропустила?»
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Что пропустили?»
Вам нужно закрыть глаза, а я выложу две лесенки в прямом и обратном порядке. Когда по команде вы откроете глаза, нужно будет проверить мои лесенки. Всё ли правильно я выполнила или что-то пропустила? А теперь узнаем, кто из вас самый внимательный. Закрываем глаза. (В это время воспитатель выкладывает лесенки, специально убирает несколько палочек).
— Открывайте, что изменилось?
— Каких палочек не хватает?(Дети выходят по одному к доске и исправляют ошибки).(задание даётся 3-4 раза.)
Физ. минутка:
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Посмотрели через правое плечо,
Через левое плечо.
Присели, пяточки свои задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
Воспитатель: Отдохнули, слушаем следующее задание.
Задание №4 « Сколько раз ударю в музыкальной инструмент…»
(Показать палочку, соответствующую количеству ударов.)
Воспитатель:Ребята, вам нужно будет посчитать услышанные удары и поднять соответствующую палочку, обозначающую нужное количество.
Воспитатель:Молодцы, справились и с этим заданием. Готовы к следующему заданию? Тогда слушаем… .
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. А теперь задание на творчество. Вам нужно самим придумать, как сделать из палочек Кюизенера предмет, которые нас окружают. (Солнце, дом, цветок, дерево, машина и т. д.)
Задание №5 «Составь из палочек…».
Воспитатель: — Ну вот и закончились задания, ребята, вам понравилось их выполнять? А какие задания вам понравились? А какое задание для вас было сложным? Молодцы вы в очередной раз доказали, что вы самые умные, самые талантливые дети.
— Ребята, на столе у меня лежат полоски разного цвета. Вы можете подойти и взять себе любую полоску, если вам понравилось решать сегодняшние задания. (Разноцветные полоски от 1 до 5).